Без мощной системы образования у России нет будущего

Геннадий СЕМИГИН,
депутат Госдумы, лауреат Государственной премии РФ, председатель Народного правительства

Политический журнал, август 2005

В течение ряда лет в стране осуществляются попытки проведения неких преобразований по всем уровням образовательной системы. В основном они сводятся к следующему:

— повсеместное введение единого государственного экзамена (ЕГЭ) как основной формы оценки знаний выпускников школ;
— переход на финансирование образовательных учреждений через государственные именные финансовые обязательства (ГИФО);
— введение 12-летнего обучения в школе, так называемого предшкольного образования (вместо гарантированного Конституцией РФ бесплатного дошкольного) и возврат к обучению детей с 6 лет;
— повсеместное расширение платности образования и снижение доли государственных расходов на образование;
— сокращение числа образовательных учреждений (в первую очередь – вузов и малокомплектных сельских школ), а также преобразование образовательных учреждений в некоммерческие организации (что существенно облегчает их приватизацию) и ряд других.

Характерно, что большинство из них вызывает острое неприятие учителей и преподавательского сообщества, непонимание родителей. Во многом это происходит потому, что данные преобразования не только не решают коренных проблем отечественного образования, но и, напротив, усугубляют их.

А ведь таких проблем накопилось значительное число. Достаточно вспомнить, что сегодня в России доля расходов в ВВП на образование в 2–3 раза ниже, чем в развитых странах. Наша страна «успешно» занимает предпоследнее место в мире (опережая лишь Зимбабве) по расходам на одного школьника в процентах к подушевому ВВП.

В итоге более 3 млн детей школьного возраста сегодня находится вне школы, среди них уже более 800 тыс. неграмотных. Практически половина всех школ страны требует капитального ремонта. Многие здания школ, средних специальных и высших учебных заведений находятся под угрозой обрушения. Санитарным нормам удовлетворяет только треть школ.

Заработная плата в системе образования остается недопустимо низкой и составляет менее половины от средней по стране. В результате в системе образования отсутствует приток молодых специалистов, падает профессиональный уровень учителей и профессорско-преподавательского состава по всей системе образования. Размер студенческих стипендий остается в 5–10 раз меньше прожиточного минимума в зависимости от региона.

В стране по-прежнему отсутствуют единые государственные образовательные стандарты.

Этот перечень можно продолжать и далее. Но именно эти проблемы являются реальной болью современного российского образования. Именно способы их скорейшего разрешения обсуждают сегодня признанные специалисты в сфере образования на страницах «Политического журнала».

Между тем ключевым вопросом остается упорное нежелание государства в лице правительства России кардинально увеличивать государственные расходы на сферу образования. Напротив, удельный вес расходов на сферу образования сокращается все последние 10 лет. С принятием закона №122 ликвидированы льготы вузам и их инвесторам. С 2006 г. правительством вводятся беспрецедентные налоги на землю и имущество для образовательных учреждений. Только для федеральных учреждений они составят около 160 млрд руб., что сравнимо со всем объемом расходов на образование, запланированных в проекте федерального бюджета на будущий год – около 200 млрд руб.

Очевидно, что нынешнее состояние системы образования является удручающим. В этой связи закономерно, что почти 3 млн работников образования подписали обращение к президенту России, заявляя о нетерпимости своего положения и происходящего в системе образования.

Добавить комментарий