Праздничные дни. Как они появляются и кто их устанавливает

«Известия Науки»

24 ноября в Госдуме будут рассматриваться в первом чтении поправки в Трудовой Кодекс об упорядочении праздников. Некоторые страрые праздничные дни предлагается исключить, заменив их новыми. Почему возник этот вопрос? Возможно ли волевым решением депутатов исключить или навязать обществу тот или иной праздник? Как устанавливаются праздничные дни в других странах? На эти и другие вопросы вам ответит наш гость, Сахаров Андрей Николаевич, директор Института российской истории РАН, профессор, член-корреспондент РАН.

12:53 Алексей Воленский — Добрый день, уважаемый Андрей Николаевич. Расскажите, пожалуйста, что произошло 4 ноября в далеком для нас 1612 году, чтобы вдруг сделать этот день, спустя столько лет, государственным праздником и обязать всех граждан нашей страны праздновать его?

Отвечая на этот вопрос, скажу сразу, что 4 ноября не произошло ничего. Произошло что-то 1 ноября, что-то 5 ноября. Если мы обращаемся к старому стилю, то 22 октября поляки в Кремле капитулировали. Выпустили из Кремля сидельцев, заложников. Среди них был Михаил Романов, будущий царь. Если вы к этой дате прибавляете, как это положено для 17 века десять дней, в силу расхождения между Юлианским и Григорианским календарем, то у вас получается дата 1 ноября. Если вы прибавляете к дате 26 октября, когда поляки капитулировали и открыли Кремль, десять дней, у вас получается день 5 ноября. А день 4 ноября был установлен в 18-м году, когда наша страна перешла на Григорианский календарь. А в 20 веке прибавляли, как положено датам 20 века, 13 дней. Так вот произошла ошибка и вместо десяти дней к дню 22 октября прибавили 13 дней. И получилось 4 ноября. 22 октября был день не только капитуляции поляков, но и день, когда некоторое время спустя Михаил Романов утвердил празднование иконы Казанской Божьей Матери, которая была в лагере Минина и Пожарского, и считается, она помогла достигнуть победы и освободить русскую святыню — Кремль. И вот с тех пор и пошло 22 октября или почему-то 4 ноября по стилю уже для 20 века. Но это вопрос несущественный. Можно отмечать и 4 и 5, правильнее было 5 ноября, конечно. Но вопрос в другом: почему сегодня вдруг встал вопрос о праздновании этой даты? Потому что это событие в течение веков никогда не забывалось российской историей, российским народом. Это событие, которое праздновалось в течение столетий всей Россией. Это был праздник общенародный. Это был праздник, который возник не по указке государевой, этот праздник возник стихийно. И когда он после 17 года отошел в тень, это было несправедливо, это было прискорбно и это было антиисторично. И сегодня, уже в новых исторических условиях, в условиях деидеологизации праздника, в условиях свободы — мы вновь выдвигаем этот праздник на первый план, вспоминаем о нем, с уважением говорим о нем, потому что именно события конца октября 1612 года по старому стилю действительно всколыхнули всю Россию, объединили ее. В ополчении Минина и Пожарского шли и русские, и татары, и удмурты, и чуваши, и марийцы, другие народы Поволжья, Приуралья. Шли все слои населения — и бояре, и дворяне, и дьяческая среда, казаки, руководителями этого ополчения были Минин и Пожарский, а вдохновителями этой борьбы явились русские православные лидеры, в первую очередь патриарх Гермоген, бывший в заточении в Кремле, и монахи Троице-Сергиевского монастыря. И освобождение Москвы, и окончание смуты произошло благодаря усилиям всего народа, всех его слоев, всех национальностей России. Во-вторых, важно подчеркнуть, что это было событие эпохальное, ключевое в истории России. Известно, что в период смуты рухнула российская государственность. Распалась приказная система. Разрушилась армия. Грабежи и разбои захватили всю страну. Наблюдался упадок культуры. Страну разъедал регионализм и сепаратизм. Каждый город, каждый уезд перестали себя ощущать частью единого государства, единой страны. В нашу внутреннюю смуту вмешались поляки и шведы. И понятно, что освобождение Кремля, воссоздание российского государства, воссоздание российского правления, армии, экономики содействовало общему цивилизационному возрождению, и дало замечательную основу для будущего России. Вот почему мы возвращаемся к этой дате.

12:56 Сергей Хвостовец, Магнитогорск — Не кажется ли Вам, что вся эта возня с праздниками абсолютно никому не нужна, кроме политиков, желающих таким способом попасть в историю?

На вопрос Сергея Хвостовца из Магнитогорска мне хочется ответить следующим образом. Не думаю, что этот праздник является «политической возней и желанием политиков обязательно попасть в историю». Я думаю, что возврат этого праздника независим от идеологии, независим от политических устремлений. Это событие огромного цивилизационного значения в истории России, которое сегодня занимает достойное место в нашей современной истории и становится достоянием современных поколений. Я думаю, что это будет справедливо, если наши государственные органы будут этому всячески содействовать. Во всяком случае, мы — историки — долгие годы недоумевали, почему это событие ушло в тень в течение десятилетий в истории нашей страны, в истории предшествующих поколений. И теперь это недоумение вполне рассеивается. И это нормально, исторически логично, естественно.

13:13 Вадим — Не кажется ли Вам, уважаемы Андрей Николаевич, что такое привольное отношение к праздничным дням, не пойдет на пользу нации, ее единению, не послужит консолидации общества?

Праздничные дни не назначаются сверху, они принимаются всем народом, например, как День Победы! И с эти ничего не поделаешь, а переписывать через каждые несколько лет историю страны и ее праздники дело весьма неблагородное и даже опасное.

Отвечая на вопрос, я скажу, что его автор, Вадим, совершенно прав. Фривольное отношение к праздникам недопустимо. Ведь праздники, как правило, не назначаются сверху. Они принимаются народом. Именно к таким праздникам, который и был принят народом, как святой праздник, и был праздник освобождения Кремля и окончания смуты. И теперь именно он возрождается как общенародный праздник, как стихийный праздник, который в течение десятилетий замалчивался. Таким же общенародным праздником является и День Победы. Отметим, что эти праздники не идеологизированы, не политизированы, это народные праздники, выросшие из стихийного отношения народа к этим событиям, выросшие из трагедии и окончательной победы.

13:18 Сергей Макаренко — Насколько правомерно с исторической точки зрения название 4 ноября — Днем единения? Да, 4 ноября — начало изгнания поляков, есть такая историческая дата в календаре нашего Российского государства. Но почему именно сейчас, спустя столько времени, решили вспомнить об этом дне и сделать его государственным праздником? Не только ли затем, чтобы заменить его на ненавистный сегодняшним властям день Октябрьской революции? Но ведь если это так, то о каком единении может идти речь — речь может идти только о разъединении.

Что касается праздника 4 ноября и того, может ли он называться Днем единения, я думаю, что может, поскольку в конце октября 1612 года именно единство народов в борьбе против смуты, стремление к установлению порядка и нормальной жизни, продемонстрированное всем народом, всеми национальностями России, всеми ее конфессиями, всеми слоями, как раз и составляло сущность этих октябрьских событий. Что касается того, что мы сейчас решили вспомнить об этом дне, это случилось не вдруг. Этот поворот вызревал в течение долгого времени. По мере воссоздания неискаженной объективной истории нашего отечества. И по мере того, как уже в 90-е годы, в начале 21 века, мы общими усилиями стали наводить порядок в собственном доме после бурных перипетий 90-х годов. Я не думаю, что это сделано в противовес ненавистного властям дня Октябрьской революции. День Октябрьской революции останется в истории страны, и он будет праздноваться теми слоями населения, которые связали именно с этим днем свою судьбу и свое мировоззрение. Но события 90-х годов показали, что большинство населения думает по-другому. Большинство населения вернулось к тем ценностям, и прежде всего к таким мировым явлениям и мировым рычагам цивилизационного развития, как частная собственность, как рыночные отношения, как равноправное партнерство со всеми странами и народами мира, и к тем ценностям, которые отрицала Октябрьская революция. Конечно, на каком-то этапе нельзя будет говорить о том, что в ноябре месяце 4 или 5 числа мы будем праздновать день единения, поскольку большая часть народа будет исповедовать свои прежние ценности, и это нормально. Но время неумолимо движется вперед. И история все расставит по своим местам.

13:24 Александр — Что такое государственный праздник, какую смысловую нагрузку он несет?

Очень интересный вопрос задает Александр: что такое государственный праздник? На мой взгляд, государственный праздник — это средоточие основных общенародных тенденций самого позитивного, самого светлого, самого благородного начала, которое способствовало процветанию народа, сохранению его государственности, культуры, независимости, и всего, над чем трудился народ, все поколения, все сословия, все слои, все деятели в течение долгих веков. И такой праздник, такая дата, такое явление как бы суммирует все эти усилия народа, подчеркивает это и вдохновляет людей на будущие благородные светлые дела, на пользу отечества.

13:30 Елена, Москва — А какие бы Вы, уважаемый Андрей Николаевич, предложили для всей страны новые праздники, связанные с историческими датами? Какие события, нашей многовековой истории лично Вы считаете наиболее значимыми для России? Спасибо за ответ.

Что касается меня и того, какие бы я предложил новые праздники, связанные с историческими датами, я бы сказал уже то, что и было сказано до этого: праздники не целесообразно предлагать. Они сами рождаются в гуще народа, в гуще исторических событий. И, конечно, к таким датам относится и дата окончания смуты. Я бы эту дату восстановил в качестве общенародного праздника России и как празднование, и как урок для любителей будущих смут. А что касается исторических дат, то их немало. Многие из них забыты. И сейчас наш Институт российской истории РАН совместно с общественными государственными структурами разрабатывает список дат, на которые следует обратить внимание и в нашей общественной жизни, и в СМИ для того, чтобы возродить, вспомнить все лучшее, что было в истории нашего народа и воспитывать на этом современные поколения.

13:38 Иванов Дмитрий — Уважаемый Андрей Николаевич! В Российской Федерации в разряд государственных введены православные праздники — Рождество Христово и Пасха (последняя, правда, и так всегда приходится на воскресение; но на Рождество у нас праздничный выходной день). Не является ли, с Вашей точки зрения, возведение православных праздников в разряд государственных ущемлением прав представителей других конфессий (католиков, мусульман и т.п.). Ведь, несмотря на то, что в современной России к православной культуре принадлежит подавляющее большинство населения, велика доля неправославных, причём многие поколения проживающих на территории страны. Как в других многоконфессиональных странах решается подобный вопрос о религиозных праздниках? Не считаете ли Вы возведение религиозных праздников в разряд государственных нарушением принципов светского государства? С уважением, Иванов Д.И., 30 л., технолог.

Что касается религиозных праздников, православных праздников, которые оказались в разряде государственных, я думаю, что здесь не все так просто и так корректно. Россия является светским государством. Церковь у нас отделена от государства и государство от церкви. Кроме того, Россия является многоконфессиональной страной. И потому, было бы логичным сохранять эту светскость и применительно к установлению государственных праздников, либо, если какие-то исключения и будут существовать или существуют, в частности, праздники Рождества Христова и Пасхи, то, я думаю, следовало бы в связи с этим рассмотреть вопрос и относительно того, чтобы обратить внимание на крупнейшие мировые праздники, скажем, мусульманского мира, и каких-то других религий.

Добавить комментарий