Интервью газеты «Протестант» с Председателем Российского Союза евангельских христиан-баптистов Сипко Юрием Кирилловичем

Юрий Кириллович Спасибо за то, что Вы нашли время встретиться с нами и ответить на наши вопросы. В последнее время стало отчетливо заметным стремление российской власти усилить свое влияние на самые различные сферы общественной жизни, повысить управляемость социальных процессов, происходящих в современной России. Это коснулось и такой традиционно неполитизировнной области общественных отношений как религиозная жизнь. В тоже время общественная активность большинства российских церквей и их верующих в последние полтора десятилетия, естественно, выросла. Это стало характерным не только для правящей Русской Православной церкви, но и для других конфессий, в том числе и протестантского толка, хотя поводы для такой активности у них были разные. В этой связи, хотелось бы выяснить какими должны быть установочные позиции евангельской церкви к политике, государству, обществу.

1.Во времена Христа (а в России вплоть до недавнего времени) в обществе господствовала политическая диктатура. Выражать свое мнение или свой протест против произвола, люди, в том числе и верующие, могли, только нарушая многочисленные запреты. Сегодня Конституция позволяет гражданам в рамках закона выражать свое отношение и недовольство своим положением в обществе и проводимой политикой. До какой степени христиане, должны быть вовлечены в политический процесс? Какие задачи они должны при этом ставить перед собой? В какой форме может выражаться это участие?

Был ли Христос политическим деятелем? Ответ будет, нет!
Был ли Христос человеком, влияющим на политику? Ответ будет, да!
На первый вопрос нам даже полемизировать не придётся. И сторонники, и противники Христа будут единодушны в том, что Христос никогда не выдвигал политических требований. Он не претендовал на политическую власть, и даже когда Ему такую перспективу предлагали, уклонялся активно и однозначно.
Лучшее тому подтверждение в Его ответе на вопрос Пилата:

«Тогда Пилат опять вошел в преторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему: Ты Царь Иудейский?
Иисус отвечал ему: от себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне?
Пилат отвечал: разве я Иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал?
Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда.
Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего». Иоанн. 18: 33-37;

Христианам важно сохранить эту безмерную свободу, в которой пребывал Христос.
Он был арестован, Он был осуждён беззаконно. Он был казнён как последний злодей.
Но Он остался свободен!!! Задача последователей Христовых в мире пребывающих, сохранить себя в свободе от мира.

В своей первосвященнической молитве Господь сказал так:

«Я передал им слово Твое; и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира. Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла.
Они не от мира, как и Я не от мира».

Влиял ли Христос на окружающий мир, на политическую элиту?
Вопрос очевидно риторический. Я скажу не сомневаясь. Никто не оказал большего влияния на мир, чем Христос. Причём влияние, оказанное Христом на мир, на все без исключения, составляющие человеческой цивилизации, исключительно позитивный.
Как же, скажет мне внимательный наблюдатель, разве не было инквизиции, разве не было крестовых походов, а как Вы расцениваете изгнанных из России духоборов, лишённых права на жизнь молокан, да и баптисты, как самая зловредная секта, разве не от христиан страдали?
И становится, очевидно, что Христос и христианство не одно и то же.
Так вот возвращаясь непосредственно к вопросу: До какой степени христианин должен быть вовлечён в политический процесс?
Спрошу и я Вас. Наш российский президент христианин. Кто не видел, как он посещает храм и целует иконы?
Кто не умилялся мудростью Президента, который сдвинул процесс объединения Русской православной церкви, её Московского и зарубежного Патриархатов? Возможно, что в данном случае мы наблюдаем вовлечение политика в религиозную жизнь, но всё же это и христианин в политике. Где же предел вовлечения христианина в политику? На самом деле я думаю, проблема состоит в том, что политическая элита, государственная власть в России не соблюдает закон, нарушает положения Конституции. Иначе откуда может возникнуть недовольство и протест?
Так вот христиане, как граждане страны имеют полное право на отстаивание своих свобод. Церковь же, как религиозное сообщество отделена от государства, не имеет права заниматься политической деятельностью. Но церковь в России имеет право образования юридического лица, и становиться субъектом права. Она получает возможность отстаивать свои интересы в суде, в различных гражданских инстанциях. Церковь имеет два гражданства. Земное и небесное. Власть принадлежит Богу, и церковь в первую очередь подотчётна Богу. Богу — Богово, а кесарю — кесарево! Церковь признаёт земную власть до тех пор, пока она не посягает на веру, область целиком подотчётную лишь Богу.
Здесь уместно заметить, что евангельское: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены», нередко трактовались и трактуются однобоко.
Простой и очевидный вывод: Христиане должны покоряться власти, не совсем верен.
Этот текст говорит о том, что власть принадлежит Богу, и власть земная, власть государства возникает как часть власти Бога, делегированная людям. Нельзя забывать, что власть над человеком не принадлежит другому человеку. Власть над человеком принадлежит только Богу!
В процитированном тексте задача власти земной определена вполне конкретно: ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Лишь в пределах определённых Богом.
При том, и власть должна понимать свою подотчётность Богу, Высшему авторитету, источнику власти! Как только земная власть вторгается в прерогативу Божью, наступает конфликт между церковью и властью. Равно как и тогда, когда власть земная преступает пределы Богом данных законов.
Как мы христиане должны вести себя в таких случаях. Мы не можем применять насильственные методы. Но, понимая верховенство Бога перед любой властью, христианин, руководствуясь своей совестью, имеет право не исполнить приказ, когда он ведёт к нарушению Божьего закона. Христианин имеет право указать на беззаконие власти, христианин имеет право потребовать справедливого к себе отношения, со стороны любого института власти.
Конечно это только декларация. Ибо пока история Российская не даёт примеров, когда власть исполняла главную свою задачу: Быть слугой Бога на добро человеку!
Власть пока заставляет человека быть своим слугой, и очень обижается, если человек обнаруживает самостоятельность.
Я приведу пример. В Римской империи, пару тысяч лет назад, какой-то еврей Савл, как-то сказал: нас, Римских граждан, без суда всенародно били и бросили в темницу, а теперь тайно выпускают? Нет, пусть придут и сами выведут нас.
Что бы услышал в ответ на такое возмущение гражданин России в 21 веке? Вполне возможен вариант: Ишь, чего захотели! Может вам еще добавить срок?
А вот что услышал Савл:
Городские служители пересказали эти слова воеводам, и те испугались, услышав, что это Римские граждане. И, придя, извинились перед ними.
Ещё случилось Савлу предстать перед ревнителями отеческих традиций, и он спрашивает власть: разве вам позволено бичевать Римского гражданина, да и без суда?
Этого было достаточно, чтобы его уже не трогали. То древнее общество, в котором проповедывал Савл, было, как мы сегодня сказали бы, правовым; оно было под властью Римского права.
Как бы такое заявление сработало в сегодняшней России? Угадайте из трёх раз.

2. Юрий Кириллович, как быть, когда власти не исполняют закон? Отношение к анти-протестантской пропаганде. Как бороться с укоренившимися ложными мифами, направленными против евангельских христиан?

Опять же я хочу повторить библейскую интерпретацию власти: «ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро».
Наш российский опыт таков, что этот текст Библии не может найти подтверждения.
У нас — Начальник себе на добро, это мы знаем. Но это уже — нарушение закона.
И как тут быть? Конечно, надо молиться и указывать, в том числе и представителям власти, на грядущую ответственность перед Божьим судом!
Например, Конституция России декларируют равенство всех религий перед законом.
Но на практике существует явная, и ещё более суровая, скрытая дискриминация религиозных меньшинств. Перед лицом такой беззаконной власти эти меньшинства беспомощны.
Словами поэта выражаясь: «пред ним и суд и правда; всё молчи»!
Но дело в том, что такое отношение к Себе и своим последователям Иисус Христос предсказал очень определённо: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас».
Мы нередко впадаем в искушение, желая получать похвалы от земной власти, признание своих достоинств, что не грех, но невероятно по самой сути евангельского учения. Я думаю, что людям веры не стоит впадать в истерику по причине такого к себе отношения. Евангелие говорит совершенно определённо: «Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется». Очень печально видеть, когда, ради людской похвалы, христиане предают евангельские принципы. Не там ли кроется причина того, что, по крайней мере, в нашей стране межрелигиозное напряжение так велико. А ведь это напряжение между людьми, называющими себя христианами.
Политические и властные структуры являются лишь орудием религиозных структур. Я думаю, в такой ситуации, лучший ответ нам даёт Христос! Ведь Он истинный человек. Он был один. Совершенно один. И против Него поднялась вся мощь и политической и религиозной власти. Как только не клеветали на Него! Его осудили, бичевали, и распяли.
И Он сказал нам: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне».
И Он показал нам, своим Воскресением, что Его слова не пустой звук! Если христианин действительно верует в своего Бога, Иисуса Христа воскресшего из мёртвых, то ему не надо бояться! Ему не надо заискивать! Ему не надо доказывать свою порядочность!
Пусть боятся те, кто нарушает Божьи заповеди.
Известное предложение: «лучше зажечь единственную свечу, чем проклинать тьму» как нельзя лучше отвечает на Ваш вопрос. Если каждый носящий имя Христа, станет тем, чем он призван быть: «ВЫ свет мира», это будет лучшим ответом на все обвинения клеветы.
«Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» — это слово Евангелия никто не отменял.

3. Каковы общественные задачи могут стоять перед христианином, его церковью, всем евангельским движением России на современном этапе?

Вы знаете, размышляя над этим вопросом, я пребываю в искушении нарисовать такую программу значимую, которая решит все проблемы общества, исцелит все язвы, ликвидирует несправедливость, и всех сделает счастливыми и богатыми, женатыми и здоровыми. И даже можно и цифры привести для пущей убедительности.
Но важнейшей задачей остаётся для всякого христианина быть ХРИСТИАНИНОМ! Для церкви Христовой, быть церковью Христовой!!!
Что может быть сильнее слов Учителя: Вы — соль земли! Вы — свет мира!
Я помню разговор пресвитера с одним чиновником. Пресвитер просил разрешить аренду помещения для собраний общины, а чиновник упрямился, и не разрешал. Пресвитер приводил аргументы: Мы помогаем бедным. Чиновник: Мы тоже помогаем бедным. Мы помогаем сиротам. Мы тоже помогаем сиротам. И таким образом аргументация исчезала.
Что может более дискредитирующим церковь, чем фраза из Евангелия: «имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся». А ведь есть и ещё обличение: «ты носишь имя, будто жив, но ты мертв».
Вы знаете, я очень обеспокоен активизацией политической возни евангельского движения. Церковные лидеры претендуют на политически значимые позиции в обществе, дают рекомендации в вопросах управления государством. Получило широкое распространение так называемое «богословие успеха», которое ложно ориентирует людей на материальное преуспеяние, как знак божественного избрания. Церковь зачастую просто спекулирует на потребностях людей, предлагая простенькие рецепты решения сложнейших социальных проблем. Приди в нашу церковь и будешь богат!
Самой важной общественной задачей для церкви остаётся задание нашего Господа: И сказал им: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всему творению».
Исполнение этого задания не ради газетной публикации, не ради политических дивидендов, а лишь из любви, будет общественно значимым.
И тут вспоминается одна цитата, принадлежащая, как ни странно, исповедующему Ислам Али ибн Ал Муваффаку: «Господи! Если я служу Тебе из страха перед адом, то покарай меня адом! Если я служу Тебе из стремления попасть в рай, то лиши меня этой возможности, но если я служу Тебе из чистой любви,- делай со мной всё, что Тебе угодно»!!! Нам не хватает ясного осознания Царствования Господа:
Скажите народам: Господь царствует!! – Вот главная общественная задача церкви.
Покажите народам: Господь царствует! Наш Царь Господь показывает всем нам то, что для Него важно в нашей жизни, нашем служении: «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне».

Давайте упростим картину грядущего призыва святых к вечной славе.
В Божье Царство приглашены те, которые:
1. Накормили голодных. Как противно глядеть на рыскающего в помойке.
2. Напоили жаждущих. Может быть, это у него с похмелюги горящий.
3. Приютили бездомных. Это — бомж, да, наверное, с туберкулёзом..
4. Одели нагого. Зачем ему, всё равно пропьёт.
5. Больного посетили. Так некогда, да и чем ему поможешь. А если у него СПИД?
6. В тюрьму пришли. Вор должен сидеть в тюрьме. Поделом ему.
Циничные комментарии пусть не смущают благочестивого читателя.
В тексте евангелия Христос Себя ассоциирует с людьми асоциальными. А святыми учениками Он признаёт тех, которые не побрезговали, не пренебрегли, но оказали милость и человеколюбие тем, кто не может отблагодарить!!!
Скажу с болью в сердце, что все, кто почитает себя христианином, в России, ещё должны осмыслить эту свою миссию человеколюбия. И мы баптисты, немало на этом поприще делаем. Но, тем не менее, нужно многократно больше!
Есть у меня мечта. Она в том, что наше братство возьмётся по настоящему за искоренение позорного явления, сиротства, когда сотни тысяч детей воспитываются в инкубаторах. Тут нужно сложение усилий всех людей просвещённых евангелием.
Наш Господь есть Бог сирот и вдов!!
Я молюсь о том, чтобы в нашей стране не осталось сирот.
Я молюсь о том, чтобы в нашей стране не осталось и вдов без внимания и заботы!

4. Общеизвестна активность евангельских христиан-баптистов в духовном и социальном служении. Гораздо меньше известно об их морально-нравственном и гражданском служении.

Вы правы, социальное служение, совершаемое евангельскими верующими многосторонне и разнообразно.
Возможно, что известность как раз и недостаточна. Я вижу здесь несколько причин.
Первая в самих Христинах. Верные заветам своего Учителя они скромны до неприличия.
Вторая в том, что СМИ призванные к информированию общества очень ангажированы и нацелены на сенсацию. Как выразился Фазиль Искандер: «Мы слишком космичны. Починить забор повалившийся, слишком мелкая задача. Вот вырастить виноградник за полярным кругом – это нам интересно!»
Третья причина — велик градус межрелигиозного напряжения. Информация в СМИ о баптистах не может быть позитивной. Есть случаи вопиющие. Корреспонденты лишались работы, издания лишались права на жизнь, за позитивную публикацию о баптистах.
Есть случаи, когда ни те, ни другие не пострадали, но баптисты больше не могли совершать социальное служение там и то, о котором и где была публикация. «Платон мне друг, но истина дороже», потому не могу смолчать.
Это же самое относится и к описанию моральных качеств так называемых сектантов.
Вся Россия знает, что патриотами Родины могут быть только православные.
Попробуйте доказать, что патриотами могут быть и не православные граждане России.
Я в своё время отслужил в советской армии, как и ещё трое моих братьев. Сын мой отслужил уже в Российской армии. В семье моих родителей, отслуживших отечеству верой и правдой, двенадцать детей. Все законопослушные, трезвые, работящие. Не курящие, не пьющие, отсюда не болеющие, и не чем не навредившие своей родине.
Библейское правило «не позволительно мужу разводиться с женою своею» для нас свято.
И кому не известно правило: «сильная семья – сильное государство!», и уж, коль скоро в евангельском движении сильная семья является основанием благочестивой жизни, то своим благочестием всякий евангельский верующий созидает и сильное государство.
Вот небольшая справочка о нашем отечественном социальном положении.
«По данным статистики, в России сейчас 20 миллионов трудоспособных мужчин. Из них 1 миллион — сидит в тюрьмах, 5 миллионов — безработные, 4 миллиона — хронические алкоголики и 1 миллион — наркоманы. По уровню продолжительности жизни мужчин Россия занимает 122-е место в мире.
Как и всякая статистика, штука спорная, но одно могу сказать уверенно. Баптистов нет в тюрьмах, как осужденных за преступления, но есть в качестве служителей Евангелия, как душеспасители. Это не просто патриотизм. Это геройский патриотизм.
Будь я начальник, я бы всех тех, кто добровольно идёт за семь заборов колючей проволоки, в зону, в камеру, на беседу с теми, кто на всю грудь написал: «нет в жизни счастья», и самой надписью отверг раз и навсегда сам поиск смысла жизни, отмечал бы специальным государственным знаком признания его служения отечеству.
Ведь не просто приходит для галочки, но душу свою отдаёт.
Государство даёт немалые премии за произведения в искусстве, науке.
Нет награды за души человеческие, вырванные из ада, возвращённые в жизнь, в семью, в общество. Человек – бесценное достояние государства! Когда мы увидим признаки, подтверждающие этот тезис?

5. Существуют ли общепротестантские проекты в области социального и гражданского служения?

Религиозная свобода в России существует всего пятнадцать лет. За такой ничтожный срок, практически с нуля в России в настоящее время тысячи протестантских общин.
И при этом, несмотря на дезинтеграцию общества, тревожные сепаратистские настроения протестанты имеют достаточно сильные связи меж собой.
В распространении Евангелия проведено несколько всероссийских мероприятий.
Последний из них « Надежда есть» — колоссальное движение. Масштаб всероссийский.
Постоянно действует Консультативный Совет глав протестантских церквей России.
Их общим дело стал уже завоевавший известность Российский молитвенный завтрак, который проводится каждый год.
Консультативный Совет разработал и принял «Социальную позицию протестантских церквей России». Ведутся консультации с Русской Православной Церковью.

6. Евангельские христиане провели уже 5 ежегодных Национальных молитвенных завтраков. Каковы практические результаты этих мероприятий для церквей, российского общества? Ваши пожелания по дальнейшему развитию этого проекта?

Самый очевидный результат это сближение протестантских церквей России.
Для динамично развивающихся церквей, в условиях огромных расстояний, при практическом отсутствии в прошлом каких либо связей, это великое дело.
Могу сказать, что к числу достижений отношу и тот факт, что протестанты в российском обществе стали заметной религиозной группой, которую уже невозможно исключить с религиозной карты страны.
Молитвенный Завтрак не просто заявил о наличие протестантов, но он стал площадкой публичных выражений позиции протестантов по общественным процессам, протекающим в отечестве. Это уже солидный вклад в развитие нашего гражданского общества.
Ведь всё сделанное именно активностью граждан, без поддержки и участия госструктур.
Пожелание моё простое.
Как говорил Христос: «так поступай, и будешь жить».

Еще раз спасибо за встречу и возможность донести до наших для читателей ваше мнение по затронутым проблемам.

Добавить комментарий