Восстановить душу

Доктор Эрвин В. Лютцер

Часть 1 – Потерянная и возвращенная невинность

“О Господь, как бы я хотела, чтобы этого не случилось!” Сандра мне рассказала, что она молилась об этом в ту ночь, когда сдалась на предложения и требования ее друга. По ее словам, она «устала от постоянного сопротивления и от любопытства, на что похож секс.» Теперь она знала, на что он похож, по крайней мере – на что похож секс вне брака с человеком, за которого она никогда бы не вышла замуж. Она чувствовала себя преданной, испытывала чувство сожаления, и кроме того, ее сжигал стыд – ощущение, что ей придется жить с этой мучительной тайной. Она чувствовала себя использованной и, следовательно, не могла ожидать от последующей жизни ни счастья, ни пользы. Она была поражена, насколько ее это захватило. Как может влияние нескольких минут иметь такое воздействие на ее самовосприятие, на отношения с Богом и вызывать такое грызущее чувство стыда?

Если так сильна боль тех, кто добровольно вступил в добрачную связь – то насколько же сильна боль тех, кто был вовлечен в такие отношения через манипуляции или силой?

Эти люди и тысячи им подобных должны знать, что и после греховных связей есть жизнь, есть жизнь после насилия, есть жизнь после духовной пустоты и внутренней боли. Требуется время и внутренняя работа, чтобы усвоить то, что возможно прощение, самодостаточности и восстановления достоинства. Даже если нельзя целиком исцелить душу, есть надежда на лучшие дни впереди.

Тоска по раю

Чтобы лучше понять себя, мы должны вернуться туда, где это все началось – в Эдем, где у Адама и Евы было то, чего не хватает нам сейчас – открытое, продолжительное, обоюдное общение с Богом. Когда мы понимаем, что мы потеряли, мы начинаем осознавать, что нужно для того, чтобы это вернуть. Образ Господа это ключ к пониманию нас и возвращению нашей души Ему.

Творение

Вы читали это раньше, но подумайте об этом так, как будто видите эти строки в первый раз. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.» (Быт. 1:26, 27).

Во-первых, в основе нашего человеческого существования лежит мужское и женское начало. В самом начале творения Господь рассудил, что человечество будет разделено на мужчин и женщин и их отношения друг с другом будут источником благословения. Отношения между полами будут как и большой радостью так и, после греха, большой болью.

Во-вторых, союз мужчины и женщины – это олицетворение Божественного единства. «Сотворим человека по образу Нашему…» Здесь в ранних версиях Библии мы можем увидеть намек на Троицу: «Сотворим…» Множественность единства будет видна и в отношениях мужчины и женщины в браке. Таким образом, наша сексуальность связана с духовностью.

Далее мы читаем: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и буду одна плоть. И оба были наги, Адам и жена его, и не стыдились.» (Быт. 2:24, 25).

Одна плоть! Бог говорит, что Адам и Ева едины, и затем это же слово используется, когда мы читаем, что «Господь Бог един». Бог обладает множественностью и единством, так же и мужчина и женщина являются одним целым и двумя разными личностями.

Давайте не забывать про это: так же как Троица, союз мужчины и женщины обладает единством и множественностью. По сути дела, взаимоотношения между тремя членами Троицы – модель для отношений между верующими.

В иудаизме секс был настолько священным действием, что говорили, что Святая Святых храма отводилось для брачного обряда; это было место, где Бог и человек вступали в тесный, священный и плодотворный союз. Точно так же брачное ложе является местом, где мужчина, женщина и Бог вступают в отношения, которые могут быть описаны такими же словами.

Так же как верующий Иудей не мог нарушить границы Святая Святых и войти без надлежащего повода, так же и мы не должны вступать в сексуальные отношения без особых инструкций. Когда мы преступаем указанные Богом границы, мы оскверняем себя и других. Результаты этого – внутреннее опустошение.

Если бы половая агрессия была только физическим действием, мы бы смогли вернуться к нормальной жизни после того, как наши тела исцелились. Но дело в том, что наша сексуальность тесно связана со сложнейшими духовными и душевными процессами. Поэтому изнасилование, растление, обман и аморальность – это стрелы, направленные, против нашей индивидуальности.

Из-за того, что наша природа осквернена грехом, человечеству приходится сталкиваться с целым рядом сложностей, и стыд занимает одно из первых мест в этом списке.

Грехопадение

Первый грех не был связан с сексом, как некоторые могли подумать. Это был просто акт неповиновения, через который грех пришел в человечества. Святое было осквернено, все теперь стало по-другому. Мы читаем в Библии: «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания».

С тех пор человечество стало испытывать стыд. Стыд не был частью исходного творения, так как «… были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились». (Быт. 2:25). Представьте, что вы психологически полностью прозрачны. Ни уязвимых мест, ни жадных желаний, ни похоти, ни страха, что кто-то или Бог был бы недоволен, если бы открылись все наши мысли. Адам и Ева могли быть прозрачны как стекло, без страха, что в них найдут изъяны.

После того, как Адам и Ева согрешили, они спрятались за деревьями сада, они, прежде не испытывавшие стыда, теперь ощутили его в полной мере. Деревья, которые даны им были как зеркало, в котором они могли видеть Творца, теперь стали стеной, за которой они прятались от Него и друг от друга. С этого момента мы и в психологическом смысле так же прячемся.

Стыд означает, что человечество будет озабочено внешностью. Одежда будет оцениваться не только по тому, насколько она тепла и удобно, но и насколько она нравится другим. Соревнование «у кого смоковные листья лучше» станет главным занятием, особенно в богатых цивилизациях. Человечество займет вопрос, какие части тела скрыть, а какие показать.

Стыд заставляет Адама и Еву бояться быть отверженными Богом и друг другом. Это чувство овладело ими, они проведут большую часть своей жизни в поисках новых способов скрыться. Они будут одержимы стремлением оправдать свое поведение перед другими. Они будут отрицать все, отказываясь признать свою ответственность, отказываясь посмотреть на себя со стороны, отказываясь принимать слова Господа о человеческом сердце.

У Адама и Евы появилась причина стыдиться. И Бог дал им шкуры животных, чтобы они смогли себя закрыть (Быт. 3:21). Их инстинкты устойчивы; и нет возвращения ни в Рай, ни к невинности.

Иисус приходил не для того, чтобы мы перестали испытывать стыд, потому что мы невиновны, а потому, что мы виновны, и испытываем стыд и нуждаемся в Его прощении. Льюис Б. Смидс писал: «Здоровое чувство стыда – наверное самый главный признак нашего божественного происхождения и нашего человеческого достоинства… Мы становимся ближе к исцелению, когда даем себе почувствовать боль, и руководствуясь этой болью, принимаем какие-либо действия.»

Дети, которых критикуют или обвиняют, испытывают глубокий стыд. Я знал родителей, которые имели непреодолимое желание стыдить своих детей за малейшую провинность, реальную или воображаемую. В такой обстановке кто-то должен был держать ответ за происшествие, поэтому все постоянно показывали пальцем друг на друга. Например, мать кричит: «Кто оставил зубную щетку на кухне? Вы что, не знаете, что у нас зубные щетки не раскидываются по всему дому?! Ничего не делается как надо!!» Каждый инцидент раздувается до большого скандала.

Такой стыд уничтожает душу, отрезая ее от радостей, которые необходимы для исцеления и восстановления. Стыд удержит человека, который пристрастился к порнографии, от обращения за помощью. Стыд не даст жертве агрессии выговориться человеку, который может помочь. Стыд заставит держать в тайне гомосексуальные отношения. Стыд заставит приличных людей стать лжецами. Стыд заставит нас стыдиться в одиночку, что еще больше увеличит чувство стыда.

Стыд заставляет нас скрываться от Господней милости и от людей, преданных Ему, хотя и все это необходимо для нашего исцеления.

Как Бог исцеляет стыд

Что сделал Бог для Адама и Евы? Он знал, что смоковные листья не закроют их, как надо. Поэтому «сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные, и одел их.» (Быт. 3:21). Откуда взялись эти кожаные одежды? Очевидно, это были шкуры животных, убитых для того, чтобы прикрыть стыд Адама и Евы. Здесь можно увидеть аналогию с тем, что Христос погиб за нас, чтобы наши грехи были покрыты.

Исцеление стыда начинается с милости. Приведу опять цитату из Смидса: «Наилучшее лекарство от ощущения себя ненужным – осознание того, что мы приняты милостью Того, чье мнение больше всего значит».

В статье «Распятый грех» Родни Клэпп рассуждает о том, как Христос спасает нас от стыда. Он говорит, что наиболее ужасным в распятии было не физическое страдание, но стыд. Этот вид наказания был наиболее позорным. Формула приговора к нему гласила: «Палач, свяжи его руки, покрой его голову и повесь его на древе позора». Казнь всегда была публичной, чтобы подчеркнуть ее позорность. Апостол Павел писал: «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою, — ибо написано: «проклят всяк, висящий на древе». (Гал. 3:13)

Давайте рассмотрим вопросы, на которые Клэпп предложил бы нам ответить, глядя на пример Иисуса.

Связывает ли нас стыд? Иисус был связан.

Уничтожает ли стыд нашу репутацию? Он был презираем и отвергнут людьми.

Обрекает ли нас стыд на молчание? Он был ведом как овца на заклание, и не произнес ни слова перед своими мучителями.

Ведет ли стыд к слабости? Он спас других, Себя же спасти не смог.

Ведет ли стыд к одиночеству и заброшенности? «Боже, Боже, зачем Ты оставил Меня?»

Унижает ли нас стыд? Иисус был распят обнаженным и выставлен на показ зевакам.

Как Иисус ответил на этот позор? Обратимся к Посланию к Евреям: «Взирая на начальника и совершителя веры, Иисуса, Который вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия». (Евр. 12:2). Он доказал, что стыд не может постоянно владеть и калечить. Благодаря Иисусу, стыд потерял свою разрушительную силу, как было вырвано жало у смерти, так было вырвано жало у стыда. Цитируя Клэппа: «Он постыдил стыд».

Иисус испытал стыд и победил его. Никакой стыд не может «лишить нас любви Господа в Иисусе Христе». По словам Клэппа, «крест создает сообщество людей, которые больше не боятся быть уничтоженными стыдом, они признают свои ошибки и верят в то, что они нужны».

Жертвы половой агрессии, алкоголики и все те, кто борется с постыдным поведением любого рода, должны признать свою необходимость в этой жизни и «постыдить свой стыд».

Добавить комментарий