Чиновники отступают, но не сдаются

Ирина Федотова, Финансовые Известия

Взятие административных барьеров для малых предпринимателей — почти что спортивное соревнование по многоборью. Это и расходы на регистрацию, и получение необходимой лицензии, и бесконечные проверки пожарной, налоговой и прочих служб. Между тем в течение последних лет начали действовать законы, которые по идее должны уменьшить издержки предпринимателей. Происходит ли это на самом деле?

О первых результатах дебюрократизации экономики говорят данные опроса представителей малого бизнеса, проводимые Центром экономических и финансовых разработок (ЦЭФИР) с 2002 по 2005 год. Реформа по снижению административных барьеров для малого бизнеса началась в 2001 году, когда был принят закон о проверках и инспекциях. В последующие два года были приняты законы о лицензировании и регистрации, закон об упрощенной системе налогообложения и закон о техническом регулировании. Одновременно ЦЭФИР проводил ежегодные опросы 2 тыс. малых предприятий (до 50 человек работников) по всей России, для того чтобы оценить влияние реформы на их деятельность(индивидуальные предприниматели не опрашивались).

Первое изменение касается сокращения проверок. По новому закону число внеплановых проверок предприятия ничем не ограничено, однако их процедура упрощена. В результате время, которое они отнимали у предпринимателей, заметно сократилось: по последним данным, 73% руководителей тратят на проверки менее 5% своего времени, а 4 года назад их доля составляла 50%.Сократилось и число проверок: в среднем одна фирма проверяется в течение полугода два раза. Чаще других предпринимателей беспокоят налоговая и пожарная инспекция, за ними следуют санэпиднадзор и милиция.

Максимальное улучшение положения бизнеса произошло сразу после принятия закона, после чего прогресс замедлился. Более того, в прошлом году произошел неожиданный всплеск взяточничества и поборов, и расходы бизнесменов на «оплату» проверяющих опять стали расти. Особенно отличилась милиция — на поборы со стороны «стражей правопорядка» жалуются 68% малых предприятий.

Упрощение процедуры лицензирования, ее частичная отмена и удлинение сроков действия лицензий привели к тому, что процент предприятий, обратившихся за ними, снизился с 31% до 14%, однако дальнейшего сокращения не произошло. При этом доля незаконно выданных лицензий — за взятку, на более короткий срок, чем предусмотрено законом, или на виды деятельности, не требующие лицензирования, — несколько уменьшилась, но все равно составляет около 70%. Чиновники особенно преуспевают в выдаче «лицензий» на розничную торговлю, которая по закону вообще не лицензируется.

Еще одно обязательное «развлечение» предпринимателей — государственная регистрация. Три года назад было установлено, что она должна занимать не более 5 дней и обходиться в 2 тыс. рублей. Однако принцип «одного окна» в полной мере так и не реализовался, хотя время, затрачиваемое на регистрацию, заметно сократилось. По последним данным, около 50% фирм тратят на регистрацию менее недели — четыре года назад этим могли похвастаться всего 18%.

Благодаря законодательным новациям от 2003 года заметно выросла доля малых предприятий, использующих упрощенную схему налогообложения. По последним данным, 62% предприятий, имеющих право на «упрощенку», стали ее использовать — до 2003 года их доля составляла 40%. Впрочем, заметная доля тех, кто не воспользовался упрощенной системой, имея на нее полное право, остается загадкой — ведь она, кроме всего прочего, позволяет снизить издержки. Среди причин предприниматели называли «понятность» старой системы и приверженность ей партнеров по бизнесу.

А наиболее серьезной проблемой, связанной с госрегулированием, предприниматели считают покупку и аренду помещений и земли. При этом их приобретение у государства оказывается наиболее дорогостоящим, сложным и непрозрачным: за последние два года время, затрачиваемое на покупку, выросло более чем в 10 раз, что говорит об ускоренном распространении коррупции. Приобретение земли или недвижимости у частного владельца оценивалось как относительно прозрачное и быстрое.

Предпринимательский климат

Основные выигрыши малого бизнеса в результате реформы госрегулирования:

— упрощение процедуры регистрации;
— снижение частоты проверок;
— уменьшение доли незаконных лицензий;
— все более важное значение придается добросовестной конкуренции. Вместе с тем законы продолжают нарушаться:
— на регистрацию уходит намного больше 5 дней;
— от фирм все еще требуют больше, чем положено, разрешений;
— проверки осуществляются чаще, чем это предусмотрено законом.

Добавить комментарий