Заметки по социальной концепции евангельских церквей России

Доктор социологических наук Бачинин В.А.

I . Бог и социальный мир

Мы, христиане, веруем в Триединого Бога – Отца, Сына и Святого Духа (Мат. 28:19), Творца неба и земли и всего, что наполняет их.

Мы веруем в Его любовь, всемогущестово, премудрость и в благую, угодную и совершенную волю Божью. Мы ощущаем присутствие Господа в нашей жизни, и наши сердца открыты для богодухновенного Слова Божьего (см. Тим. 3:16), через которое Он открывается нам.

Для нас, христиан, вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом (см. Евр. 11:1). Мы веруем в спасение по благодати через веру в Сына Божьего Иисуса Христа (см. Еф. 2:8), взявшего на Себя грехи всех людей.

Во все времена Господь через Духа Святого помогает верующим людям следовать за Ним, исполнять Его заповеди и бороться с искушениями и соблазнами.

Он дарует верующим в Него желание, духовную силу и мужество славить Его перед лицом социального мира, лежащего во зле.

Господь распространяет Свою благую власть над всеми людьми. Он не признает ни расовых, ни национальных, ни социальных различий между ними. Господь обладает творческой природой и несокрушимой волей к созиданию порядка и гармонии. Он не позволяет социальному миру превратиться в хаос. Он – Правитель и Хранитель народов, воспрещающий вседозволенность, в каких бы формах она ни проявлялась.
Бог разделяет Свою великую жизнь с человечеством, источает Свою любовь и благодать, даруя жизнь своим чадам, устремляя их к добру, справедливости, истине, красоте, совершенству.

Одаренные свыше, они преисполняются умениями, способностями, талантами, различными видами гениальности, обретают возможность приумножать ценности цивилизации и культуры во славу Божью.

II. Человек и общество

Человек – живое существо, не возникшее самопроизвольно в ходе эволюции материи, а появившееся в результате творческого акта Бога. Творец наделил его духом, разумом, душой, способностью к созиданию.

Бог даровал человеку возможность существовать одновременно в четырех сферах: природе, социуме, культуре и сакральном мире Божьих предопределений и молитвенных упований.

В природе человек ведет органическое, естественное существование. В социуме с его экономическими, политическими, правовыми сферами он ведет жизнь социальную. В культуре как мире духовных ценностей человек живет религиозной жизнью, веруя в Господа, в Его могущество и благую волю, любя Его, уповая на Него и надеясь на спасение.

Все эти ипостаси взаимопроникают друг в друга и составляют единое целое в пределах человеческого существа.

Бог сотворил человека как личность, обладающую внутренней жизнью, неповторимой в ее индивидуальных проявлениях. Духовная и социальная жизнь каждого, кто верует в Спасителя, носит христоцентрический характер: человек существует и сознает себя личностью благодаря своей причастности к Христу, открывающему для него беспредельность бытийной перспективы.

Вера в Христа – высший уровень духовности, на который способен подняться человек. Она преображает внутренний мир личности, превращает духовный сумбур в этически упорядоченный мир ценностей, смыслов и норм. Без веры любые формы духовности несостоятельны. На атеистических основаниях ее семена не прорастают. «Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти, пожнет тление; а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную.» (Гал. 6:7, 8).

Личность может «найти себя», «стать собой», выйти на благой путь творческого участия в социальной жизни, если только живет во Христе, в Его Церкви, питается от благодатных даров Святого Духа.

Человек, верующий в Христа, видит смысл своего земного существования в том, чтобы жить в социальном мире в соответствии с заповедями Божьими. Бог помогает людям избавляться от чувств разъединенности и одиночества, позволяет крепить и множить социальные связи, пронизанные духом солидарности. Он сообщает духовную углубленность социальным ориентациям личности, придает возвышенную ценностную окрашенность ее нравственному и законопослушному поведению.

Добавить комментарий