Этика и культура христианина

Из книги А. В. Курникова ЭТИКА ХРИСТИАНИНА (Часть 1)
Русский баптист

Образ Божий позволяет увидеть в человеке не механическую часть природы, но существо личностное. Личность есть высочайшее творение Божие. Личностные существа — это вершина и уникальность творения. Личность обладает способностью общаться с Творцом и творением. В Едемском саду Адам имел непосредственное общение с Богом. Господь был Другом Адама и наполнял Адама и творение Своим благословением и присутствием. Как личность, человек был призван к общению с Богом. Его личностная природа испытывает потребность в любви. Он хочет любить и быть любимым, в него заложена жажда познания и творчества. Человек тянется к красоте. Глубокое чувство прекрасного он выражает в книгах, произведениях живописи, величественных памятниках, музыкальных творениях. Человек алчет и жаждет Бога, инстинктивно стремясь к общению с Высшим Существом.

Человеческая личность обладает от Бога правом на самоопределение, правом свободы выбора. Свобода — величайший дар, но и большая ответственность. Существо личностное способно любить кого-то больше своей собственной природы, больше своей жизни. Зов Божий предполагает свободный ответ. Бог не требует от человека безличной слепой любви, слепого тяготения. В таком состоянии присутствовал бы элемент рабства. Любовь Бога и человека это не механическая связь, но свободное влечение двух личностей. Создавая человека как свободное существо, Бог идет на риск. Ведь человек может пасть и оттолкнуть своего Создателя. В самом своем величии человек способен к падению. Но без этой возможности пасть нет и величия свободы. Такова особенность любви Бога, она достигает такой парадоксальной высоты, что предоставляет венцу творения право выбирать между Добром и Злом, право свободно принимать или не принимать дары Всевышнего.

Христианская этика исходит из того, что человек, по замыслу Творца, есть носитель образа Божиего. В силу многих причин образ этот часто подвергается искажению и помрачению. Изучение библейских принципов христианской этики призвано помочь восстановлению образа Божиего в человеке. Как на практике достичь жизненного воплощения этического учения Библии в семье, в церкви, в обществе и посвящены разделы этой книги.

Глава 1 ЭТИКА И КУЛЬТУРА ХРИСТИАНИНА

Что такое культура? Понятие это чрезвычайно сложное, емкое и многообразное, охватывающее различные явления человеческой жизни. В самом широком смысле культура — это способ жизни и деятельности человека, совокупность его материальных и духовных достижений. Можно сказать, что культура — все то, что отличает человека от животного мира. Часто понятие «культура» отделяют от понятия «цивилизация». Жилища, одежду, пути сообщения, промышленность, технику относят к цивилизации, а религию, общественные и семейные нравы, науку, искусство связывают непосредственно с культурой. Отсюда уровень культуры и уровень цивилизации могут резко не совпадать. Народ может стоять на низшей стадии цивилизации и в то же время иметь древнюю утонченную духовную культуру. И наоборот, общество может достичь небывалых высот в области технической оснащенности и отличаться крайней отсталостью и примитивизмом в сфере культуры и духовности. «Истинная культура есть связь человека с Творцом и со всем миром», — отмечал известный проповедник Иоанн Шаховский. Эта связь с высшим миром Бытия, истины и любви должна пройти через все отношения людей и народов. Войти в рояль музыканта, в лабораторию ученого, в тетрадь писателя, в интуицию врача, в руку сеятеля. По холодной проволоке материальных отношений мира должно пробежать тепло жизни. По жилам человечества должна пробежать кровь, соединяющая людей в высшее единство, все оживляющая и все отдающая Единому Сердцу — Иисусу Христу.

Само слово «культура» латинского происхождения, одно из его первоначальных значений: возделывание, обработка, воспитание, образование, развитие. Процесс такого окультуривания не знает остановки. Он непрерывен и неограничен. Среди потомков старорусской интеллигенции ходил рассказ об одном богатом американце, который приехал в Англию навестить своих знакомых. Утром, выйдя на прогулку, он залюбовался прекрасно ухоженным газоном вокруг дома. «Надо же, у меня в Америке все есть: и дом, и сад, и цветы, и фрукты, а вот газон хороший никак не получается», — подумал гость и тут же обратился к местному садовнику с вопросом о том, как же ему удалось создать такую красоту. «Нет ничего проще, — ответил с улыбкой садовник. — Надо вспахивать, засеивать, два раза в день поливать, когда взойдет, и два раза в неделю стричь машинкой. И если будете от души делать все в течение трехсот лет, тогда и у вас получится очень хороший газон». Смысл рассказа не запрятан глубоко. Хочешь быть воспитанным, трудись над собой. Высокая культура личности — это результат непрерывного возделывания и неустанной обработки души. Для какой цели написал премудрый Соломон книгу Притчей? «Чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума; усвоить правила благоразумия…» — так определяет он ее богодухновенный замысел (Пр. 1:2-3).

Неотъемлемой частью общей культуры является культура поведения личности, соблюдение основных требований и правил человеческого общежития, умение любить ближних и находить правильный тон в общении с окружающими. Говорят, что стиль — это человек. Что определяет стиль внешнего поведения человека? Мировоззрение, внутренний склад души, склонности, привычки накладывают отпечаток на характер поведения человека.

1. БИБЛИЯ — ОСНОВА ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ

Исследуйте Писания… Ин. 5:39

Христиане имеют великую сокровищницу божественной мудрости — Библию. Главная цель Священного Писания — руководство ко спасению души (Ин. 20:31; 1 Ин. 5:13). Направляя души человеческие к новой жизни в Боге, оно в то же время дает мощный толчок общему духовному развитию личности, являясь первоосновой образования и культуры.

У каждой религии есть своя священная книга или книги; но влияние этих книг резко отличается от громадного воздействия на народы Библии.

Эту нестареющую Книгу люди находят столь значительной, столь важной, что ученые мужи отдавали всю свою жизнь делу изучения Библии и библейских рукописей.

Так, Иероним Блаженный, живший в III — IV веках, посвятил 30 лет переводу Священного Писания на латинский язык, находясь в суровой Вифлеемской пещере. Подвизаясь в посте и молитве, он стремился постигнуть верный смысл священных слов, язык Святого Духа, благовествующего великие тайны Бога и человека.

Библия — книга восточная по внешней структуре. Неслучайно Восток называют колыбелью высшей мудрости. По мнению ученых, все прочие книги Востока, как поэтического, так и философского содержания, нуждаются в существенной переделке, иначе они остаются непонятными.

Почему же одна книга Востока — Библия овладела так сильно западными народами? Почему эта Книга, куда бы она ни была занесена: в Африку, Азию, Индию, Гренландию, — так сильно действует на умы и сердца людей? Подумаем о том, насколько широко библейские истины, библейские уподобления, библейские обороты речи вошли в плоть и кровь всемирной литературы.

Великие художники слова Джон Мильтон, Уильям Шекспир, Данте, Клопшток и другие создавали грандиозные поэмы на основании библейских сюжетов.

Вспомним могучие умы, творившие в области естественных наук, подчинившиеся обаянию этой книги: Лейбниц, Ф.Бэкон, Паскаль, Фарадей, Максвелл, Ньютон, Кеплер, Локк… Можно выстроить огромный ряд крупнейших имен. Не мудрость и не ученость этих людей, а откровение Духа Святого дало им уразуметь скрытую в Священном Писании истину Божию.

Библия не только укрепляет и поддерживает нашу душу, питает ее небесным хлебом, готовя к вечности и научая жить богоугодной жизнью, — она в то же время развивает нас в культурном плане, эстетически, формирует художественный вкус, учит ценить все истинно великое и прекрасное.

Где можно найти во всей мировой литературе рассказы, подобные драматической истории испытания Авраама, или повествованию о воскрешении Лазаря, или об Иосифе, открывающемся братьям своим?

Однажды в Париж из Америки приехал знаменитый ученый и общественный деятель Вениамин Франклин. В свободное время он стал посещать кружок любителей литературы, где читались и обсуждались лучшие произведения. Как-то он явился с рукописью и заявил: «Господа! Я нашел редкий перл литературной красоты и хочу вам его прочесть!» Все присутствующие с огромным интересом прослушали содержание маленькой Книги Руфь, которую Франклин переписал, только слегка изменив имена и названия. Когда чтение закончилось, все начали восторгаться безыскусственной простотой рассказа и красотой замысла его. «Где же нашли вы эту жемчужину?» — спросили его. «В Библии», — ответил ученый.

Простой, величественный стиль Библии приводит в восхищение многих знатоков художественного слова. Так, немецкий поэт Гейне замечает: «Что это за Книга! Она велика и обширна как мир, она выросла из глубин сознания и достигает таинственной синевы небес. Поистине это Слово Божие, тогда как все остальные книги являются только произведениями талантливых людей. В Библии нет и тени искусственности. Стиль ее выше всякой критики». Этот человек сумел проникнуть в тайну слога Библии.

Как природа выше подражания и искусства, так и Библия выше всякой литературы. В окружающем нас мире есть предметы, которые не стареют и никогда не надоедают, например, солнце, воздух, свет. Библия тоже сокровище нестареющее. Она никогда не потеряет своего жизненного интереса, потому что содержит в себе вечные истины божественного откровения.

Внимательный читатель обнаружит в ней и зачатки всех отраслей знаний: природоведение, история, этика, эстетика, поэзия, философия, юриспруденция, психология, логика. Законы Моисеевы легли в основу как современного, так и древнего законодательства. Библия породила неисчислимое количество книг по всем вопросам жизни. Она обладает способностью возбуждать мысль человека. Воистину богословие — мать всех наук.

Но как бы ни было велико влияние Библии на разные области наук и искусств, наиболее значительно ее влияние на жизнь человека, который принимает призыв Библии к духовному возрождению.

«Священное Писание, — писал Эразм Роттердамский, — подходит ко всем одинаково: оно склоняется к детям, питая их молоком, согревая, поддерживая, делая все, пока мы не возмужаем во Христе. А если оно по силам самым малым, то для самых великих оно является предметом, достойным удивления. Оно не отвергает никакого возраста, никакого пола,

никакого положения. Солнце является не таким общим и доступным, как учение Христа».

Если мы зайдем в такой дом, где вся семья собирается в течение дня, чтобы почтить Библию и заняться чтением ее, чтобы в свете библейского учения попытаться разрешить все трудности и проблемы, где члены семьи единым сердцем молитвенно обращаются к Богу, ища Его помощи, Его мудрости во всех случаях жизни, мы увидим семью, где царит любовь, взаимопонимание, трогательная забота друг о друге.

Если мы посмотрим на человека, который любит, читает Библию и верит ей, мы заметим в его характере и поведении отблеск Бога, мир, покой, надежду, мужество, рассудительность. Он знает, для чего он живет и какова цель его жизни. «Блажен народ, у которого Господь есть Бог», — восклицал псалмопевец Давид (Пс. 143:15). Нет числа миллионам людей, которые могли бы засвидетельствовать, как велика спасительная сила, как велика перемена в их жизни, которую они испытали под влиянием Библии силою Христовой.

Замечательную характеристику Библии дал немецкий поэт и универсальный мыслитель И.В.Гёте: «Пусть мир прогрессирует и развивается сколько ему угодно, пусть все отрасли человеческого знания раскрываются до высшей степени, ничто не сможет заменить Библию; она основа всякого образования и всякого развития».

2. ПРИЛИЧИЯ

Чтобы вы поступали благоприлично… 1 Фес. 4:12

Стремление вести себя прилично уходит в глубь тысячелетней истории человечества. Оно зафиксировано в древнейших письменных документах и существовало еще до появления письменности.

Христианина по праву называют интеллигентом сердца. Новое одухотворенное сердце, дарованное Богом, формирует постепенно и внешний стиль поведения.

Сам Господь посредством Духа Святого учит нас, производит в любящих Его сердцах «хотение и действие по Своему благоволению» (1 Ин.2:27; Флп.2:13).

Один брат как-то заметил: «Я думаю, что если жить по закону Духа жизни, то даже простой человек станет вполне культурным».

С этим нельзя не согласиться, потому что внутренний голос Духа Божия всегда может вовремя подсказать: «Ваш голос слишком громкий» или: «Этот смех неуместный». Он останавливает нас, когда мы. скажем, протягиваем руку, чтобы посмотреть книгу, лежащую в комнате другого человека, и напоминает нам, что мы не имеем права на это, не испросив прежде разрешения.

Самая величайшая степень благоприличия и благопристойности необходима в том священном месте, при входе в которое мы обязаны всегда вспоминать слова Христа: «дом Мой домом молитвы наречется» (Мф.21:13).

Как бы высоко ни было наше общественное положение, мы никогда не должны входить в церковь с чувством собственного превосходства над другими. Ведь перед Богом все равны, и вполне возможно, что среди незаметных братьев и сестер есть и такие, которые по своей святости истинно христианской жизни и по прекрасным качествам души стоят перед Богом несравненно выше нас.

Тщеславие есть порок, в каких бы условиях жизни оно ни проявлялось. Оно особенно предосудительно, когда дерзает являться именно там, где даже простая скромность недостаточна, а необходимо полнейшее и глубокое смирение.

Поэтому, идя в церковь, следует быть одетым вполне прилично, по слову ап. Павла (Рим. 16:2). Но в то же время просто, избегая бьющей в глаза роскоши и наряда, которые отвлекали бы на себя всеобщее внимание. Такого рода наряд неуместен в церкви, потому что нарушает молитвенное настроение присутствующих.

В церковь мы идем освежить и согреть душу молитвой и слушанием Слова Божия. Ходить в церковь по привычке или для того, чтобы людей посмотреть и себя показать, в высшей степени неблагоговейно и неприлично.

Оглядываться в церкви по сторонам, перемигиваться со знакомыми, смеяться, разговаривать, осматривать, кто как одет и тому подобное крайне неприлично и предосудительно.

Приходить в церковь слишком поздно или уходить из церкви раньше окончания богослужения, без особенных на то уважительных причин, никогда не следует; покидать церковь во время проповеди особенно неприлично.

Можно ли, общаясь с окружающими, громко смеяться? Грех это или не грех? Прилично это или нет? Подобные вопросы часто вспыхивают в христианской среде. И подход к ним довольно-таки разноречивый.

Известно замечание ап. Павла: «Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а напротив благодарение» (Еф. 5:4).

Иисус Христос резко осуждал смех, идущий от пустоты и легкомыслия: «Горе вам, смеющиеся ныне!» (Лк.6:25). Ясно, что это осуждение относилось к людям, жизненный девиз которых: «Ешь, пей, веселись и ни о чем серьезном не думай!»

Частый и громкий смех — признак легкомыслия (Ек.2:2; 7:6). Но все-таки мы отметим, что смех смеху рознь.

Надо учитывать и то, что иногда мудрые назидательные мысли бывают облечены в юмористическую форму. Поэтому легкая, добродушная усмешка от неожиданного поворота мысли или события, имеющего поучительное значение, вряд ли будет считаться неприличной. Кроме того, всякие бытовые ссоры и неурядицы легче переносятся при наличии у членов семьи незлобивого тонкого юмора.

Любопытное рассуждение о смехе мы находим в одной из проповедей И. Златоуста на празднике Пасхи. «Или смех есть зло? — спрашивает он. — Нет, смех не зло, но чрезмерность и неуместность есть зло. Смех вложен в душу нашу, дабы душа отдыхала, а не для того, чтобы она была расплескана…»

Христианин не может быть похожим на угрюмых фарисеев. Он, как носитель высшей, небесной радости, приветлив и открыт всем людям. Его лицо это зеркало души. Если душа в мире с Богом и с ближними, то и лицо, соответственно, не может не озаряться искренней, мягкой и лучистой улыбкой.

Рассказывают, что христианский подвижник Серафим Саровский при встрече с людьми приветствовал их словами: «Христос Воскрес!» — и ласково называл каждого: «Радость моя».

Будем помнить и понимать, что христианство — это не религия мрака, уныния и отчаяния, а духовно обогащенная жизнь и радостное хождение во свете Божием.

Приличие и благонравие необходимо соблюдать и во время еды. Ведь прием пищи, с библейской точки зрения, есть священнодействие.

«Итак, едите ли, пьете ли, или (иное) что делаете, все делайте в славу Божию», — говорит ап. Павел (1 Кор.10:31).

Стол — такой же алтарь Божий. Недаром пища освящается молитвой благословения и благодарения (1 Тим. 4:4-5). Поэтому всякая несдержанность, распущенность и несобранность во время еды недопустимы. Очень неприятна для окружающих и нервозная поспешность во время еды.

«Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением», — слышим мы призыв Иисуса Христа (Лк.21:34).

Это предупреждение также исполнено практической мудрости. Тяжело нагруженный корабль сбавляет скорость и делается малоподвижным. К чему приводит излишество в пище? Прямое следствие его — сонливость, притупление умственных и духовных способностей. Оно расслабляет не только тело, но и сердце.

Некоторые люди полагают, что соблюдение правил личной гигиены имеет отношение лишь к здоровью человека, но это глубоко ошибочное мнение.

Появление в обществе плохо умытого и неряшливо одетого человека считается признаком отсутствия у него элементарной культуры.

Известное выражение классика русской литературы А.П.Чехова: «в человеке все должно быть прекрасно, и душа, и лицо, и одежда, и мысли» — полностью применимо в христианской жизни и поведении.

(продолжение следует)

Добавить комментарий