Как менялось отношение к военной службе у христианской церкви

Сергей ШВЕДОВ, RSNews.net

Заглянем в историю Церкви. Экскурс наш будет сравнительно кратким, но информативным, чтобы можно было и выводы кое-какие сделать. Нам всё кажется, что это так просто, словно мычание, что ещё может здесь быть нового?!… Одни слова как звучат: крестовые походы, Иерусалим, Ричард Львиное Сердце, защита от турок… Известно, однако, что ранняя церковь проповедовала ненасилие и настаивала на том, что служение Христу выше любого мирского служения и тем более службы в языческой армии. Известные богословы Тертуллиан и Ориген часто сравнивали водное крещение с воинской присягой и утверждали, что двум господам служить невозможно. Известны случаи, когда римские солдаты и центурионы бросали оружие, отказываясь служить языческим культам и применять насилие. Да и вообще идеи пацифизма как тогда, так и сейчас были весьма сильны.

Причина не только в слабостях многих тогдашних богословских концепций, кстати, спровоцировавших целую волну ересей. Несмотря на явное неодобрение иных проповедников, христиане в римской императорской армии служили, государственные должности занимали и даже совершали блестящую карьеру. Хотя отрицание службы многими отчасти можно объяснить тем, что от солдат, как людей подневольных, всегда требовали безусловного поклонения языческим идолам и очередному обожествлённому императору. Каждый христианин, приходящий на римскую службу, в любой момент мог быть поставлен перед таким выбором и соответственно рисковал самой жизнью, а также жизнью семьи и безопасностью всей своей общины. И хотя эти источники раннего пацифизма представляются весьма важными, но всё же оказываются в итоге сиюминутными, а не принципиальными, что и подтвердила яркая ситуация вокруг последнего преследования христиан при императоре Рима Диоклетиане.

Красочное описание всего происшедшего тогда оставил историк ранней церкви епископ Евсевий. Любопытно, как отмечает он, что в период до 303 года по Р.Х., когда начались преследования, церковь христианская пользовалась уважением у всех должностных лиц государства, дома молитвы уже не вмещали всего многолюдства общин, спешно воздвигались новые огромные сооружения для церквей. Христиан предпочитали другим на государственной службе, даже жена и дочь самого императора были христианками. Был христианином начальник дворцовой охраны — преторианской гвардии — Себастиан (потом ставший известным мучеником за веру), верующими были многие офицеры и генералы Диоклетиана, среди них знаменитый Георгий, чье изображение сейчас стоит на гербе России. И как видим, вера нисколько не препятствовала им служить стране честно и добросовестно.

Начиная свои гонения, Диоклетиан прежде всего убрал из армии всех верующих офицеров, справедливо опасаясь, что в случае начала террора те двинут свои легионы на Рим. Мы не будем приводить здесь все причины, да и рассказывать о ходе гонений, важен сам факт: в благоприятных условиях христиане первой церкви спокойно служили в армии, занимали государственные и командные посты, и только гонения и преследования заставляли их покидать службу.

Всё изменилось, когда уже после Диоклетиана к власти в Северной части Империи и Британии пришёл благочестивый патриций Константин Хлор, воспитанный матерью-христианкой, вдовой одного из бывших императоров Еленой. Он возглавил поход на Рим, где у власти оставались языческие тираны, преемники Диоклетиана. И целью его похода, как пишет Евсевий, было освобождение римлян от тиранической власти и дарование народу свободы, прежде всего религиозной. Даже штандартом его войска против всех правил был не римский орёл, а христианский крест. Бесчисленные легионы языческого императора, согнанные в Италию со всей Империи, разлетались как орехи под атаками армии Константина. Когда в 313 году он, разгромив противников, вошёл в Рим, народ встретил его с ликованием, параллельно поголовно переходя в христианство.

Христиане были немедленно восстановлены в своих правах, а все их высокопоставленные палачи, участвовавшие в развязанных Диоклетианом гонениях, были арестованы и казнены.

С этого момента Римская империя становится официально христианским государством. Теперь уже тех, кто отказывается брать оружие в руки, отлучают от церкви и лишают причастия. Необходимость охраны порядка и безопасности страны, защиты её от нашествий варваров заставляет христианских богословов и проповедников изменить отношение к солдатам. Служба в армии становится священным долгом, в армию берут только христиан (указ императора Феодосия Второго в 416 году). Декретом византийского императора Маврикия (пришёл к власти в 582 г.) солдатам, в которых была огромная нужда, запрещалось становиться монахами. Святой Аврелий Августин в своей главной работе «О граде Божьем» обосновывает доктрину справедливой войны, в которой должен участвовать каждый христианин. Она абсолютно необходима, когда исчерпаны все мирные средства для увещевания агрессора, и когда она преследует справедливую цель защиты граждан и возвращения награбленного, а решение о её начале должно приниматься не частными лицами, а высшими властями государства. Правда, ради истины, следует заметить, что именно Августин сформулировал и обосновал необходимость развитой системы церковного клира, в особенности монашества, как лиц, отделённых от мирской жизни и молящихся за императора и его армию.

Наконец в середине 6-го века формируется облик христианского воина, созданный на основе писем апостола Павла к Тимофею и работ свв. Августина и Иеронима. В т.н. «письме графу Регинону», который интересуется, как жить духовно, ведя мирскую деятельность, особенно на военной службе, перечисляются 7 добродетелей христианского воина. Вот они:

1. «Имей твёрдую веру в Божью благодать. Если хочешь быть воином Божьим, избегай всякого тщеславия и приписывания победы собственному мечу, а не Богу.
2. Пусть твоя жизнь будет образцом, зерцалом, где бы подчинённые тебе солдаты видели, как должно вести себя им самим.
3. Не ищи себе почётных постов, но стремись быть полезным.
4. Служи своему отечеству, как самому себе.
5. Пусть Божественное будет для тебя важнее человеческого.
6. Не будь чрезмерно справедлив.
7. Помни, что ты христианин»

Иоанн Креститель, напоминается в письме, не сказал воинам:»Идите, отложите оружие, бегите сражений воинских, предаваясь лишь молитвам, презрите приказы императора», но рекомендовал довольствоваться своим жалованьем и не заниматься мародёрством. Автор добавляет:»Счастливо государство, если заслужило таковыми воинами располагать; счастлив вождь, в чьём войске таковых воинов оказалось большинство».

Таким образом, церковь постепенно освобождалась от детского, прямолинейного и примитивного применения некоторых понятий Писания путём погружения в иные, отличные от жизни первых христиан, условия чисто христианского, а не языческого, государства. Заметим, что было это не новое истолкование, а более глубокое понимание библейских текстов, рождённое практикой. Подобная ситуация возникает в 15 веке, с началом Реформации, когда ситуация заставила богословов и философов более глубоко взглянуть на ранее примитивно понимавшиеся тексты, касающиеся основ веры, спасения и искупления. Это было не изобретение новых учений; аналогично ситуации с воинской службой христиан, это было углублением богословия.

Но, к сожалению, общество с подачи господствующей церковной иерархии всё больше разделялось на духовенство и мирян, и последние благодаря некоторым церковным разработкам, фактически лишались шанса вести угодный Богу образ жизни, занимаясь мирскими делами. И одной из весьма уродливых попыток совместить мирскую воинскую службу с христианским монашеским благочестием было создание военных орденов крестоносцев.

Первоначально, многие монашеские воинские ордена создавались для охраны паломников, отправлявшихся в Палестину и другие языческие земли. Таковы, к примеру, были ордена иоаннитов и тамплиеров.

Но надо понять саму природу крестовых походов. Это была коллективная акция всего христианского мира. Несмотря на этнические различия народов Европы, их связывали общие институты, особенно католическая церковь и её дочерние структуры. Разбросанные повсюду аббатства — это одновременно были и приюты на пути известных паломничеств, непрерывно текущих из одного конца христианского мира в другой. Католическая церковь налагала паломничества и как епитимьи во искупление грехов, паломничеством стяжалось их отпущение…

Крестовый поход — это было вооружённое паломничество. Его главная и первейшая цель — не обращение язычников, он не имел ничего общего со знакомой нам современной евангелизацией. Его предпринимают, чтобы завоевать земли, включить в христианский мир мусульманскую Палестину или языческую Прибалтику. Первый крестовый поход — война с исламом, попытка захватить Египет. Политика здесь смешана с верой и, несмотря на личное благочестие отдельных вождей, общая суть далека от евангельских принципов. И уже четвертый поход, несмотря на запрещение Папы Иннокентия Третьего, уклоняется от своей цели и занимается разгромом и грабежом христианских земель (взятие Константинополя в 1204 году).

Крестовые походы организуются и внутри христианского мира против еретических движений, и здесь их ошибочная суть наиболее очевидна. В начале 12-го века на Юге Франции в практически независимом от короля графстве Тулузском распространяется ересь катаров. Не будем сейчас концентрироваться на содержании этого еретического культа (его приверженцы, в частности, отрицали воплощение и воскрешение Христа, отвергали божественность Святого Духа и верили в переселение душ), хотя и называвшего себя учением истинной апостольской церкви. Суть в том, что переход населения в веру катаров стал столь массовым, что христианские церкви опустели, священники были изгнаны, и богослужения катаров проходили в огромных храмах при невиданном стечении народа. Тот же Папа Иннокентий отправлял на Юг Франции евангелизационные миссии, самой знаменитой из них была миссия монаха Доминика де Гусмана, будущего основателя ордена доминиканцев, но даже его проповедь успеха там не имела. Наконец убийства миссионеров вынудили Папу провозгласить крестовый поход против катаров. В противном случае на Юге Европы могло образоваться сильное независимое государство, спаянное катарской церковью. Королевские войска выступили в поход, вслед за ними ехали монахи-инквизиторы. Карательная война продолжалась почти 40 лет…

Но именно столь тесный союз церкви с государством, больше того, злоупотребление властью, использование светских структур ради узкоцерковных целей подготовили упадок папской системы, религиозные войны, Реформацию, и в конечном итоге, упадок христианства в Европе. И крестовые походы били лишь одним из факторов, привёдших к нему. Именно они спровоцировали невиданную доселе в христианском мире мысль, что религиозные споры надо решать исключительно вооружённой рукой.

Наша цель — не в том, чтобы рассказывать подробно всю историю отношений церкви и армии, в каждой стране, каждом народе это протекало совершенно по-разному, болезненно и долго. Мы только показали, как исторические условия влияли на взгляды церкви, как от полного неприятия военной службы она перешла к абсолютной и безоглядной её поддержке. То и другое в результате выливалось в крайности и злоупотребления, от которых потом христианская церковь избавлялась с большим трудом.

При работе над статьей использовались материалы книг «Церковная история» Евсевия, «Идеология меча» Жака Флори и «Альбигойская ересь и судьбы Франции».

Добавить комментарий