Почему важны отец и мать — новое исследование

Альберт Мохлер, The Christian Post

За последние сорок лет мир захлестнула волна феминизации. Наибольшее влияние эта идеология имеет в Западной Европе и Северной Америке. Ученые социологи, в целом, признают положительные результаты феминистской революции. Вместе с тем, все более очевидными становятся негативные последствия бездумной феминизации.

В. Бредфорд Уилкокс служит доцентом социологии в Виргинском Университете и является автором книги «Добрые патриархи, новые мужчины: Как христианство формирует отцов и мужей». В 2005 году в ноябрьском выпуске журнала Touchstone Уилкокс в статье: «Наши различия: что говорят социальные науки о различии полов и воспитании детей» рассматривает одно из отрицательных последствий фенимизации — «андрогинный импульс» – принцип абсолютного равенства полов.

В каком-то смысле андрогинность – смешивание полов и отрицание половых различий – стало частью идеологии феминизма с самого начала. Сторонники такого подхода отрицали основные половые различия, утверждая, что разность ролей мужчин и женщин, так же как и их отличительные черты и способности есть продукт унижающих и дискриминационных социальных условий. Утверждение, что мужчины и женщины отличаются друг от друга (кроме чисто биологического аспекта) порицалось и отрицалось.

Уилкокс относит происхождение этого «андрогинного импульса» к международным организациям, связанным с ООН. Он отмечает негативную роль, которую сыграла Конвенции по Борьбе со Всеми Формами Дискриминации Женщин. «Комитет, который подготовил этот документ, призвал некоторые страны, такие как Армения и Белоруссия, отбросить национальные обычаи и общественные традиции, которые подчеркивают исключительные женские признаки – такие как День Матери или программу декретных отпусков», — говорит Уилкокс. – «Вместо этого сторонники феминистской пропаганды предлагают «андрогинное родительство» — когда оба родителя посвящают одинаковое количество времени воспитанию ребенка и осуществляют взаимодействие «родитель-ребенок» в одинаковом стиле».

В Великобритании это стало предметом горячих споров. Британское правительство рассматривает закон, который уравняет мужчин и женщин в правах на декретный отпуск и позволит мужчинам сидеть дома с детьми, а их женам – устраиваться на работу. Похожая ситуация наблюдается в Испании – правительство рассматривает возможность предоставления декретного отпуска отцам с целью уравнять мужчин и женщин.

Уилкокс считает, что такой подход может вызвать большие негативные последствия в обществе: «Главная проблема заключается в том, что андрогинный импульс не признает уникальных способностей мужчин и женщин, которые они воплощают в главной ячейке общества — семье. Многочисленные социально-научные исследования подтверждают то, что подсказывает здравый смысл, традиции и многие мировые религии: мужчины и женщины обладают разными способностями в воспитании детей».

Уилкокс утверждает, что государство должно защищать, а не запрещать различия в воспитательных функциях отцов и матерей.
В течение нескольких лет Бредфорд Уилкокс проводил исследования в области социальных наук. Его новаторская работа «Добрые патриархи, новые мужчины» перевернула общепринятые представления. До него в социальных науках преобладала общепринятая точка зрения, которая утверждала, что консервативные отцы-христиане (протестанты) уделяют мало внимания воспитанию детей и склонны применять жесткие и даже жестокие методы воспитания. Уилкокс нашел многочисленные факты, опровергающие эту точку зрения – христиане оказались отцами, уделяющими гораздо больше времени воспитанию потомства и более мягкими родителями, чем отцы других семей.

Далее Уилкокс рассматривает роль отцов и матерей в воспитании детей. В самом начале автор оговаривает, что не каждый отец и мать обладают всеми специфическими качествами, которые он описывает. «Однако, большинство отцов и матерей обладает достаточными качествами для воспитания», — настаивает он, — «и общество должно определить роли так, чтобы эти качества могли быть применены наиболее эффективно».

Воспитание детей требует различных талантов, и в каждом из них один пол может превосходить другой. Поэтому «общество должно поддерживать эти сравнительные преимущества, позволяя каждому полу занимать лидирующую позицию в той области, в которой он сильнее. Конечно, это означает прямое противостояние «андрогинному импульсу» – безусловному равенству полов.

Уилкокс прежде всего отмечает характерные качества и преимущества матери – «способность кормить грудью, способность понимать своих детей и способность заботиться и ухаживать за ними».

Идеологический феминизм не знает, как относиться к грудному вскармливанию. С одной стороны, это требует значительных затрат времени, что делает трудным ее скорейшее возвращение к работе после родов. С другой стороны, грудное вскармливание наиболее благоприятно для здоровья младенцев и является натуральным способом питания. По словам Уилкокса, «медицина имеет однозначное мнение по этому вопросу. Грудное молоко дает ребенку наиболее оптимальный набор питательных веществ и антител, которые защищают ребенка, по крайней мере, от одиннадцати серьезных заболеваний: от ушных инфекций до синдрома внезапной смерти». Поэтому у матерей есть преимущество, присущее именно женскому полу. Это преимущество признается и уважается большинством мужей.

Уилкокс утверждает, что преимущества матерей не ограничиваются грудным вскармливанием. Матери лучше понимают, что нужно их детям. С самых первых дней матери могут различать интонации в плаче ребенка – отличить крик боли от плача ребенка, нуждающегося во внимании. Кроме того, матери лучше понимают эмоциональное состояние детей. Эта способность сохраняется на протяжении школьных лет и подросткового возраста. «Подростки утверждают, что матери понимают их лучше, чем отцы», — говорит Уилкокс.

Играет ли здесь роль биология? Уилкокс приводит результаты исследований, согласно которым «на поведение матерей влияют гормоны, из-за которых они испытывают желание ухаживать за детьми и ласкать их». Например, гормон окситоцин, вырабатывающийся в организме женщины во время беременности и периода лактации. Какая бы ни была причина, матери лучше справляются с воспитанием детей и находят удовольствие в этом процессе. «Дети знают это», — замечает Уилкокс.

С другой стороны отцы «имеют преимущество, когда дело доходит до дисциплины, игр и обучения жизненной мудрости». Такое «распределение преимуществ» говорит о значимости отцов в воспитании детей.

Уилкокс замечает, что матери уделяют больше внимания дисциплине, чем отцы, благодаря тому, что они проводят с детьми больше времени. Тем не менее, «у отцов есть сравнительное преимущество в этой области». «Обычно, отцы внушают больший страх и повиновение, чем матери», — объясняет Уилкокс, — «потому что обладают большей физической силой и размерами и более твердым голосом. Отцы так же более настойчивы в своих требованиях и менее склонны изменять семейные правила и принципы ради детей. В двух словах, отцы тверже и настойчивее, чем матери».

Это особенно важно при воспитании сыновей. Отцы «более успешны в вопросах дисциплины, благодаря жесткому подходу и тому, что мальчики лучше подчиняются тому, кто одного с ними пола».

К тому же, отцы играют с детьми не так, как матери. Они более склонны к физическим занятиям с детьми – включая детей до года – и играют ради игры. Такие игры развивают социальные навыки и чувство самоконтроля. «Играя с отцами, дети учатся контролировать свои чувства и поведение при общении с другими», — поясняет Уилкокс.

Отцы так же учат детей жить в окружающем мире. «По сравнению с матерями, отцы скорее вдохновляют своих детей справляться с трудностями, искать новые ощущение, стойко переносить боль и трудности».

Уилкокс замечает, что преимущества отцов в вопросах дисциплины, игр и решения проблем привязаны к их позиции в семье. «Из-за того, что они играют вторичную роль в рождении потомства и не испытывают всплеска гормонов, как матери, отцы в некоторой степени более далеки от своих детей и от эмоциональной динамики семьи».

Некоторые отцы принимают эту дистанцию за пренебрежение. Тем не менее, внимательные отцы воспользуются этой дистанцией «для воспитания своего потомства в особой отцовской манере». Уилкокс полагает, что отцам часто легче быть твердыми и учить детей противостоять трудностям. К тому же именно отцы могут открыть детям мир приключений.

Уилкокс видит наиболее сложный вопрос своего исследования в определении особой роли отцов. Он утверждает, что мальчики «учатся самоконтролю,… играя и воспитываясь любящим отцом». Поэтому мальчики, имеющие заботливых отцов, гораздо менее склонны к проявлению агрессивного поведения, которое определяется как «компенсационная мужественность». Без влияния отцов мальчики гораздо чаще склонны выражать мужественность через агрессивность.

Но отцы также играют большую роль и в воспитании девочек. Исследования показывают, что участие отца может оказать большую роль на сексуальную активность дочерей до брака. «Отцы предостерегают дочерей от внебрачного секса, устанавливая дисциплинарные требования, контролируя их времяпровождение и давая понять молодым людям, что сексуальное поведение здесь неприемлемо», — поясняет Уилкокс.

Андрогинный импульс оказывает на общество в целом пагубное влияние. Отрицая то, что мужчины и женщины играют различные роли в воспитании, те, кто проповедует эту идеологию, ослабляют семью и лишают детей особого материнского и отцовского отношения, в котором они нуждаются.

Позиция Уилкокса ясна – общество в целом, и государственные власти в частности, должны уважать, а не отрицать различия отцовского и материнского воспитания. Его исследование также должно напомнить родителям об их общих обязанностях в воспитании детей. Мы должны уважать возможности и обязанности друг друга.

Кроме этого, христиане должны понимать, что Творец создал семью и установил роли отца и матери, чтобы дети получали все необходимое и воспитывались в любви и познании Бога. Больше всех христианские родители должны осознавать эту свою обязанность и рассматривать различие полов как свидетельство славы Божией.

Мы все должны помнить о том, как важны отец и мать. Удивительно, что кто-то может забывать об этом.

Добавить комментарий