Преподаватели будут богаче обычных людей

Константин ФРУМКИН, «Финансовые Известия»

В четверг правительство взялось за выполнение грандиозной по объему задачи. Оно начало заслушивать доклады: министров — о работе министерств и губернаторов — о развитии регионов. Первым рассмотренным на заседании кабинета регионом стал Воронеж, а первым ведомством — Министерство образования и науки. Глава Минобрнауки Андрей Фурсенко пообещал, что преподаватель вуза будет получать в 1.5 раза больше, чем средний россиянин.

Если сегодня зарплата преподавателя вуза примерно на 10% ниже, чем средняя зарплата по стране, то к 2008 году преподаватель должен получать на треть больше, чем средний россиянин, а к 2010 году — уже в 1.5 раза больше. Для остальных педагогов повышение зарплаты будет чуть ниже — с 66 до75% от среднероссийской зарплаты. Ученые должны получать на треть больше, чем средние труженики.

Большой критики доклад Фурсенко не вызвал, однако вице-президент Российской академии наук Александр Некипелов потребовал, чтобы в РАН был создан «коммерческий сектор», более того — надо учредить некий холдинг, объединяющий ту часть прикладной науки, которая может существовать на самоокупаемости. Управлять этим холдингом должна Академия наук, и бизнес, по мнению Некипелова, должен вестись «на акционерных началах».

Ректор МГУ Виктор Садовничий потребовал оснастить университеты приличным лабораторным оборудованием. «Мы можем потерять планку нашего образования», — пригрозил ректор. Кроме того, Садовничий обратил внимание, что страны СНГ «тянутся» к России и нужно принять к меры к увеличению доли студентов из СНГ в российских вузах. «Программа увеличения влияния российского образования на образование стран СНГ практически отсутствует», — пожаловался глава МГУ.

Министр культуры Александр Соколов воспользовался обсуждением вопросов образования, чтобы сказать о наболевшем. Соколов напомнил, что он не только министр, но и завкафедрой консерватории, после чего поведал правительству «печальную повесть»: обладатели творческих специальностей, например музыканты и танцоры, получают послевузовское образование, но никаких международно признанных документов о его прохождении им не выдают, поскольку в России ученые степени присваиваются только после защиты диссертации, а пианисты и балерины хотя и совершенствуют свое мастерство, но диссертаций не пишут.

Наконец, итоги подвел вице-премьер Александр Жуков. Он начал с того, что «доклад Фурсенко весьма удачный как по существу, так и по форме», но затем сразу перешел к критике и заметил, что «доступность образования растет, но качество образования не улучшается». В докладе Андрея Фурсенко вообще нет показателей, оценивающих качество образования. Сам Жуков предложил рассматривать в качестве таких показателей, во-первых, удовлетворенность работодателей квалификацией специалистов и, во-вторых, долю выпускников вузов, устроившихся по специальности.

Добавить комментарий