Совет царя Давида

Вячеслав Щевелев, Голос истины, №1,2006

Каждый из нас имеет заветные желания — чаяния души. И когда они в силу каких-либо причин не исполняются, многие впадают в уныние и нуждаются в утешении.

Желания человека можно условно разделить на несколько уровней. Самые насущные — это потребности в пище, одежде и крыше над головой. Если они удовлетворены, человек может жить. Тогда у него возникают потребности другого рода. Мы хотим испытывать комфорт, безопасность и стабильность. Именно на это люди тратят большую часть времени, сил и денег.

Однако кроме этого, каждый из нас желает иметь добрые отношения с окружающими, близкими и друзьями. Это новый уровень потребностей человека. Но и это еще не все. Наиболее возвышенным, является желание иметь цель и смысл в жизни. Проводить время так, чтобы получать внутреннее удовлетворение от жизни. Знать, что ты нужен окружающим, нужен своей семье, нужен людям.

Как правило, многие задумываются о более высоких целях тогда, когда удовлетворены насущные потребности. Об этом же говорит и Библия в послании Иакова. «Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы»? Это 2 глава 15-ый и 16-ый стихи.

Мы видим, что желать человеку чего-то возвышенного, в то время когда не удовлетворены его насущные нужды — бесполезное дело. Более того, на нас возложена ответственность, помочь такому человеку.

Когда не исполняется желание и человек не получает то, чего ожидал и в чем нуждался, он не редко впадает в уныние и печаль. И чем больше нужда, чем больше проблема, тем сложнее справится с внутренним кризисом. Часто человек не знает где искать выход. И некоторые делают опрометчивые шаги, которые еще больше запутывают человека в паутину проблем.

Так, например, многие боль души заливают водкой, пытаясь забыться на время. Но это самообман. Когда человек приходит в себя, проблема не исчезает, но наоборот становится еще ближе перед ним, во весь рост. А время потеряно. И человек снова тянется к рюмке. Проходит еще время и человек уже раб зеленого змея, потому что боится смотреть правде в глаза.

Другие люди в отчаянии ищут поддержку у влиятельных друзей, третьи наоборот смиряются с реальностью и идут по жизни с сердечной болью. Еще кто-то, забыв о совести и человеческом достоинстве, эгоистично и самолюбиво добиваются своих прав, шагая, как по ступеням, по телам. А кто-то, не справившись с пришедшим испытанием, и вовсе накладывает на себя руки.

А какой путь решения проблем видите для себя вы? Если не исполняются ваши желания, не удовлетворяются ваши нужды и камнем на сердце лежит печаль, что делаете вы?

Известный Израильский царь, пророк, музыкант — Давид, делится на страницах Библии своим подходом. Давайте прочитаем 4 стих 36 Псалма Давида. «Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего». Как видно из прочитанного, Давид, черпал свое утешение в Боге. И более того, он верил, что Бог может исполнить его желания. Но лично меня здесь удивляет другое. А именно, порядок мыслей изложенных автором. По человечески все должно было бы быть наоборот: Бог должен исполнить мое желание и тогда это принесет мне утешение. Но давайте еще раз внимательно прочитаем наш стих. «Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего».

В начале стоит утешение, а уже затем исполнение желания. Другими словами, главное не наше желание и даже не мы сами, но Бог. На нем, а не на желании нужно сосредоточить внимание. Имея Бога в своем сердце и доверяя Ему, мы получаем все необходимое для нашей жизни. Бог не терпит никакой конкуренции в нашем сердце. Оно полностью должно принадлежать Ему. Бога должно быть достаточно для нас. И этим мы должны успокоиться. И только тогда Бог исполнит наше желание.

Но может быть, кто-то сейчас подумает: «хорошо было рассуждать Давиду, когда он был окружен славой и богатством на троне Израиля». Но не всегда это было так, друзья. Библия много повествует о жизни этого человека. 950 раз его имя мы встречаем в Библии. И по крайней мере, четыре книги Ветхого Завета отводят ему на своих страницах главные роли. Читая их, мы знакомимся с историей его жизни с юности и до глубокой старости. Более того, Псалмы Давида раскрывают его внутренний мир, показывают его веру и отношение к Богу. Давайте ближе рассмотрим эту историческую личность.

Давид был вторым по счету царем Израиля. Первым был Саул. Давид не был сыном Саула, он не был даже его дальним родственником. А поэтому он никак не мог претендовать на престол в Израиле. И то, что он стал царем, есть ни что иное, как прямое Божье избрание. Пророк Самуил называет Давида «мужем по сердцу Бога».

Впервые имя Давида встречается на страницах Библии, когда Самуил помазывает его в цари над Израилем. Тогда он был еще совсем юным. В начале ни пророк, ни его отец не обратили на него никакого внимания. Когда Самуил узнавал волю Бога о том, кто из сынов Иесея должен был стать царем Израиля Давида там и вовсе не было. И лишь когда Господь не выбрал ни одного из сынов Иесея, все вспомнили о Давиде.

Когда его привели к пророку, тот понял что это и есть избранник Божий. И прямо там, в доме Давида пророк совершил помазание его в цари Израиля. Но этот день не стал триумфом Давида и лишь 10 лет спустя, он занял престол Израиля. А в течении этого времени Бог трудился над будущим царем, формируя его характер.

Взлеты и падения, благословения и испытания, признание и преследования сопровождали его все это время. Они были теми инструментами, которыми Господь формировал характер своего слуги. За это время Давид превратился из юноши в мужчину. Победа над Голиафом; приближение к царскому двору; служба царю в качестве оруженосца, а затем главнокомандующего армией; почет; слава; а затем преследование и изгнание: все это он прошел в Божественной школе и сдал экзамен на отлично. Теперь этот человек может принять на себя ответственность за руководство народом Божиим.

А сейчас давайте прочтем еще один Псалом Давида. А именно 62.

«Псалом Давида, когда он был в пустыне Иудейской.

Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной, чтобы видеть силу Твою и славу Твою, как я видел Тебя во святилище: ибо милость Твоя лучше, нежели жизнь. Уста мои восхвалят Тебя. Так благословлю Тебя в жизни моей; во имя Твое вознесу руки мои. Как туком и елеем насыщается душа моя, и радостным гласом восхваляют Тебя уста мои, когда я вспоминаю о Тебе на постели моей, размышляю о Тебе в ночные стражи, ибо Ты помощь моя, и в тени крыл Твоих я возрадуюсь; к Тебе прилепилась душа моя; десница Твоя поддерживает меня».

Это псалом Давид написал не на высоте славы, не во дворце и не на царском троне. Но как он сам говорит: «в пустыне Иудейской». Что привело его туда? Ответ прост: ненависть царя Саула. На протяжении нескольких лет тот, преследовал его с единственной целью: убить. Об этом повествует 1-я книга Царств 23 глава 14 стих. «Давид же пребывал в пустыне в неприступных местах и потом на горе в пустыне Зиф. Саул искал его всякий день; но Бог не предал Давида в руки его».

Для Давида это было трудное время. Время испытания на прочность его отношений с Богом. В подобной ситуации легко было усомниться в Божией любви и сказать. Если Бог любит меня, почему все это происходит?

Но Давид говорит совсем другое: «Боже! Ты Бог мой». В критический для себя момент он не только не сомневается в Боге, но напротив произносит великое исповедание своей веры. Он говорит, что Богу, которому я верил до сих пор, я продолжаю верить и сейчас. Я полагаюсь на Него, я все отдаю Ему, всего себя всю свою жизнь. Пусть со мной произойдет то, что угодно Его святой воле.

Часто встретив неожиданные проблемы в нашей жизни, мы сначала пытаемся их решить своими силами. Где-то заплатить, где-то договориться по знакомству. К молитве же и помощи Господа прибегаем, как к самому последнему варианту. Но не так это было у Давида. В этом же стихе он продолжает: «Тебя от ранней зари ищу я». Очень часто ему приходилось ночевать в холодной пещере, под открытым небо, где вместо подушки под головой был камень. Часто его сон был беспокойным от того, что где-то рядом был враг.

И тем не менее, ранним утром когда он открывал глава, его первая мысль была о Боге. «Тебя от ранней зари ищу я». Не дров для костра после прохладной ночи, и не завтрака, но Господа искал Давид. Причем слово «ищу» употребленное здесь означает не как-нибудь, не впопыхах, но искренне, старательно, тщательно. Об этом говорят и следующие строки.

«Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной». Находясь в пустыне, под палящим солнцем, он хотел не освежающей влаги, но Господа, близкого общения с Ним. Не от множества забот и тревог в иссохшей и жаркой пустыне томился Давид, но: «по Тебе, Господи, томится плоть моя», — говорит он. И слово «томиться» здесь означает тужить или сильно тосковать. Именно так Давид описывает свою жажду по близким отношениям с Господом.

Чего же хотел Давид от Господа? Какими должны быть эти отношения? Он сам отвечает в 3-ем стихе. «чтобы видеть силу Твою и славу Твою». Слово «видеть», употребленное Давидом, означает не просто смотреть, но рассматривать, чувствовать, пристально глядеть, смотреть друг другу в лицо. Именно таких отношений он ждал. Видеть Бога лицом к лицу. Наблюдать за Его действиями, постигать Его характер, видеть лицо, понимать друг друга по одному лишь взгляду.

Но это не все чего желал Давид. Прочитаем третий стих полностью. «чтобы видеть силу Твою и славу Твою, как я видел Тебя во святилище». По-видимому, Давид не один раз бывал во святилище. (Это аналогия храма, который был построен позже.) И там ему по-особому открывался Бог. В Псалме 67 он говорит: «Страшен Ты, Боже, во святилище Твоем». Давид видел там силу и славу Бога. Это зрелище приводило его в трепет… Но сейчас он не во дворе святилища, а среди бескрайней, раскаленной пустыни. И чего же он желает? Он желает видеть Бога в пустыне так же, как во святилище. То есть иными словами он говорит: я хочу видеть Бога в трудностях так же ясно и отчетливо, как это было в самые счастливые моменты моей жизни.

Здесь слово «видеть» означает: видеть, как провидец в экстатическом состоянии. Видеть чувствами, разумом, опытом, когда духовный взор человека смотрит далеко вперед в будущее, намного дальше сложившихся обстоятельств. То есть он хотел смотреть на Бога не через обстоятельства, но наоборот на обстоятельства, через обещания Бога.

Откуда у Давида такая надежда? Почему он не боится трудностей? Ответ прост. Он знает, что Бог любит его. А раз так, то все, и даже трудности, не причинят вреда, а напротив принесут пользу. Они лишь инструмент в руках мастера, которым Он формирует из нас совершенную личность. Поэтому Давид хотел оставаться в руках мастера, даже если это причиняло ему боль. Он говорит далее «милость Твоя лучше, нежели жизнь». Любовь, доброта, расположение Бога были важнее для него, чем богатство, почет, благосклонность влиятельных людей, важнее, чем сама жизнь. Он желал этого и Бог ответил ему. Он подарил ему чуткое сердце, ищущее Бога в любых обстоятельствах.

За это Давид прославлял Бога. «Уста мои восхвалят Тебя», говорит он. «Так благословлю Тебя в жизни моей; во имя Твое вознесу руки мои»… Обычно принято старшему благословлять младшего, а здесь Давид благословляет Бога. Что это значит? Дело в том, что употребленное им слово может иметь два значения. Первое, давать благословение и второе, принимать его, т.е. идти под благословение. Буквально: «становиться на колени». Именно это и сделал Давид. Он преклонил свои колени пред Богом, желая получить Его благословение.

И Господь благословил своего верного слугу. Поэтому Давид с радостью восклицает: «Как туком и елеем насыщается душа моя, и радостным гласом восхваляют Тебя уста мои, когда я вспоминаю о Тебе на постели моей, размышляю о Тебе в ночные стражи». Удовлетворенный и насыщенный близостью Бога, Давид заканчивает свой день… Но даже под звездным небом в ночные часы он размышляет о Господе, держа в памяти все откровения Его о Себе. Даже ночью ум Давида не был праздным… Это большая милость Бога, приучить свой разум каждый час сосредотачивать внимание на Нем. Думать о Господе, держать Его в своей памяти.

Почему это было важным для Давида, он говорит в следующих стихах. «Ибо Ты помощь моя, и в тени крыл Твоих я возрадуюсь; к Тебе прилепилась душа моя; десница Твоя поддерживает меня». На два момента хочется здесь обратить наше внимание. Первый, близость Господа принесла Давиду несравненную радость. Буквально это слово означало «выкрикивать от радости», благодарить Бога. И второй момент: как Давид сам говорит: «к Тебе прилепилась душа моя». Он постоянно заботился о своей близости с Богом. Буквально это слово может означать: «оставаться близко, поймать и не отпускать, держаться за Господа»… И Господь ответил ему тем же. Как свидетельствует сам Давид: «десница Твоя поддерживает меня». Буквально это означает вести за руку. Что может быть прекрасней в этой жизни, слушатель?

В заключении, друзья, давайте подведем краткий итог наших размышлений. Каждый из нас имеет заветные желания — чаяния души. И когда они в силу каких-либо причин не исполняются, многие впадают в уныние и нуждаются в утешении. Известный Израильский царь, пророк и музыкант — Давид, рассказывает о том, что утешало его в трудные моменты жизни. В Псалме 36-ом стихе 4-ом он говорит: «Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего». По мнению Давида не наши желания и не мы сами должны быть в центре внимания, когда нам плохо, но Бог, Его воля и Его план для нашей жизни.

Он — ответ на все вопросы. Его должно быть достаточно для нас. Если мы уверены в Его любви и имеем тесную с Ним связь, ни что в жизни не сможет повергнуть нас в беспробудную печаль. Эта истина действительна во все времена.

Добавить комментарий