Наши баптистские принципы. (продолжение)

Библиотека кредо.ру

Я. Я. ВИНС

Шестой принцип

Равноправие всех членов поместных церквей, или всеобщее священство Принцип всеобщего священства является основой Новозаветного учения в отношении церкви и ее служителей. Он означает совершенно равные отношения к Господу всех членов самостоятельных поместных церквей и гарантирует им добровольные и равноправные отношения друг с другом. Мы верим, что все верующие — священники Божьи, а потому церковные служители не могут обладать особой священнической властью. Различия возможны только по совершаемым служениям, из которых вытекают соответствующие права и обязанности.

Библейское обоснование

На основании Священного Писания каждый член церкви есть чадо Божье, наследник Божий, сонаследник Христу (Рим. 8, 17). У всех членов Церкви одна Глава —. Христос, и все они — ветви одной Виноградной Лозы (Иоан. 15, 5), "живые камни", утвержденные на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем" (1 Петра 2, 5; Еф. 2, 20). Эти неопровержимые истины не допускают ни малейшего основания для господства над наследием Божьим со стороны какой-либо духовной власти или религиозной организации. Равноправие всех членов самостоятельных поместных церквей зиждется и на изречениях нашего Господа Иисуса Христа. В Евангелии от Матфея Он говорит следующие слова: "Вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос.

Больший из вас да будет вам слуга: ибо кто возвышает себя, тот унижен будет; а кто унижает себя, тот возвысится" (Мтф. 23, 8—12). В Церкви Божьей нет места иерархии, властвующей над членами, и среди членов церкви не должно быть "вышестоящих и нижестоящих", так как отношение ко Христу и к Его установлениям у всех одинаковы. По слову Божьему все верующие призваны быть "царственным священством" (1 Петра 2: 5,9), а не только некоторые из них.

Равноправие всех членов каждой самостоятельной поместной церкви усматривается еще и из их общей задачи жизни. Высшее преимущество и священнейшая обязанность всех верующих в Иисуса Христа как в личного Спасителя заключается в их праве молиться за погибший мир и в их ответственности просвещать его светом Евангелия. Все верующие, без исключения, призваны об этом ревностно молиться и искренне трудиться "по мере веры, какую каждому Бог уделил" (Рим. 12,3). Это отношение верующих к распространению Царствия Божьего на земле и составляет ту громадную разницу, которая существует между истинными христианами и христианами только по названию.

Служители церкви

В апостольское время церковь сама избирала из своей среды таких мужей, которые в силу своего Божественного призвания и одаренности способны были занимать официальные церковные служения. Таков порядок учрежден Самим Господом, и его не следовало бы изменять человеческим авторитетам в угоду личных интересов. Лицам, которые исполняют пастырское служение. Священное Писание дает разные названия. Так, например, они называются пресвитерами (т. е. старейшины) и епископами (т. е. надзиратели или пастыри).

Тщательное рассмотрение всех текстов, относящихся к этому вопросу, убеждает нас, что эти разные названия прилагаются к лицам, исполнявшим в апостольских церквах одну и ту же должность. Так Апостол Павел называет служителей ефесской церкви пресвитерами (Деян. 20, 17), но он называет их и блюстителями, т. е. епископами. Апостол Павел, поручая Титу рукоположить пресвитеров, называет их епископами (Тит. 1,7). Апостол Петр увещевает пресвитеров "пасти Божье стадо, какое у ник" (1 Петра 5, 1—2). Эти места указывают на то, что Священное Писание между пресвитером и епископом не делает разницы, это лишь два разных названия, означающих одно и то же служение.

Обязанности служителей

Исполняя свое служение, епископы, или пресвитеры, обязаны руководить всеми богослужебными собраниями, проповедовать "неисследимое богатство Христово" (Еф. 3, 8), воспитывать верующих, чтобы они "не колебались и не увлекались всяким ветром учения" (Еф. 4, 14), и быть духовными советниками своей пастве, охраняя ее, насколько это возможно, от заблуждений и учений; но "господствовать над наследием Божиим" (1 Петр. 5, 3) им не приличествует и не разрешается. Пресвитеры церкви нигде в Новом Завете не называются "священниками", так как это название принадлежит всем членам Церкви Божьей, о которых сказано, что они "священники и цари" (Откр. 1, 6). На епископов, или пресвитеров, возложена обязанность преподавать водное крещение и совершать Вечерю Господню, как и вообще иметь неусыпное попечение о духовном благополучии каждого члена в отдельности. Все изложения Нового Завета неоспоримо свидетельствуют о том, что епископы, или пресвитеры, занимают в церкви руководящее, но никак не господствующее положение. Эту истину наш небесный Учитель выразил следующими словами: "Князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами (т. е. в церкви) да не будет так а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет быть между вами первым, да будет вам рабом" (Мтф. 20,25—27). Священное Писание говорит также и о диаконской должности (Деян. 6,1—6), или о так называемых помощниках. Диаконы суть помощники пресвитеров и служители церкви. На них возложена обязанность иметь сердечное попечение о следующих трех столах: о столе бедных, дабы никто из бедных членов поместной церкви не был обойден или лишен братской благотворительности (Деян. 6, 1); о столе Господнем, дабы этот стол, как-то: хлеб, вино, чаша, салфетки и скатерти всегда был в полной исправности для совершения Вечери Господней; о столе пресвитеров, дабы те не отвлекались от исполнения своих прямых обязанностей и не заботились о насущном хлебе. Вообще, на диаконах лежит обязанность заботиться о насущных материальных нуждах всей церкви. Несмотря на то, что Сам Господь определил для церкви эти два служения, мы все же не имеем права считать этих лиц стоящими над церковью, т. е. выше всех ее членов. Мы должны смотреть на них как на избранников церкви и утвержденных Господом на дело служения для созидания Тела Христова (Еф. 4, 12), членами которого они состоят в той же мере, что и другие. Эта истина особенно ясно усматривается из апостольских посланий, адресованных исключительно поместным церквам, а не их служителям. Апостолу Павлу не пришло в голову написать свое послание к римлянам в адрес епископа, но он написал его "всем находящимся в Риме, возлюбленным Божиим, призванным святым" (Рим. 1,7), как равноправным членам Тела Христова — Церкви Божьей. То же самое мы видим в послании к Филиппийцам 1, 1 и в других посланиях. Из всего вышесказанного ясно усматривается, что принцип равноправия всех членов каждой самостоятельной поместной церкви не только доказывается личными изречениями Господа нашего Иисуса Христа, но что этого принципа держались и все церкви апостольского времени, осуществляя его практическим образом в своей жизни (1 Кор. 3, 5).

Седьмой принцип

Отделение церкви от государства

Перед нами последний принцип нашего исповедания, по своей важности он ничуть не уступает ни одному из предшествующих принципов. Незнание, неуважение проявленное к нему со стороны отдельных церквей, причинило много неизмеримого горя и печали тем, кто сознавал себя обязанным исполнять все новозаветные установления.

Историческое освещение

В темные века абсолютного иерархического произвола и грубого насилия, которое совершалось над инакомыслящими со стороны отдельных церквей, многие государства лишались своих лучших и благороднейших подданных (которые были солью всего населения) лишь только потому, что церковь была в союзе с государством. По причине этого союза пролито немало потоков слез и крови, и миллионы невинных жертв были убиваемы, распиливаемы, сжигаемы, утепляемы. Мы стремимся к тому, чтобы все люди, к какому исповеданию они ни принадлежали бы (за исключением таких, действия которых оскорбляют чувства нравственности и целомудрия), не были стесняемы в своих гражданских и общественных правах, так как религия и гражданские права — два совершенно различных начала, которых никогда не следует смешивать. Мы, евангельские христиане-баптисты, следуя этому принципу, никогда не прибегали к оружию для преследования или притеснения других из-за религиозных убеждений, не согласных с нашим верованием.

Мы всегда подвергались гонениям, страдали и терпели всевозможные лишения за веру Христову, но сами никогда и никого не преследовали. Эта истина всем известна, но она особенно живет в памяти у братьев и сестер евангельских христиан-баптистов в России. История христианства донесла до нас выступления донатистских христиан во времена Константина Великого (314 г.), которые возвышали свой голос против соединения церкви с государством, говоря: "Не дело императора вмешиваться в дела церкви, и не дело церкви вникать в дела государственные, а поэтому епископам нечего делать в царских палатах". Этот клич мощно раздавался во все века. Он не умолкал во времена самых свирепых гонений и страшных страданий, и везде, где люди прислушивались к нему и осуществляли его в жизни, он приносил им желанную свободу веры.

Еще в 1611 году баптисты Англии писали в своем вероучении: "Мы верим, что правительство не должно вмешиваться в религиозные вопросы и оно не имеет права принуждать людей исповедовать ту или иную религию, потому что единый Законодатель церкви и совести каждого человека в отдельности есть Христос". В 1644 году английскими баптистами было издано исповедание веры, в котором мы находим следующее выражение: "Мы признаем себя обязанными подчиняться гражданской власти во всем, кроме вопросов веры, в которых мы должны повиноваться только Христу, исповедуя и сохраняя свою веру даже среди испытаний и гонений, жертвуя своим имуществом, своими женами, детьми, отцами, матерями, братьями, сестрами, даже собственной жизнью и памятуя всегда, что мы должны повиноваться больше Христу, чем людям" (Лук. 14, 26; Деян. 4, 29).

Мы, евангельские христиане-баптисты, считаем, что ни меч, ни государственные законы не должны лишать человека возможности верить тому и исповедовать то, что он, по своему глубокому убеждению, признает за истину. Всегда и везде, где церковь опиралась на меч гражданской власти, она сама себе этим вредила, а если государство вмешивалось во внутренние распорядки церкви, христианство лишалось своей духовной красоты и низводилось до уровня мирского учреждения. Самые лучшие отношения между церковью и государством устанавливаются тогда, когда каждое из этих учреждений и все граждане исполняют свои функции по предписанному Христом правилу: "Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу" (Мтф. 22,21).

Сфера действия гражданской власти

Под гражданской властью мы подразумеваем те учреждения, которые уполномочены правительством издавать законы и устанавливать порядки, направленные на благо всем гражданам. По Слову Божью, такие учреждения установлены Самим Богом (Рим. 13, 1—7) "для наказания преступников и для поощрения делающих добро" (1 Петр. 2, 14). На такую власть возложена обязанность заботиться о спокойствии граждан и благосостоянии их, иметь попечение о проведении в жизнь законов нравственности и целомудрия, так, чтобы нация не растлевалась в страстях. Но власти также имеют право производить суд и наказание над всеми, делающими зло, так как "начальник есть Божий слуга… ибо он не напрасно носит меч" (Рим. 13, 4). Из вышесказанного мы видим, что сфера деятельности гражданской власти распространяется исключительно на временные, материальные вопросы настоящей жизни своих сограждан, тогда как сфера деятельности Церкви касается совести человека и его отношений с Богом. . Каждый член Церкви Божьей также имеет свои гражданские права и обязанности. Слово Божье, приказывающее нам отдавать кесарево кесарю, в первую очередь относится к членам церкви. Эту обязанность верующие граждане осуществляют, когда они молятся за свое правительство (1 Тим. 2, 1—2) и "повинуются и покоряются начальству и властям" (1 Петр. 2, 13; Тит. 3, 1). Как подданные своего государства, верующие граждане имеют право обращаться к гражданской власти за защитой или содействием, когда этого требуют обстоятельства (Деян. 16, 37; 22, 25).

Приоритет Божественной власти

Кроме этого на членах церкви лежит еще большая обязанность: "отдавать Божие Богу". Отсюда видно, что государству не принадлежит право издавать законы или определять для своих граждан, где, когда и как они должны или не должны молиться или поклоняться Богу. Также не дело государства следить какую церковь посещают верующие граждане. Область отношений человека с Богом может контролировать только Бог, только Ему одному подотчетна совесть человека (Деян. 4, 19—20).

Всеоружие Церкви

Слово Божье поучает нас, что всеоружие Церкви Божьей не плотское, но духовное, данное ей для разрушения твердынь сатанинских (2 Кор. 10, 3—5; 6, 3—7; 1 Иоан. 5, 8). Это оружие весьма различно! В первую очередь это Слово Божье, которое "подобно молоту, разбивающему скалу" (Иер. 23, 29), или мечу обоюдоострому (Евр. 4, 12), который проникает в сердце человека. Также и молитва есть сильное оружие, данное церкви для завоевания мира (Иак. 5, 16; 1 Тим. 2, 1—2; Мтф. 21, 22). Кроме этого Бог даровал детям Своим и силу Духа Святого, которая сопровождает их свидетельство и действует на сердца неверующих людей, обличая в грехах (Иоан. 16, 9). К всеоружию верующих принадлежит и сердечное братолюбие, и сила святой жизни.

Только этим оружием церковь Христа способна завоевывать и преображать души, создавая из них такое общество, в котором всеобъемлющая любовь Божья, действует как преобладающая сила. Учение Иисуса Христа вечно (1 Петр. 1, 25); оно основано на Его смерти и воскресении и покоится на престоле Всемогущего Бога. Мы знаем, что человечество может бичевать и распинать эту истину, но оно нисколько не может помешать ей воскреснуть из мертвых и победоносно восторжествовать над всеми человеческими заблуждениями. Мы, евангельские христиане-баптисты, не имеем ни малейшего основания бояться, что наши принципы могут устареть и надо будет их пересматривать, ибо они основаны на вечном слове нашего Бога (Мтф. 24, 35). Они Божественного происхождения и поэтому устоят и одержат победу над всеми хитросплетенными баснями и преданиями человеческими.

Добавить комментарий