Православие и протестантизм в России

Николай Корнилов, Журнал «Решение»

Bсе, кто живет в России, знают: православные и евангельские верующие отличаются друг от друга, причем отличаются во многом. Отличия бросаются в глаза, и о них не хочется говорить по той простой причине, что обычно это приводит к спорам и конфронтации, к отчуждению и взаимным упрекам. Цель этой статьи другая — сказать о том, что сегодня евангельские христиане наряду с православными могут в одинаковой мере назвать своим.

Общим, конечно же, было и остается Священное Писание. Именно перевод Библии на русский язык послужил одной из главных причин возникновения массового и совершенно самостоятельного евангельского движения в России во второй половине XIX века. С тех пор Библия в синодальном переводе стала настольной книгой евангельских верующих. Этим мы обязаны православным библеистам и переводчикам.

Православные и протестанты сходятся в исповедании Господа Иисуса Христа Спасителем. И те и другие верят в богочеловечество Иисуса. В борьбе с арианством древняя Церковь выработала и сформулировала учение о том, что Господь Иисус единосущен Отцу по божеству. Подавляющее большинство протестантов придерживаются такого понимания и разделяют его с православием, принимая Никео-Цареградский Символ веры.

K общим чертам, без сомнения, относится и вера в Святую Троицу. Большинство христиан евангельского вероисповедания также разделяют эту веру с историческими церквами.

Можно с уверенностью сказать, что и православные, и протестанты считают авторов Нового Завета, апостолов и евангелистов основоположниками христианства. Именно их свидетельство — сначала устное, а затем письменное — дало начало Церкви. Свидетельство о Христе как о Сыне Божьем и Спасителе мира, передаваемое христианами из поколения в поколение, дошло до наших дней. Оно несет весть о любви Бога к человеку, о том, что Сын Божий взял на Себя грех мира и искупил нас от наказания за грехи, указав нам путь спасения. Мы верим в эту весть, она становится основой нашей жизни. И слава Богу, что Евангелие как спасительная весть, как объявление о Божьем помиловании может объединить, и зачастую действительно объединяет, христиан разных конфессий и деноминаций, давая верующим то ощущение общности, которое так нужно для свидетельства миру, не знающему Бога.

Нас объединяет общая предыстория. Ветхий Завет, во всем его многообразии и глубине откровения о Боге Отце, раскрывает причину прихода Иисуса Христа в мир. Учение о грехе и Божьем замысле спасения человечества, о необходимости пришествия Мессии, или Христа, на землю привело раннюю Церковь, состоявшую вначале из иудеев и обратившихся язычников, к соучастию в деле Бога, к ее подчинению Христу и Духу Святому.

Общая предыстория была и остается тем, что христиане знают и ценят, не всегда представляя, что ценное для верующих одного исповедания оказывается ценным для других. А первая Церковь считается образцом для всех христиан. Поэтому неудивительно, что и православные, и протестанты считают себя связанными с ней. Апостолы, проповедовавшие Евангелие и насаждавшие поместные церкви, тоже почитаются всеми христианами без исключения.

В разное время три основные христианские конфессии так или иначе соседствовали друг с другом. В основном это были конфессии, когда-то составлявшие единое целое. Например, в старой имперской России жили бок о бок Церкви-сестры — православная и католическая. В наши дни на Западе сосуществуют Церкви католическая и протестантская (последняя возникла как реформация первой). Сегодня в России сошлись православие и евангельский протестантизм — конфессии, до того не пересекавшиеся.

Каковы же основы для диалога у этих двух Церквей? Во-первых, как уже говорилось, у нас есть нечто общее и в истории, и в вероучении, что, впрочем, свойственно христианам разных конфессий во всех странах. Но есть и особенности, сближающие российских протестантов с православными. И главная из этих особенностей состоит в том, что российские протестанты — прямые потомки православных! Молокане, ставшие предтечей русского баптизма, были связаны напрямую с духоборами, происходившими от некоторых старообрядческих беспоповских толков, или, используя современное понятие, групп. Следы этих групп уходят в XVII-XVIII века. Тем не менее мы можем смело сказать, что российский протестантизм — плоть от плоти русского христианства, которое в разное время было и православным, и старообрядческим. В XIX веке многие группы молокан и духоборов приняли баптизм — деноминацию евангельского исповедания.

Движения молокан и духоборов были исконно русскими и отражали религиозный поиск народа, его нравственные устремления и желание жить подлинно христианской общиной. Они свидетельствовали о том, что народ был неравнодушен к Богу, к вере. В социальном измерении молокане и духоборы представляли собой крестьянские общины, где старейшины, руководившие хозяйственной жизнью общины, становились также и религиозными предводителями.

Hадо отметить, что эти общины были спиритуалистическими, то есть исповедовали, что крещение и евхаристия должны пониматься духовно, их не нужно совершать реально. Поэтому баптизм с его достаточно четкой опорой на новозаветное учение о причастии и крещении был шагом к новозаветной Церкви. Баптисты понимали, и до сих пор так считают, что Послания и Деяния святых апостолов свидетельствуют о реальном крещении и причастии. Таким образом, русский баптизм вел к восстановлению того реалистического восприятия Церкви, которое было свойственно ранней Церкви и которое свойственно православию.

Наконец, и русских баптистов, и православных объединяет серьезное и благоговейное отношение к вере, к богослужению, к практической реализации веры в своей жизни. За годы советской власти, когда все христиане в СССР считались людьми второго сорта, евангельские христиане и активные православные разделили общую участь. И те и другие подвергались преследованиям со стороны государства.

Bажно отметить, что в годы преследований, по свидетельству Солженицына — одного из наиболее известных очевидцев событий, христиане разных конфессий в лагерях помогали друг другу как братья во Христе. Православные и протестанты, представлявшие наиболее крупные христианские конфессии в то время, находились в тесном взаимодействии. Автор этих строк помнит, как в 1979 году группа баптистской молодежи составила открытое письмо партийному лидеру СССР Л. И. Брежневу с просьбой освободить православного священника Д. С. Дудко, взятого под стражу. Вообще, в те годы христианская солидарность ощущалась гораздо сильнее, чем во времена нынешние. А как интересно было встречаться и вести разговоры с теми православными, которые хотели и могли рассказать об истории православия, о том, как оно влияло и влияет на умы и сердца людей!

Есть и еще одно сходство. Известно, что русские баптисты последовали за арминианами в отношении учения о спасении. Православные христиане разделяют те же богословские взгляды.

Искать то, что сближает евангельских христиан и православных в нашей стране, — благородное дело, которое открывает широкую перспективу для развития и распространения христианства. И делать его мы можем вместе с читателями нашего журнала.

Добавить комментарий