Евангельская вера и культура

Тимченко, П.Ю.

Культура (от лат. «cultura» — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) — исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие «культура» употребляется для характеристики деятельности людей, а также человеческих сил и способностей. В более узком смысле культура — сфера духовной жизни людей, нормы морали и права.

Современные культурологи видят необходимость вмешательства в процессы развития культур. Б. Малиновский и А. Рэдклифф-Браун впервые исследовали принципы управления межкультурным взаимодействием и пытались применить их на практике. Они же поставили вопрос о будущем традиционных культур. Целый ряд исследователей, подвергнув критическому анализу современную индустриальную культуру, предлагают свои рецепты ее усовершенствования.

Э.Фромм размышлял о возможных способах преодоления отчужденности путем изменения доминирующего социального характера. А. Маслоу возлагал надежды на создание будущего общества, в котором решающую роль будут играть самоактуализирующиеся и склонные к высшим переживаниям индивиды. Другой культуролог И. Эйбл-Эйбесфельдт основную задачу видит в сохранении мира, нейтрализации агрессивности и уменьшении «количества страха».

Особую роль в определении облика современного мира играет фундаментализм (строгое соблюдение архаических норм, возврат к старым порядкам), прежде всего в виде религиозных движений. Возврат к традиционным культурным ценностям С. Хантингтон оценивает как реакцию на экспансию западной индустриальной культуры в развивающиеся страны. Данное явление охватило в первую очередь страны исламской ориентации, играющие существенную роль в современном мире.

1. Отношение христиан к культуре

Желая оправдать свое жизненное призвание, свое творческое жизненное дело, христиане не всегда сознают, что речь идет о самом понимании христианства, об усвоении его полноты. Вот что по этому поводу писал Н. Бердяев: «Мучительность проблемы спасения и творчества отражают расколы между Церковью и миром, духовным и мирским, сакральным и светским. Церковь занята спасением, творчеством же занят светский мир. Творческие дела, которыми занят мир светский, не оправданы, не освящены Церковью. Есть глубокое пренебрежение, почти презрение церковного мира к тем творческим делам в жизни культуры, в жизни общества, которыми полно движение, происходящее в мире. В лучшем случае творчество допускается, попускается, на него смотрят сквозь пальцы, не давая ему глубокого оправдания».

Отсутствие целостности, внутренний раскол, характерный для русской культуры, предопределил, по Бердяеву, ее историческую судьбу. Бердяев объясняет эту противоречивость, следуя сложившейся к его времени традиции противопоставления Запада и Востока как особых социокультурных миров, во взаимодействии которых место России не может быть определено однозначно. Именно извечное противоборство западного и восточного миров является, по мнению Бердяева, источником постоянного внутреннего разлада во всех проявлениях национального духовного бытия – в особенностях психологии русского народа, в структуре и принципах его общественной жизни и, наконец, в культуре.

Евангельская церковь в России ассоциируется с западными протестантами. А это подразумевает и усвоение элементов западной культуры. Но на самом деле Российская Евангельская церковь ориентирована не на запад или восток, но на небо. Если есть Царство Божье или Небесное, то есть и культура этого Царства. То, что Царство называется Небесным, указывает не столько на местоположение, сколько на высший порядок.

Евангельские ценности стоят выше ценностей всякой культуры. Христианские страны, включая, православные, католические, протестантские, сформированные на христианском мировоззрении, ориентированные на христианские ценности, смогли адаптировать в повседневную жизнь только часть или фрагменты культуры Царства Божьего. Чтобы усвоить всю полноту культуры Царства Божьего необходимо стать этим Божьим Царством.

В адрес Евангельской церкви можно слышать упреки, что она не оставила культурного наследия для народа. Имеются в виду храмы, художественные, музыкальные произведения и т. д. (у нас есть ответ на поставленный вопрос). Но наряду с явными аспектами культуры или лучше – видимыми, существуют скрытые, но играющие не менее, а порой более значительную роль, аспекты культуры, такие как традиции, обычаи, модели поведения. Но именно поведенческие модели и определяют, что собой представляет народность. Мы верим в необходимость вмешательства в культурные процессы, которые можно определить как вялотекущий процесс разложения.

Мы глубоко убеждены в том, что Евангельская церковь, демонстрируя повседневной жизнью, проповедуя, отвоевывая значимость библейских истин, оказывает влияние на формирование моделей поведения. Уклоняясь от данной задачи, церковь уклоняется от своего призвания быть светом миру. Такая позиция ставит церковь в конфронтацию с общепринятыми положениями общества, чего не надо бояться. Эта конфронтация естественна, как естественна конфронтация света и тьмы, Христа и мира.

Каждому из нас обязательно придется пережить давление со стороны мирской (нехристианской) культуры. Но в каких-то случаях необходимо и самим оказывать давление. Вот несколько примеров: в школе, где учились мои дети, как-то проводился так называемый праздник, «Хеллоуин». Содержание и форма проведения праздника были совершенно неприемлемы для нас, как христиан. Всюду по школе ходили дети, наряженные ведьмами, вампирами, привидениями. Дети однозначно приобщались к нечистому, хотя внешне все выглядело безобидно и весело. Я, взяв детей, пошел к директору школы и написал заявление о том, что считаю невозможным присутствие моих детей в этот день в школе. Всю вину за сложившуюся ситуацию возлагаю на директора школы, своевольно допустившего изменения в учебном процессе. Некоторые классные руководители впоследствии благодарили за этот поступок.

Один христианин, увидев в книжном магазине в канцелярском отделе на самом видном месте, где совершают покупки и дети, плакаты с неприличными изображениями, потребовал убрать их с этого места в другое. Его настойчивость и аргументация, почему необходимо это сделать, заставили администрацию убрать эти плакаты. Мы с женой вошли в городской автобус, где из кабины водителя на весь салон звучали песни тюремной тематики. По выражению лиц некоторых пассажиров можно было определить, что они себя чувствовали неуютно, но при этом не предпринимали никаких мер, чтобы прекратить звучание песни. Мы попросили кондуктора сменить кассету, сказав при этом, что эти песни оскорбляют наши чувства и унижают всех, находящихся в автобусе.

Нам всем необходимо активно реагировать на проявление нечистоты.

2. Влияние евангельской веры на культуру

Мы, как христиане, ориентированы на высшие идеалы. Мы по-прежнему считаем Иисуса Христа идеальной личностью, а Его учение высшим, что есть в мире. Мы наблюдаем, противоречие в том, что в современном Российском обществе, которое определяет себя как православное, никаким образом не культивируются христианские идеалы. Но вместе с тем, в обществе распространяются модели поведения, основанные на поп-культуре, тюремной культуре. Идеалы и есть ценности общества. Что сегодня является ценностями Российского общества? На какие идеалы оно ориентируется? Евангельская Церковь предлагает Учение Иисуса Христа, считая его всегда актуальным, жизненным, прекрасным.

Мы говорим о необходимости влияния Евангелия во все сферы человеческой жизни, зная, что оно оздоровляет, освящает как отдельно взятую личность, так и его быт, культуру. Существуют религиозные праздники и светские. Формы проведения, ритуалы, приметы — все это отображение культурного уровня народности. За последние несколько десятилетий мы были свидетелями появления одних и упразднение других праздников. В некоторых случаях это проводилось насильственным образом (как при социализме). Но некоторые праздники имеют глубинные исторические корни, дошедшие до нас из языческой Руси, такие, как Масленица, Родительский день.

Родительский день – общенародный, с религиозной подоплекой праздник. Как правило, не зафиксированы, какие либо положения ритуалов и обрядов праздника, поэтому имеют выражения языческие верования. Суть праздника – поминание умерших родственников, и в первую очередь родителей. Проведение праздника выглядит крайне неприглядно: почти обязательное употребление спиртных напитков проводится на могилах умерших. Часть спиртного оставляется умершим, которое, как правило, допивается бомжами, пьяницами, подростками. Как с христианской точки зрения, так и с общекультурной, проведение, таким образом, поминовения умерших не служит духовному обогащению участвующих и свидетельствует о низком культурном уровне народа.

Евангельская христианская церковь, имеющая призвание быть светом, может предложить миру другое содержание и формы праздника. Предлагаю совместно разработать концепцию праздника «Родительский день» при участии всех заинтересованных лиц. При разработке концепции делать упор не столько на умерших, сколько на живых родителях. Бывает, что кто-то получает почитание только после смерти. Насколько больше оно нужно живым родителям, чем мертвым. И мы должны обращать на это внимание.

К сожалению, Российское общество не может похвастаться особым уважением к родителям. И это на всех уровнях: как правительство – низкие пенсии, отмена льгот, так и обычном бытовом – непослушание, порой можно слышать даже оскорбления. На Кавказе (своеобразная культура), старик палкой может бить сорокалетнего джигита, и тот не будет сопротивляться, но такое трудно представить у нас. Теперь, акцент не ставить на матерях, но подчеркивать и роль отцов. Праздник может иметь в основе библейскую заповедь: «Почитай отца и мать…». Это заповедь с обетованием: «И будет тебе благо, и будешь долголетен на земле». Так вот откуда Кавказское долголетие…

Праздник может проводиться на городском уровне при участии всех евангельских церквей с привлечением СМИ для популяризации новой формы праздника. Задача – сделать новую форму праздника настолько превосходной и привлекательной, чтобы снизить интерес народа к язычеству и суевериям, практикуемым при обычном проведении родительского дня.

В заключении хочу подчеркнуть, что христиане – носители культуры Царства Божьего. И есть большая опасность разбавлять и загрязнять ее нечистотой этого мира. Храните себя неоскверненными!

Добавить комментарий