Христианская этика и организация времени

Архангельский Г.А.

В контексте разговора об экономической этике рассмотрение организации времени может быть весьма плодотворным, так как в ней закономерности деятельности человека проявляются наиболее ясно, отвлеченно от многообразных конкретных и сиюминутных аспектов деятельности. Система организации времени – это некий свод наиболее общих принципов и правил, которыми человек руководствуется в своих действиях; поэтому взаимовлияние моральных установок человека и его деятельности удобнее всего исследовать именно на примере системы организации времени.

Вопрос взаимодействия этики и науки об организации времени мы рассмотрим в двух направлениях: «Что этика может дать организации времени?» и «Что организация времени может дать этике?». В первой части мы попытаемся выявить отдельные направления этических исследований, которые могут изменить представления о моральности многих действий, связанных с использованием ресурсов времени. Во второй части мы покажем, каким образом организация времени может быть использована для решения одной из проблем этики – проблемы изменения в лучшую сторону моральных установок человека.

1. Что этика может дать организации времени?

Исходя из того, что «этика занимается теоретическим обоснованием, систематизацией и руководимым теорией применением морали», выясним, какие вопросы встают перед этикой при попадании в поле ее зрения времени и всего, что с ним связано. Важнейшая проблема на пути обоснования, систематизации и применения моральных норм в этой области – уникальность феномена времени. Разберем эту тему подробнее.

Всякая этическая система опирается на некоторую систему ценностей. Всякая ценность подразумевает наличие объектов – носителей ценности. Всю экономическую жизнь можно считать процессом обмена предметами, представлющими ценность для сторон. Минимум моральных норм, которые должны регулировать этот процесс, можно свести к принципу: «не делай другим того, чего не хочешь себе». Иначе говоря, предмет обмена, полученный одним из участников сделки, должен представлять для него большую ценность, чем отданный взамен. При таком подходе обмен блестящих бус на золото ацтеков не представляется аморальной сделкой, т.к. для ацтеков бусы были ценнее золота (ибо золота у них было много, а таких красивых бус не было). Но усложним ситуацию: что если человек не осознает ценности, которую для него представляет отдаваемый предмет? Насколько морален обмен ящика золота на мешок хлеба в осажденном городе, если владелец мешка хлеба не отдает себе отчета в серьезности ситуации?

Вернемся к времени. Для человека оно может представлять большую или меньшую ценность – в зависимости от того, насколько осмысленна его жизнь, насколько хорошо он может использовать свое время. Если речь идет о людях, ценящих свое время, задача этики может быть сформулирована как выработка моральных норм, управляющих «сделками», в которых в качестве предмета обмена выступает время. Почему-то вытащить у человека из кармана купюру считается значительно более аморальным поступком, чем отнять у него полчаса пустым разговором, хотя время, в отличие от денег, не возобновимо. Кроме того, время является одним из немногих необходимых условий жизни человека – как вода и воздух. Конечно, на берегах Волги кража воды не карается – но если подсчитать число часов жизни, в среднем отпущенных человеку, ситуация покажется более похожей на среднеазиатскую, где такая кража не только аморальна, но и противоправна .

Впрочем, одна из особенностей времени состоит в том, что если человек его ценит, то он в большинстве случаев найдет способы воспротивиться попыткам его отнять без должного возмещения . Но как быть, если для человека время его жизни ценности не представляет? Насколько моральна его «покупка» за бесценок (напр., за плату в игровых автоматах) в таком случае? Здесь не обойтись без ответа на вопрос: насколько адекватно такой человек представляет ценность для себя своего времени?

Христианское вероучение отвечает на вопрос о ценности времени однозначно. Время есть драгоценный дар, данный для приготовления к Вечности – и если человек его не ценит, он глубоко заблуждается, уподобляясь жителю осажденного города, обменивающему хлеб на золото. Мы не будем здесь углубляться в вопрос о причинах заблуждения – достаточно констатировать, что с точки зрения христианства время представляет для человека огромную ценность, даже если он об этом не подозревает. Исходя из этого, можно говорить о полной возможности и совершенной необходимости построения системы моральных норм, регулирующих отношение человека к времени. Защиту этими нормами времени людей, не отдающим себе отчета в его ценности, можно уподобить той защите, которую моральные и правовые нормы оказывают слабоумным, не осознающим собственных интересов.

Здесь мы не будем затрагивать этические системы и связанные с ними системы организации времени, порожденные различными религиозными учениями, скажем лишь несколько слов о гуманистической этике, как не полностью утерявшей христианские моральные нормы и потому могущей быть преддверием христианской этики. Отношение к времени здесь отличается противоречивостью. Такой отъем времени, как убийство, осуждается безусловно – впрочем, это объяснимо тем, что вместе с временем здесь отнимаются сколь угодно малые, но все же блага, которые человек получил бы в течение остатка жизни. Относительно же эвтаназии нет такого единодушия, и это естественно: когда время перестает быть ценным как время подготовки к Вечности, оно теряет всякую ценность в том случае, если человек сам перестал его ценить. И тогда аморальность отъема этого времени становится труднодоказуемой.

Однако в высших своих проявлениях гуманистическая этика вполне способна на выработку моральных норм в отношении к времени, хотя и на более слабых, чем христианская, основаниях (достоинство человека, его ответственность и долг перед самим собой и человечеством). Лучше всего задача здесь сформулирована Д.Граниным: «Автор убежден, что проблема разумного, человеческого обращения со Временем становится все настоятельней. Это не просто техника экономии, проблема эта помогает понять человеку смысл его деятельности. Время – это народное богатство, такое же как недра, лес, озера. Им можно пользоваться разумно и можно его губить. Рано или поздно в наших школах начнут учить детей «времяпользованию». Автор убежден, что с детства надо воспитывать любовь к природе и любовь ко времени. И учить как беречь время, как его находить, как его добывать. Самое же главное – научить отчитываться за время».

В заключение первой части хотелось бы отметить одну проблему из области именно экономической жизни. Питер Дракер считает одним из важнейших направлений конкурентной борьбы борьбу за время потребителя: например, бар и спортивный клуб сражаются между собой не столько за то, чтобы заставить человека потратить на них деньги, сколько за то, чтобы он потратил на них свое время (а уже как следствие – и деньги). Этические вопросы, которые здесь возникают – допустимость различных методов конкуренции в этой области. Насколько позволительно играть на естественной склонности человека к приятному времяпрепровождению в ущерб полезному? Насколько предосудительна продажа способов времяпрепровождения, создающих зависимость, близкую к наркотической (компьютерные игры и т.п.)? Все эти вопросы – только небольшая часть тех направлений работы, которые вырисовываются перед этикой в области организации времени. Подведем итоги первой части статьи:

1. Этическая проблематика организации времени представляет интерес для этики вообще, и для экономической этики в особенности.
2. Степень разработанности этических вопросов в области организации времени далеко отстает от степени важности этой области.
3. Специфичность возникающих здесь проблем обусловлена уникальностью феномена времени.
4. Христианская этика имеет все возможности к построению и обоснованию системы моральных норм, относящихся к времени. Гуманистическая этика, хотя и стоит на более зыбких основаниях, также имеет перспективы развития в этом направлении.
5. Одной из возможных задач экономической этики представляется исследование моральных аспектов процесса усиления конкурентной борьбы за время потребителя.

2. Что организация времени может дать этике?

Одной из важнейших задач этики является выработка способов внедрения моральных норм, или изменения к лучшему моральных установок человека. Мы попытаемся показать, каким образом организация времени может быть использована в качестве одного из средств решения этой задачи. Целесообразность использования именно системы организации времени человека объясняется тем, что по отношению к системе его моральных установок она выступает как форма по отношению к содержанию: моральные установки определяют нравственное содержание деятельности, а способы организации времени – ее оформление. На общих закономерностях взаимодействия формы и содержания и основано применение организации времени для изменения моральных установок человека.

Как показывает опыт различных людей, учет собственного времени и стремление более качественно его организовать являются весьма действенным средством усиления внимания к себе, к своей деятельности. Внимание же является одним из ключевых понятий христианской аскетики; «внимай себе» – необходимое условие духовного роста. Как пишет А.Бабий: «Я следил за собой, и это было главным в Системе. Даже если бы я просто записывал затраты времени, не суммируя их, и то результат был бы убойным… Одно дело, когда ты просто начинаешь трепаться, и совсем другое — когда в этот момент записываешь букву «Т» в журнал учета времени». Следствием внимания к своей деятельности является постановка вопроса о целях, ценностях, смысле жизни. Тот же автор говорит: «Я прочел уйму биографий и автобиографий великих людей, пытаясь понять их секрет. В конце концов, увидел одно, что их объединяет: внимательное отношение к своему внутреннему миру. Не слюнявая рефлексия, а именно непрерывное и жесткое отслеживание своих мыслей, порывов и т.д. Особенно поразил меня Бенджамин Франклин, который ежедневно вел так называемый франклиновский дневник, в котором отмечал свои пороки, плохие мысли и поступки, совершенные в этот день». Таким образом, из системы организации собственного времени вырастает система самосовершенствования.

Особенно же интересно то, что, приводя человека к серьезным этическим размышлениям, система организации времени не требует их в начале ее применения. Неоднократно замечалось следующее: человек начинает систематизировать организацию своего времени из совершенно утилитарных соображений, ради достижения целей, связанных с материальным благополучием, социальным статусом. Но внимание к себе, которое дает система организации времени, весьма серьезно преображает человека, и дальнейшее совершенствование и применение системы может происходить уже из гораздо более высоких побуждений. Механизм, который здесь действует, В.Тарасов называет «присоединением к картине мира». Каждый человек имеет свою «картину мира», совокупность представлений о действительности. Не стоит пытаться изменить ее методом лобового удара: лучше присоединиться к ней и плавно ее разворачивать. Именно это и происходит в случае с организацией личного времени: источник информации, говорящий о системе организации времени, присоединяется к картине мира слушателя (к той ее части, в которой находится высокая оценка материального преуспеяния), а затем, под действием вызванного системой внимания человека к своей деятельности, эта картина мира существенно изменяется в сторону ценностей более серьезных (в частности, моральных).

Остается последний вопрос: как побудить человека более внимательно относиться к организации своего времени. Кроме разнообразного информирования его о необходимости организации времени для достижения его целей, возможен еще один путь: заставлять человека платить за расходы времени, и тем самым обращать внимание на его организацию. В качестве примера можно привести введение повременной оплаты за использование телефонных линий, которая сделает менее привлекательным пустое времяпрепровождение с помощью телефона (бесполезные разговоры, компьютерные игры с помощью модема, и т.п.). Возможно также повышение ответственности за допущенный простой оборудования: почему-то это обычно наказывается значительно менее строго, чем прямая порча, хотя убыток от простоя может быть не меньшим. Не слишком способствующим внимательному отношению к расходам собственного времени представляется нам и отсутствие платы за обучение: к легко достающемуся человек бывает склонен относиться небрежно, и время учебы часто используется неэффективно. Возможны и другие способы усиления внимания человека к собственному времени, но для целей настоящей статьи их перечислено достаточно. Подведем итоги второй части:

1. Организация времени представляет особый интерес для этики как форма деятельности, тесно взаимодействующая с ее моральным содержанием.
2. Организация собственного времени повышает внимание человека к смыслу своей деятельности, системе ценностей, и, в целом, благотворно влияет на его развитие.
3. Благодаря механизму «присоединения к картине мира» организация времени может существенно изменить систему ценностей человека.
4. Представляется важной задачей разработка способов усиления внимания человека к расходам собственного времени и его организации.

Добавить комментарий