А зачем нам старики?

Александр Копытюк

«Куда путь держите, уважаемые?»

«Чудес не бывает» — едва ли кто в это верит в наш стремительный век. Слово «чудо» в русском языке имеет два значения: одно из них — проявление чего-то необыкновенного, а второе, надо полагать, появилось не так давно и имеет негативный оттенок. Первое происходит от «совершать необыкновенное», второе от «чудить». Полагаю, что в споре о том, какая группа на сегодня преобладает, едва ли можно однозначно выделить одну из них. Об одном из таких причудливых движений со вторым значением и пойдёт речь.

Далеко не единичны случаи, когда религиозные лидеры сосредотачивают свою деятельность исключительно на молодых, мотивируя такой подход следующим: «Очень трудно работать со стариками, ничего в них не изменишь, вечно ко всему придираются». Такие лидеры, бесспорно, имеют много молодых поклонников. Не признанные старшими, но воспеваемые молодыми — насколько это оправдано здравостью и логичностью?

Попробуем дать библейскую, логическую и психологическую оценку этому новому движению.

Итак, что же говорит основа нашей веры и жизни — Писание? Летописец Ветхого Завета зафиксировал трагичный факт: молодой Ровоам, сын Соломона, принял царство после отца своего. Его сразу постигло испытание в вопросе налогообложения. Он принимает вначале здравое решение — посоветоваться. За помощью обращается, во-первых, к старцам, затем — к молодым. Что-то не понравилось ему в рекомендации первых. И он приходит к выводу — идея молодых лучше. Результат этого — трагедия: разделение царства. Звучала мысль молодых хорошо, но закончилась печально (3Цар.12).

Интересно, что подростка Иисуса нашли в храме не с ровесниками, а со старцами (Лк. 2:41-50). Молодой Савл учился у ног уважаемого Гамалиила (Дн. 22:3), каковым в иудейском обществе мог быть только пожилой человек.

Отказ от стариков — прямое нарушение библейской заповеди о почитании старца (Лев.19:32). Павел рекомендует не укорять старца, а увещевать (1Тим. 5:1)
И ещё: навык жизни в различении добра и зла приходит не в молодости (Евр. 5:12).
Вывод краткого библейского анализа очевиден: отмежевание, или отделение, от стариков греховно и опасно.

Возможно, этому есть логическое обоснование?

Довольно пожилой преподаватель христианского колледжа поделился следующим: в общении с молодыми ощущаешь и себя молодым. Ощущаешь — да, а реально ты тот, кто ты есть. Поэтому отказ от стариков — это не эликсир вечной молодости. Возникает вопрос: неужели сторонники ориентации на молодёжь никогда сами не будут старыми? Абсурдно думать так. Следующее: неужели в данной ситуации не тревожит то, как со мной поступят, когда я займу место тех, от кого сегодня отказался?

Отказ от стариков — это отказ от своей истории, отрицание своих корней. В начале 20 века на нашей исторической родине представители новой идеологии вызывающе пели: «Весь мир до основанья мы разрушим, а затем мы наш, мы новый мир построим». Что из этого вышло? Объяснений и уточнений не требуется. Сохрани, Господи, от подобного эксперимента, не дай ему повториться!

Богатство нации не в колоссальном объёме золотого запаса, а это сам народ, его путь, история, опыт, основание. Здание крепкое, если стоит на твёрдом фундаменте. Отказ от стариков — это современное здание без основания.
Есть немало фактов, когда необразованные старцы выправляли «дефекты богословского образования», что испытал на себе и автор этих строк.

Далее. Отказ от стариков и ориентация только на молодёжь — это политика быть лидером. Другими словами — изощрение ума человеческого. Политика и водительство Духом Божьим — что между ними общего? Повторимся: признан молодыми, но не признан старшими.

Церковь без стариков — предпосылка к диктатуре, культу.

А что можно сказать, оценивая психологическую сторону вопроса?

Отказ от стариков — это, прежде всего, усиление разрыва между поколениями.

К 20-25 годам завершается физиологическое и психологическое формирование личности, а к 30 годам — происходит взросление. Неудивительно, что в иудейском мире евангельских времён «совершеннолетие» наступало именно в 30 лет. В этом возрасте Иисус вышел на служение. Это правда, что легче работать с молодыми, но правда также, что лидер хочет видеть подчинённых такими, какие его устраивают. Это же, в свою очередь, свидетельствует об уверенности самого лидера в своей правоте. Ах, если бы это было так на самом деле!

Безусловно, на сегодня нельзя отрицать возможность процветания ориентирующихся на молодёжь. Две мысли для размышления: первое — «что посеет человек, то и пожнёт» (Гал.6.7) и второе — «цыплят по осени считают».

Отказ от стариков — это формирование эгоизма, что является главной причиной тяжести последнего времени, производящей ужасные последствия (2Тим. 3:1-5). В чём? Прежде всего в самом лидере: я прав, не мешайте мне, я понимаю правильно. Но также и в подчинённых: на уровне психики происходит передача примера для подражания.

Отказ от стариков — проявление внутренней слабости в коммуникации с такого рода людьми. Да, они нередко ворчливы, ропщут. Они такие же люди, как и мы. Будем ли мы лучше, и где гарантия, что нет? Стоит ли идти по линии наименьшего сопротивления? Закалка лидера происходит в экстремальных, но не в стандартных или тепличных условиях.

Отказ от стариков способствует укоренению ошибок, поскольку молодые не способны видеть и оценивать ситуацию так, как это удаётся старшему поколению. Нельзя отрицать, что молодые обладают большим объёмом знаний, чем старшее поколение. Однако, знание и опыт — это не одно и то же. Реальность жизни подтверждает это.
Каков же итог наших рассуждений? Бесспорно, анализ лишь начат, но не окончен. Выявленные выводы никак не поддерживают «жизнь без стариков». Неужели Бог возлюбил только красивую, лишь на время, молодёжь и отвернулся от сморщенных и седых старцев? Неужели Он им не гарантировал место в Своём Царстве или даст им худшее?

Церковь Христова состоит из всех возрастов!

Будет несправедливым не обратиться к старшему поколению.

Имеющие опыт жизни, а как вы оцениваете эту ситуацию?

Для вас данное отношение служит серьёзным толчком к размышлению — по какой дороге ваши пути разошлись с молодыми. Красота старости — плодовитость и сочность. Имеете ли вы это в себе?

Одна из веских причин удаления от вас молодых — неумение с вашей стороны найти язык с ними. У вас больше опыта — не вините их за неопытность. Кому, как не вам, должно понимать, что уважение и почтение базируется на том, что в ком-то видят нечто большее, притягивающее, что и вызывает доверие и расположение высоко его ценить.

Насильно мил не будешь? Ответственность за разрыв поколений более всего лежит на представителях старшего возраста — это утверждение имеет под собой основание.
Современный христианский мир переполнен неисчислимыми по разнообразию мероприятиями. Была ли проведена хоть одна широкомасштабная встреча поколений? А почему бы не провести?

Голос истины

Добавить комментарий