Great Wall готов «завалить» Россию китайскими джипами по сходной цене

Россияне вскоре получат возможность приобрести китайский аналог одного из любимых в народе автомобилей – джипа, причем, по сходной цене. Джип этот, ко всему прочему, будет изготовлен на территории нашей страны. Один из гигантов китайского автопрома – компания Great Wall на днях сообщила, что наконец определилась с местом строительства своего завода в России. Среди нескольких вариантов компания выбрала особую экономическую зону /ОЭЗ/ «Алабуга», расположенную на территории Татарстана. Как сообщил на конференции «Российская автомобильная промышленность» Института Адама Смита заместитель генерального директора Great Wall Лян Хэнянь, одной из причин, повлиявших на выбор, стала возможность воспользоваться льготами, которые российское правительство предоставляет резидентам ОЭЗ.

Планы китайской компании достаточно амбициозны – она планирует начать с производства минимум 50 тыс автомобилей в год. Основная ставка сделана на рамный джип Hover модельного ряда 2006 года. По заявлению производителя, он сочетает в себе дизайн crossover и весь набор опций настоящего внедорожника. На него устанавливается бензиновый двигатель Mitsubishi — 2,4 л мощностью 130 л.с.— то есть автомобиль соответствует нормам токсичности Евро-3. Также Hover обеспечен подключаемым полным приводом, блокировкой дифференциала, блоком понижающих передач, торсионной передней подвеской и пружинной задней подвеской, которые обеспечивают плавность движения по бездорожью.

Принципиальное согласие от властей Татарстана и России уже получено, пояснил Л.Хэнянь, уточнив, что речь идет о создании современного предприятия полного цикла. Кроме Hover, там будут производиться пикапы и запчасти к ним. О сроках строительства Great Wall не распространялась. Известно лишь, что выпуск автомобилей начнется предположительно в 2007 г. В качестве инвестиций в новый проект может быть вложено до 200 млн долл. Эту сумму компания планирует окупить с лихвой, наводнив Россию дешевыми внедорожниками и получив все возможные льготы. Для компаний, осуществляющих промышленную сборку автомобилей, предполагается существенное снижение таможенных пошлин на ввоз комплектующих. Правда, эти льготы будут действовать всего несколько лет. Но Great Wall готова пойти дальше, локализовав производство с использованием российской базы и привлекая своих поставщиков автокомпонентов.

Эксперты считают такие планы вполне реализуемыми. Great Wall выпускает порядка 200 тыс автомобилей в год, и в ее состав входят более 10 дочерних компаний по производству легковых автомобилей, внедорожников, грузовиков и автобусов. В 2005 году, по данным китайской стороны, продажи Great Wall в России составили порядка тысяч автомобилей. Учитывая, что начались они лишь весной прошлого года, можно предположить, что после запуска завода эта цифра может существенно вырасти.

О намерении построить заводы в России Great Wall Motors заявляла еще в 2005 году, тогда же компания приступила к поискам необходимой площадки. В частности, рассматривался вариант открытия предприятия в Сызрани на производстве «Рослада», принадлежащем группе СОК. Great Wall также вела переговоры и с группой компаний «Автотор». Их калининградское предприятие даже выпустило в 2005 году пробные автомобили китайской компании, однако в итоге было решено воспользоваться льготами «по максимуму» и построить завод в Елабуге.

Об экспансии китайского автопрома на российскую почву говорят уже довольно давно. Россия является «лакомым куском» для китайцев — ее рынок признан одним из самых быстрорастущих в мире, при этом, в отличие от европейского, он еще не в полной мере насыщен. Китайская продукция уже насытила собственный рынок, и местные автогиганты сочли, что вполне могут найти своих покупателей в Европе, России, и даже в Северной Америке. Так, Chery Automobile уже в 2007 г планирует начать продавать автомобили в Северной Америке, а чуть позднее — открыть сборочный завод в Европе. Также компания рассматривает возможность открытия производства в Новосибирске. Локализация производства в России даст возможность китайским автоконцернам завоевать весомую долю на российском рынке.

Многие эксперты отмечают, что страхи западных производителей перед «китайской экспансией» /а такие страхи есть!/ не лишены оснований. На данный момент китайские производители не могут в полной мере конкурировать с европейскими и японскими коллегами по дизайну, надежности, безопасности и качеству сборки. Кроме того, их беда — неразвитость сервисных сетей и неизвестность брендов для потребителя. Однако китайцев все это не смущает – дилерскую сеть они развивают стремительно, поскольку предъявляют минимальные требования к потенциальным продавцам. Неизвестность брендов им компенсирует другое преимущество, которое, без сомнения, ценят покупатели – низкая цена машин. И если продукция российского автопрома, также проигрывающая по сравнению с иномарками, не уступает в цене недорогим моделям той же Kia или Hyundai, то у китайцев ценовое преимущество весьма существенно. Как известно, техническая мысль в этой стране небогата на дизайнерские изыски, зато в копировании уже созданного не знает равных. В автомобильном деле китайцы используют те же технологии. Так, внедорожник Сhery Tiggo является практически полной копией Honda CR-V. Однако в рознице цена автомобиля не превышает 19-22 тыс долл. «Родная» же Honda CR-V в России сегодня стоит не менее 35 тыс долл. Разница, как мы видим, ощутимая.

С Great Wall складывается похожая ситуация. Сейчас джип Great Wall Hover у официальных дилеров стоит в районе 15 тыс долл, что весьма недорого за автомобиль такого класса. Обычно цена джипа в такой комплектации колеблется в пределах 20 тыс долл и выше. Возможно, после начала сборки в России эта цена еще снизится. Поэтому неудивительно, если россиянин, желающий приобрести джип «дешево и сердито», в конечном итоге остановится именно на китайской продукции. По мнению экспертов, это станет сокрушительным ударом для российского автопрома. По качеству китайские машины хотя и уступают другим азиатским маркам, но заметно опережают отечественные аналоги. Есть, правда, новая разработка наших производителей — UAZ Patriot, которая по цене сопоставима с Hover. Но согласятся ли российские потребители следовать призыву «покупайте отечественное»?

Особенно если учесть, что конкуренция на нашем рынке растет фактически изо дня в день. Недавно о намерении построить в России завод по производству внедорожников заявила индийская компания Mahindra & Mahindra Ltd. Один из крупнейших автопроизводителей этой страны планирует запустить линию по сборке к концу 2006 года. Любопытно, что это будет первое предприятие компании, созданное за пределами страны. В качестве выбранной для производства в России модели называется внедорожник Mahindra Scorpio. Эксперты считают, что зарубежные заводы по сборке автомобилей принесут индийским компаниям двойную выгоду. С одной стороны, они будут использовать индийское оборудование, которое дешевле, и в то же время зарубежные предприятия позволят им сократить импортные пошлины. И если китайцы и индийцы как-то смогут уживаться на российских просторах /особенно на первых порах/, то отечественный автопром рискует оказаться «слабым звеном».

Automen.ru

Добавить комментарий