Бизнес-школы. Карьера и деньги?

Евгения Новикова

Очевидно, что, направляясь на программу МВА, потенциальный абитуриент инвестирует в свое будущее. Каковы его карьерные перспективы? Насколько изменится его зарплата по окончании бизнес-школы и как скоро окупит он обучение? Еженедельник «Элитный персонал» провел специальное исследование на эту тему и знакомит читателей с его результатами.

Ни для кого не секрет: не так уж часто встретишь компанию, которая с воодушевлением воспринимает желание сотрудника отправиться на обучение в бизнес-школу. Чаще всего начальство начинает терзаться подозрениями: а не собрался ли талантливый, а, следовательно, и амбициозный, подчиненный сменить место работы? не претендует ли на повышение в должности? не станет ли требовать более высокой зарплаты? Руководство не может воспрепятствовать намерению учиться, но оплачивать дополнительное образование не будет. Кроме того, возникнет настороженность в отношении к тому, кто решил потратить личное время и собственные деньги на два года занятий.

Каковы причины, заставляющие специалистов и менеджеров компаний сесть за парты? Чтобы прояснить ситуацию, еженедельник «Элитный персонал» провел исследование среди слушателей последнего курса четырех крупнейших российских бизнес-школ*. В добровольном анонимном анкетировании по вопросам, касающимся причин обучения, развития карьеры и роста доходов приняли участие представители различных сфер бизнеса, имеющие разный статус в компаниях, начальное образование, пол и возраст.

Внимание, работодатель!

Как показало исследование (рис.1), подавляющее большинство собственников компаний и наибольшее число менеджеров (38%) идут на программу МВА за новыми знаниями. Повышение профессионального уровня и квалификации на первое место выносят 15% опрошенных, систематизацию знаний — 13%. Таким образом, 66% менеджеров садятся за парты с главной целью: совершенствование себя как профессионала.

Рост зарплаты на первое место выносят лишь 10% респондентов, увеличение рыночной стоимости — 7%. Иначе говоря, меркантильный интерес ведет в школу лишь 17% менеджеров.

Приоритеты оставшихся распределились следующим образом: идея смены места работы преобладает у 7% участников опроса, карьерный рост — у 6% и 4% заранее ставили цель расширить круг общения, обрести новые контакты.

Таким образом, в большинстве своем менеджеры, принимающие решение учиться, вовсе не намерены бросать свою компанию ради призрачных перспектив поиска работы. Более того, на фантастический скачок в зарплате рассчитывает далеко не каждый из них. Но «охота пуще неволи»: жертвуя деньгами и временем, менеджер направляется в бизнес-школу, выкраивая часы за счет отдыха и общения с семьей.

Учиться ради смены работы идут лишь единицы, остальные намерены развиваться в рамках своей компании, и это — несмотря на то, что почти 80% слушателей оплачивают обучение самостоятельно и нередко выслушивают упреки со стороны руководства компании, претендующего вне регламента на их личное время.

Согласно результатам нашего анкетирования, зарплата менеджеров до поступления в школу колеблется в широком диапазоне — от $300 до $4500, но в среднем это значение близко к $1800. При этом в процессе учебы практически у всех она растет — в среднем, на 40% до уровня $2500. У одних это связано со сменой работы, у других — с ростом должности в своей компании. Диапазон новых зарплат слушателей также велик $400-$5000. Если стоимость обучения равна $10000, то даже неплохо оплачиваемый менеджер с его новой зарплатой, сможет окупить учебу за 14 месяцев, тратя на это всю «прибавку к жалованью»!

На существенный рост доходов большинство слушателей рассчитывают спустя два года после получения диплома: согласно анкетам, ожидаемый диапазон составляет $1500-$12000. Важно отметить, что весомого увеличения компенсаций одинаково ждут и те, кто намерен сменить работу и открыть собственное дело, и те, кто делает ставку исключительно на развитие карьеры в рамках своей компании. В среднем, этот рост, по их оценкам, должен составить 175%. $4950 — вот на какую среднюю зарплату рассчитывает обыкновенный российский выпускник бизнес-школы!

Как признаются сами слушатели, после года, проведенного за партой, легко увидеть «узкие» места своей компании. «Если ты не гендиректор, то пространства для маневра у тебя маловато — вот тогда и начинаешь думать о переходе в другую компанию!», — рассуждают они. Овладевшие новыми знаниями, менеджеры иначе относятся к себе и личному вкладу в успех компании, тогда как руководство зачастую не спешит оценить их адекватно, хотя, как правило, в полной мере использует опыт и знания обучившегося в бизнес-школе сотрудника. В такой ситуации смена компании становится не такой уж призрачной перспективой.

Свежий взгляд на мир

Что касается вопроса развития карьеры, то анкетирование слушателей последнего года обучения показало (рис.2), что каждый третий не намерен расставаться с родной компанией: 30% планируют развитие именной в ней. Сменить место работы, перейдя в другую организацию, хотят 14% участников опроса. 2% — не желают работать ни в прежней компании, ни в новой: они намерены открыть собственное дело. Таким образом, лишь 46% — меньше половины! — слушателей полтора года спустя точно знают, каковы их следующие шаги.

Значительное число будущих выпускников хотят по окончании школы попробовать все: работу на прежнем месте, в новой организации и открытие собственного дела. Таких оптимистов оказалось 16%: каждый шестой просчитывает любые варианты дальнейшего развития или, по крайней мере, этого не исключает.

Категорически не хотят возвращаться в родную компанию 10% опрошенных: они готовы работать в новой или открыть свою. 8% респондентов не планируют перехода в другую организацию; они лучше останутся в прежней или создадут собственную. 14% намерены работать в нынешней или новой, но абсолютно не готовы к самостоятельному открытию дела. Таким образом, 32%, то есть каждый третий, желают попробовать развивать карьеру как минимум в двух направлениях, хотя среди них почти половину составляют «менее решительные», не настроенные на открытие собственного бизнеса, а треть, напротив, уверены в том, что смогут успешно трудиться и реализовывать карьерные амбиции за пределами родной компании.

6% опрошенных отказались делиться карьерными планами даже в ходе анонимного опроса, что может свидетельствовать или об их индивидуальной замкнутости, или о неопределенности планов на ближайшее будущее. Иначе говоря, почти половина слушателей последнего года обучения не может однозначно ответить на вопрос о карьерных планах.

Изменения происходят и в сознании собственников компаний: пришедшие повысить уровень знаний, к концу обучения они признают, что меняется их кадровая политика. «Выпускников программ МВА должно быть как можно больше!», — уверены они. Теперь владельцы стали поддерживать намерения сотрудников учиться в бизнес-школе, но совершенно не готовы оплачивать это самое обучение. И это понятно: вложения в профессионализм — дело личное!

Открываем козыри

Одним словом, карьерные планы менеджеров в ходе обучения в бизнес-школе меняются: пришедшие совершенствоваться в профессиональном отношении, они обретают реальные основания для уверенности в себе. Примерно половина из них готова осваивать широкое поле деятельности — от развития в своей компании до открытия собственного дела. Вторая половина слушателей перед выпуском точно определилась — они будут строить карьеру в рамках конкретной компании.

Вопреки подозрениям работодателей, лишь десятая часть направившихся учиться никогда не вернутся в свою компанию. В то же время, почти половина менеджеров, ставивших целью смену места работы, к концу обучения приняли решение остаться на прежнем. Важно и то, что все они настроены трудиться в России, поскольку готовы к превратностям отечественной экономики. В бизнес-школе их учили работать в условиях правовой неопределенности и стресса. Умение быстро реагировать на изменения ситуации и, несмотря ни на что, сохранять конкурентные преимущества — теперь их главный козырь.

По данным Леонида Евенко, президента Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО), за последние два года в стране возникло примерно 20 новых программ МВА, причем, в основном, в школах, работающих при технических вузах. Главным образом, прирост идет за счет специализированных программ, а не дженералистских. Школ, прошедших лицензионную экспертизу Совета Министерства образования и науки РФ, сегодня уже 55, причем выпускники 33-х из них получают государственную квалификацию МВА, 22 школы еще не завершили процесс лицензирования. Кроме того, не менее 15 учебных заведений выдают собственные негосударственные дипломы. По оценкам РАБО, в бизнес-школах России сегодня учится около 9 тысяч слушателей.

* — Анонимное анкетирование по проблеме развития карьеры было проведено еженедельником «Элитный персонал» среди слушателей старших курсов программ МВА в ВШМБ АНХ, РН ВШУ АНХ, ИБДА АНХ и МИРБИС. Редакция благодарит руководителей этих школ и слушателей за сотрудничество.

Элитный персонал

Добавить комментарий