Храни себя чистым

Из книги А. В. Курникова «Этика христианина»

Прочный фундамент счастливого брака закладывается задолго до дня свадьбы. По сути дела, весь ход предыдущей жизни набрасывает контуры будущего семейного здания. Уже в раннем детстве мужское и женское начало явственно заявляет о себе. Ведь особые свойства мужской и женской природы заложены благоволением Творца в наших древнейших прародителях: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт.1:27). Два разных мира, две живые галактики создал Господь для того, чтобы они, взаимно дополняя и обогащая друг друга, жили во славу Божию.

Будущие мужья и жены, отцы и матери, возрастая в родительском доме и вращаясь в кругу своих сверстников, вольно или невольно готовят почву для взрослой семейной жизни.

«Как юноше содержать в чистоте путь свой?» – озабоченно размышляет псалмопевец (Пс.118:9). Юность – это не только радужная пора жизни, но и время мучительных раздумий, постоянной борьбы с самим собой. Следование за Христом узким путем требует непрерывного духовного бодрствования. Искушения различного рода и тонкие соблазны подстерегают молодых людей на каждом шагу. Свойственная юности категоричность суждений и самоуверенность толкает неокрепшие души на безрассудные поступки. Не так-то легко молодому человеку контролировать свои чувства и влечения. Однако, если в юные годы молодежь не научится, облекаясь во всеоружие Божие, побеждать грехи и пороки, она будет терпеть одно поражение за другим от лукавых нападок сатаны.

«Если ты молод, постоянно думай о том, чтобы случайно не запачкать цвет юности, — писал Эразм Роттердамский. — Думай о том, чтобы по незнанию или недомыслию возраста не допустить сейчас того, что будет терзать всю жизнь, потому что сознание преступлений преследует нас наигорчайшим жалом. Если ты женщина, то этому полу ничто не приличествует больше, чем стыдливость. Если мужчина, знай, что ты достоин более великих дел…»

Нам известна горькая судьба библейского Самсона, растерявшего свои богатырские физические и духовные силы из-за легкомысленного увлечения плотскими страстями. Необузданная плоть ввела в грех Самсона, кроткого Давида, развратила мудрейшего Соломона, положила пятно на жизнь праведного Лота (Суд.16:19; 2Цар.11:4; 3Цар.11:3; Быт.19:33).

Предупреждая о разрушительной силе греха, Слово Божие призывает служителей Христа бороться за чистоту членов церкви: «Юношей также увещавай быть целомудренными» (Тит.2:6).

Дух нечистоты использует большие и малые лазейки для того, чтобы юного христианина или христианку лишить радости и красоты святой жизни. Например, забота, во что одеться. Этот вопрос чаще беспокоит сестер, ибо женщина стремится быть привлекательной во всех отношениях. Это желание вполне естественно, но, подбирая себе тот или иной фасон одежды, благообразная и рассудительная христианка знает, что внешний человек в большинстве случаев является отражением человека внутреннего. «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и душа, и одежда, и мысли», – замечал А.П. Чехов. Есть люди, которые утверждают, что одежда, мол, сама по себе нейтральна, не стоит придавать ей особого значения, лишь бы сердце было чистое. Да, в какой-то мере одежда — дело личного вкуса и культурных особенностей той или иной страны. Слово Божие не устанавливает конкретных стандартов одежды, но выдвигает одно немаловажное условие: одеваться как прилично святым (1Тим.2:9; Тит.2:3).

Можно много рассуждать о соответствии внешнего и внутреннего мира человека, но апостольский совет недвусмысленно указывает на наличие возможного соотношения между душевным настроем и внешним видом. Нескромная одежда вызывает нескромные взгляды, легкомысленная одежда подталкивает на легкомысленные жесты и поступки, от беспорядочной и неряшливой прически незаметно для самого себя можно скатиться к беспорядочной неорганизованной жизни. Давно доказано, что одежда тоже дисциплинирует человека. Попробуем одеть слесаря в белый халат. Будет ли он вытирать грязные руки об него?

Слово Божие и многогранная жизнь евангельского братства учат молодежь прежде всего искать Царства Божия, ценить сокровища духа. К числу таких благословенных сокровищ принадлежит христианская дружба: «Нет уже Иудея, ни язычника… ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал.3:28). Эта дружба носит возвышенный характер, так как проистекает от любви к Богу и ближнему. Говоря о церковной дисциплине, ап. Павел устанавливает истинно христианскую норму взаимоотношений между лицами разного возраста и разного пола: «Старца не укоряй, но увещавай, как отца; младших, как братьев; стариц, как матерей; молодых, как сестер, со всякою чистотою» (1Тим.5:1-2). Община обретает духовное здоровье, если ее члены удерживают на высоте повседневное общение друг с другом. Духовный уровень молодежи зависит от мудрого родительского и пастырского попечения. Не всегда здесь удается избежать крайностей. Некоторые родители и пастыри оставляют молодежь один на один со своими трудностями и проблемами, а другие, наоборот, не спускают глаз, навязчиво и бесцеремонно вторгаясь в молодежную среду. Молодые люди жаждут самостоятельности и часто забывают о том, что из-за неопытности они легко могут быть уловлены сетями греха. В противоборстве с искушениями помощь старших им просто необходима. Эта поддержка будет действенна в том случае, если старшие не возвышаются над ними, как надсмотрщики, но, как близкие любящие друзья, стоят рядом, готовые вовремя уберечь юную душу от падения. Добросердечные отношения младших и старших поколений — это живая школа, где вырастают плоды благоуспешной брачной жизни. Вряд ли супруги будут любить друг друга, если они не научились жертвенно любить своих родителей, товарищей, друзей.

Рано или поздно человек оказывается перед проблемой выбора спутника или спутницы жизни. Линия судьбы только тогда будет начертана безошибочно, если человек непрестанно ищет Божьего водительства в этом наиважнейшем деле: «Он пошлет Ангела Своего перед тобою, и ты возьмешь жену сыну моему…» — изрек Авраам, отправляя раба за невестой для Исаака (Быт.24:7).

Указывая на Небесного Помощника, Слово Божие не исключает и элемента личного участия человека в выборе второй половины в духе любви и христианской рассудительности: «Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов» (Пр.31:10).

Взаимное приспособление друг ко другу, достижение полной гармонии — многолетний творческий труд супругов. Однако интересы, склонности, основные черты характера кандидатам на супружество желательно знать до заключения брака. Лучше основательно договориться на берегу, нежели терпеть крушение в житейском плавании. Лучше до брака признать ошибку, чем обрекать на мучения себя и будущих детей. Хорошо, если у предполагаемых супругов есть общее или родственное поприще духовного труда, ибо это значительно повышает крепость брачных уз.

Здоровое духовное самочувствие — первостепенное условие семейного благополучия, но молодые люди, помышляющие о браке, не должны обходить вниманием и физическое здоровье. Если будущие супруги или их ближайшие родственники страдают неизлечимым недугом, передаваемым по наследству, надо особо ответственно и взвешенно подойти к вопросу о создании семьи.

«Выбирая себе жену, надо помнить, что выбираешь мать своим детям», – говорил В.О. Ключевский, и, как опекун своих детей, должен позаботиться, чтобы жена по вкусу мужа была матерью по сердцу детям, чрез отца дети должны участвовать в выборе матери.

При выборе надежного спутника нелишним будет совет родителей и старших, так как у пожилых людей, умудренных духовным и жизненным опытом, внутренние очи более зоркие, и они легче замечают соответствие или несоответствие характеров будущих супругов. Но превыше всего совет души с Господом, ибо Он – Советник всеблагой и премудрый, знающий наши помышления и намерения сердечные.

В биографии выдающегося христианского труженика И.С. Проханова есть примечательные страницы, связанные с решением сложнейшего жизненного вопроса. «Я стал счастливым женихом, – рассказывал Иван Степанович. – Этому предшествовала большая молитва. Я просил Бога, чтобы Он не давал мне богатой, красивой и образованной жены. Я хотел получить подругу жизни, хорошую христианку с кротким характером и преданным сердцем. Бог дал мне не только хорошую христианку, но с ангельским характером, очень красивую, богатую, хорошо образованную. Моя жена была идеальной матерью. Всегда молилась с детьми и читала с ними Библию. Она помогала им изучать немецкий, английский, французский языки. После они учились в Петербургском университете и стали учителями библейской школы».

С того момента, как молодые люди объявили о своем намерении родителям и церкви, они становятся женихом и невестой. Насыщенный приятными хлопотами предбрачный период приносит им немало трепетного волнения. Безоглядное упоение друг другом во время частых встреч таит в себе и определенные опасности. Обоюдная вспышка слабо контролируемых чувств может повлечь молодых людей к плотскому сожительству. Интимная связь до брака — пагубный грех. Слово Божие резко осуждает его, называя блудом: «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог» (Евр.13:4).

Семейная жизнь молодых людей, вступивших в сокровенные отношения до брака, будет обесцвечена, они уже не смогут испытать всей яркости и глубины естественных чувств от супружеского соединения (Еф.5:31). Молодым людям, сохранившим себя в непорочности и чистоте на пороге брачной жизни. Бог дает вкусить благословенные радости полноценного супружества: «Как жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой» (Ис.62:5).

Добавить комментарий