Муниципальная реформа повысит качество жизни в регионах

Глеб Капустин

Сергей Миронов верит, что в законе о местном самоуправлении есть место для «живого творчества масс»

– Сергей Михайлович, вы в свое время настойчиво выступали за то, чтобы вводить закон о местном самоуправлении по мере готовности регионов. Как обстоят дела сегодня? Насколько эффективно работает сейчас в регионах знаменитый 131-й закон?

– Муниципальная реформа – это гигантское дело. Она затронет даже не сотни тысяч, а миллионы людей. Закон вступил в силу 1 января 2006 года. И хотя определенная подготовка велась во многих регионах, но даже там, где сложились неплохие традиции самоуправления, выявилась масса проблем. В январе–феврале в Брянске, Екатеринбурге и ряде других регионов администрации провели совещания муниципальных депутатов. Если обозначить одним словом их настроение, то это растерянность. Ее-то мы и должны как можно быстрее преодолеть. И здесь необходимы усилия всех, кто может оказать методическую и правовую помощь муниципальной власти – администраций, вузов, научных центров, политических партий.

Кстати, Российская партия Жизни одной из первых провела региональное совещание муниципальных депутатов в ноябре прошлого года на Псковщине.

– Вы действительно полагаете, что партии смогут реально влиять на муниципальную реформу?

– Безусловно. Пропорциональная система выборов в значительной мере ориентирована на то, чтобы партии приблизились к реальной жизни, начали работать на местах. С другой стороны, вовлечение миллионов людей в самоуправление способствует формированию политической культуры, гражданских навыков. Кроме того, нельзя забывать о том, что в органы муниципальной власти надо привлекать грамотную, готовую послужить государству и обществу молодежь. Партии как раз и должны предлагать молодым людям ценности, взгляды и навыки, необходимые для успешной работы в органах местной власти, по возможности обеспечивать их дальнейший карьерный рост.

Это большая и сложная работа. И мы беремся за нее всерьез.

– Сергей Михайлович, не постигнет ли муниципальную реформу судьба многих других наших реформ, которые тянутся десятилетиями и приводят к результатам, далеким от ожидаемых?

– Цель закона о местном самоуправлении в том, чтобы преодолеть разительные диспропорции в региональном развитии. Преодолеть ситуацию, при которой в нескольких крупных городах жизнь бьет ключом, а вокруг тысячи километров умирающей, неблагоустроенной территории, до которой никогда не дойдут руки федерального Центра. Обустройство России невозможно без местного самоуправления. Это главное. А конкретные формы перераспределения налоговых поступлений, возможность использования ренты с земельных участков и так далее – все это, я не сомневаюсь, будет улажено. На конгрессе я еще раз публично призову всех российских депутатов региональных законодательных собраний быстрее принимать правовые нормы, способствующие эффективному развитию местного самоуправления.

– Вы считаете, что муниципальные органы смогут оказывать серьезное влияние на повседневные дела людей?

– А как же иначе? Проблемы регионального развития сегодня выходят на первый план в политических приоритетах. Стратегию развития конкретного поселка, района, малого города могут выдвинуть только граждане, которые там живут. Наивно думать, что федеральные власти в состоянии, к примеру, предложить рецепт улучшения качества жизни в каждом малом городе, которых у нас в России 60 тысяч. Мы прекрасно знаем, что область забирает налоги у города, а город – у районов. И в результате на благоустройство не остается никаких ресурсов. Эту ситуацию и должен изменить 131-й закон. Мы призовем наших депутатов активнее разрабатывать меры по повышению качества жизни.

Независимая газета

Добавить комментарий