Ответственность и семья

Кандидат психологических наук Михаил Телепов
Кандидат психологических наук Надежда Телепова.

В прошлом году мы ездили в Эстонию. Проводили там семинары и конференции в нескольких городах. В первый же день на улицах мы увидели рекламный щит с изображением невесты в белом платье. Вернее, изображалось крупным планом ее лицо, все побитое, с черными кровоподтеками и синяком под глазом. Рядом было что-то написано по-эстонски, и давались какие-то номера телефонов. Сначала мы подумали, что таким образом над невестой на этом плакате местные «художники»-любители потрудились и разрисовали ее. Но потом, по мере того, как мы встречали этот плакат все чаще и чаще, стало понятно, что синяки — изначальный дизайн рекламной кампании, и, движимые любопытством, мы спросили у наших друзей из Эстонии: «Что рекламируют таким оригинальным способом?» — «Кризисные центры — ответили нам. — А надпись гласит: «если у вас насилие в семье, то звоните по таким-то телефонам и приходите, здесь вам предоставят убежище…»

НАДЕЖДА. Не знаю как вам, дорогие читатели, но, на мой взгляд, этот плакат больше похож на рекламу человеческой глупости. Надо быть в коме или, по крайней мере, в бессознательном состоянии, чтобы выходить замуж за человека, который тебя так избил. Чем думает такая женщина, которая выбирает себе в качестве главы, а своим будущим детям в качестве отца — такого мужчину, не понятно.

МИХАИЛ. Однажды мне пришлось беседовать с молодым человеком, который жаловался на девушку, которую ему очень хотелось заполучить себе в жены, но она почему-то предпочитала ему других мужчин, более того, она уже имела ребенка от предыдущего поклонника. «Но я ее так люблю, что готов принять, простить и взять себе в жены!» — говорил этот молодой человек в порыве своей влюбленной страсти. «Попробуйте на десять минут отрешиться от пылких чувств и желания обладать своей пассией. — посоветовал я ему. — Постарайтесь в течение этих десяти минут мыслить трезво, как рассудительный и ответственный мужчина: действительно ли вы берете на себя ответственность за создание семьи с этой женщиной?»

Обычно мы советуем взять в руки лист бумаги и карандаш, разделить страницу пополам, в одной половине записать: «Чего я жду от брака», а в другой — «Сможем ли мы достичь этого с человеком, которого я избираю».

Как правило, в первой колонке записываются четыре основные категории:

Во-первых, домашний уют и комфорт, желание создать «свое гнездышко». При здравом размышлении и невеста с синяком, и влюбленный в распущенную женщину смогут воспроизвести будущность быта с избранником, но эта будущность даже при очень розовых очках не будет иметь ничего общего с «розовой мечтой», а скорее походит на то, что в Священном Писании называется «мерзостью запустения»

Во-вторых, причину для вступления в брак определяют как бегство от одиночества, быть «как все», то есть уйти от косых взглядов общественности и членов семьи по поводу холостяцкого положения. Но «одиночество в браке — одиночество вдвойне» — так сказал много веков назад древний философ Сократ. А супруги, недовольные и постоянно жалующиеся на свою семейную жизнь, вызывают больше косых взглядов и порицания со стороны окружающих. Такая семья — явление очень убогое, согласитесь.

В-третьих, в людях живет желание иметь детей, реализовать свою родительскую сущность, что толкает их на создание семьи. Но может быть, стоит в первую очередь подумать не столько о собственном статусе, повышаемом за счет биологического становления родителями, сколько о предстоящем важном деле по воспитанию наследия, о котором можно было бы сказать «и наследие мое приятно для меня» (Псалом 15:6)? Как быть родителями, «не раздражающими собственных детей» (Ефесянам 6:4)?

В-четвертых, семьи создаются, чтобы узаконить удовлетворение физиологического фактора, придать сексуальным отношениям стабильную основу. И эта категория в вышеприведенных случаях не выдерживает никакой критики, потому что секс ради секса не приносит удовлетворения в супружестве. Интимные отношения на уровне физиологии должны короновать выстроенные человеческие отношения, построенные на духовных и нравственных принципах любви, преданности и заботы.

Более того, если вы, дорогие читатели, внимательно приглядитесь к приведенным выше причинам для создания супружества, вы увидите, что все они строятся на чисто эгоистических амбициях, не имеющими ничего общего с заботой о близких людях: супруге и детях.

Забота о других есть суть понятия ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за свои поступки и желания. Если развернуть это понятие ответственности шире, то мы придем к самому основному: к ответственности перед Творцом, перед Богом, перед нашим Спасителем — за то, кого мы выбираем себе в мужья и жены, а так же за то, каким образом мы берем на себя всю полноту собственного решения и следуем ему, несмотря ни на какие шероховатости и сложности жизни.

Ответственность не может строиться на эгоистических потребностях. Ответственность за супружество возможна только там, где супруги понимают основное предназначение супружества, которое дано человечеству Свыше.

В самой первой главе Библии, в книге Бытие в 27 стихе, говорится: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божьему сотворил его, мужчину и женщину сотворил их». Вот оно — основное предназначение супружества: отражать образ Божий на планете Земля. Ни одна из приведенных выше категорий человеческих желаний даже не приближается по своей сущности к этому величайшему предназначению. Поэтому решения, принимаемые, исходя из чувственных желаний или эгоистических амбиций, не могут быть решениями ответственных людей.

Образ гармоничного единства, отношений, где присутствует преданность, единство и взаимозависимость — вот в чем состоит замысел нашего Небесного Отца о супружестве. Созидание такого образа — колоссальный труд двоих, мужа и жены. Результата могут достичь только люди, преданные Богу и ответственные за свои поступки и решения.

Ответственность имеет в себе тройную гарантию: на инициативу, на успех и на качество. Ответственные люди — люди инициативные, результативные и отвечающие за качество своих поступков. Власть дается инициативным, результативным и качественным — как награда от Бога.

Повторим: власть дается человеку Богом на основании взятой на себя ответственности.

Когда Иисус Христос пришел на эту землю, Он взял на Себя ответственность за спасение человечества. И когда Иисус Христос исполнил все, Он сказал на Елеонской горе: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле».

Эту власть Он готов дать каждому из нас. Силою Святого Духа мы можем восстановить разрушенное, сохранить созижденное, уклоняться от бесперспективного и греховного. Но для этого каждому из нас надо быть ответственным: отвечать за порученное, сполна рассчитываться за совершенное, добровольно принимать наказание за неверно выполненное.

Вы готовы это сделать?

Добавить комментарий