Единство и разнообразие Церкви

Добычин, А.В.,
пастор «Церкви мира»

Евангельская церковь — церковь, созданная на основе Евангелия, живущая по Евангелию и проповедующая Евангелие. Для того чтобы ее понять, нужно сначала понять Евангелие. Евангелие — это "калька" с древнегреческого слова, обозначающего хорошие, радостные новости. О чем эти новости? Об Иисусе Христе, о том, что Он – воплощенный Бог, что Он умер за грехи всех людей и воскрес из мертвых, что человек спасается от Божьего гнева только через веру в Иисуса Христа. В Новом Завете очень много внимания уделяется вере в Евангелие, то есть вере, что Иисус – Господь с неба.

1. Единство в разнообразии поклонения Богу

Сегодня многих интересует вопрос: «Если Христос один, то почему же так много церквей?». Обычно, ответ заключается в том, что какая-то церковь или деноминация — правильная, а другие — нет. И как обычно, каждый хвалит свою деноминацию, которой он принадлежит. Но при ответе на этот вопрос нужно обратиться к Библии, где описано создание Церкви как Божьего творения. Очевидно, что уже при самом своем создании церковь была неоднородна. За Христом ходили разные по своему характеру ученики. Христос принимал всех, кто принимал Его.

Бог вдохновил четырех Евангелистов написать четыре Евангелия, не похожих друг на друга. Но все эти Евангелия об одном Иисусе Христе. При исследовании первых церквей, описанных в Новом Завете, видно, что они непохожи одна на другую. Они разнились в организации управления, священстве, форме поклонения, в своей активности, в своем смысле существования, в степени свободы членов церкви. Но, наверно, самое удивительное различие было между церквами, возникшими в иудейской традиции и церквами, возникшими в языческой традиции.

Как известно, Иисус пришел к иудеям, и некоторые приняли Его как Мессию, обещанного Израилю Божьего Сына, совершенно равного Богу. Равным же Богу может быть только Бог. Бог видел их веру в Иисуса как в Бога и дал им спасение лишь только по этой вере. Лишь через веру в Иисуса они были крещены в Дух Святой, получили рождение свыше и великое наследие в небесах. И что очень важно, Бог принимал их поклонение через Иисуса Христа. Но их поклонение было в иудейской традиции, то есть они исполняли закон, данный Богом через Моисея. Например, они соблюдали субботу для Христа, совершали также для Него обрезание и так далее. Но все это они делали ради поклонения Христу. К примеру, Петр однажды сказал Ему о том, что ничего нечистое никогда не входило в его уста. И когда сказал? Когда вся Иудея и Самария с Галилеей были проевангелизированы!

Спустя некоторое время, Бог послал Апостола Павла благовествовать языческим народам. Павел проповедовал язычникам Евангелие, что Иисус – Господь с неба, и те верили его словам и получали спасение от Бога. Собрание верующих во Христа людей называется Церковью. Но эти люди поклонялись Богу по-своему. И что удивительно, Бог также принимал их поклонение через Иисуса Христа, хотя эти люди не исполняли Моисеев закон. Но проблема возникала тогда, когда церкви с разной формой поклонения стали сталкиваться друг с другом. Мы читаем, что конфликты по разным вопросам уже возникали в раннехристианской Церкви. И этим Бог преподает Церкви урок, как ей жить при таком разнообразии поклонения. Эти уроки ясны: нам нужно принимать друг друга во Христе, нужно ценить друг в друге веру в Евангелие. Раз Бог принял веру в Евангелие и его поклонение у моего ближнего, то и я должен его принять!

Но нужно также объяснить и разнообразие поклонения. У этого разнообразия есть граница. Эта граница достаточно четкая – это объединяющая всю Церковь вера в богочеловечность Христа. Как только община принимала учение о недостаточности спасения через веру в Иисуса Христа, она выходила из этого разнообразия. То есть, если принималось то, что для спасения нужно что-то еще, кроме веры во Христа, или соблюдение Моисеева Закона, или обладание какими-то тайными знаниями, или особая мудрость и так далее, то такая церковь выходила из единства в разнообразии вселенской Церкви.

Непонимание Божественного откровения о единстве и разнообразии церкви приводило к большим бедам и разделениям в христианской Церкви. Еще в самом начале конфликт между иудействующей и языческой ветвью Церкви окончился тем, что перестала существовать целая ветвь Церкви, имеющая форму поклонения первой Иерусалимской церкви.

2. Этапы распространения Библии и Евангельское движение в России

В 1805 г. было создано Британское и Заграничное Библейское Общество с целью издания и распространения Библии на различных языках среди верующих всех христианских вероисповеданий "без всяческих толкований, примечаний и соображений". В 1812 г. представитель этого общества прибыл в Петербург с предложением создать Библейское Общество в России. В следующем году такое Общество было создано. В его работе участвовали представители Православной и Католической церквей, а также представители разрешенных в России протестантских церквей – лютеране и реформаты. Президентом Общества был князь А.М. Голицын – обер-прокурор Святейшего Синода. Александр I также был членом этого Общества и активно участвовал в его работе. Задачей Общества было распространение Библии в первую очередь на славянском языке, так как. русского перевода еще не существовало, а потом на языках других народов Российской империи.

В 1816 г. вышла полная славянская Библия, которая за семь следующих лет переиздалась пятнадцать раз. Отдельные части из Библии печатались на других языках народов империи. В 1822 г. вышел в свет русский перевод Нового Завета, напечатанный тиражом 25 тысяч экземпляров. Работа над этим переводом делалась с 1816 г. по личному распоряжению Александра I. В 1820 г. была начата работа по переводу на русский язык Ветхого Завета. Со временем был переведен Псалтирь, а в 1825 г. – Пятикнижие. В это время Александр I под давлением противников деятельности Библейского Общества, особенно со стороны православного духовенства, задержал распространение переведенного Пятикнижия. После смерти Александра І в 1826 г. Общество было закрыто, а нераспространенные экземпляры Пятикнижия сожжены. Одновременно было запрещено распространение русского перевода Нового Завета без параллельного славянского текста. Распространением Священного Писания занимались так называемые книгоноши. В особенности отличились своим трудом книгоноши Британского и Заграничного Библейского Общества, трудившиеся на территории юга России.

Второй этап распространения русского перевода Священного Писания связан с именем митрополита Московского Филарета (Дроздова, 1782 – 1867), в 1994 г. канонизированного Русской Православной церковью. Под его влиянием Синод Православной церкви в 1856 г. снова принял решение о переводе Нового Завета и всей Библии на русский язык. В 1862 г. вышел синодальный перевод Нового Завета, а в 1876 г. – синодальный перевод Библии. Для распространения Священного Писания среди широких слоев населения в 1863 г. энтузиастами этого дела был создан кружок для сбора пожертвований тем, кто не мог купить Священное Писание. В 1866 г. этот кружок был превращен в Общество для распространения Священного Писания в России, устав которого в 1869 г. утверждается царским правительством.

Таким образом, русский народ получил Библию на своем языке. Это послужило началу Евангельского движения в России. Точно так же, как перевод Библии на немецкий язык послужил движению Рефомации в Германии, так и перевод Короля Якова на английский язык в 1611 году послужил пробуждению в Англии.

Евангельские церкви были непохожи на Православную церковь. За это их гнали. С другой стороны, многие евангельские верующие отрицали Православную церковь из-за ее обрядов, традиций и специфического церковного устройства, не заметив при этом того, что многие православные священники и прихожане, таким образом, также поклоняются Христу. Все это произошло из-за непонимания разнообразия в христианской Церкви молодой Евангельской церковью. К тому же сама Православная церковь находилась в то время в духовном кризисе без патриарха более двухсот лет. Никто не ценил веру во Христа друг в друге, и отрицал друг друга за форму поклонения. И это длится более 150 лет! До сих пор…

3. Значение единства и разнообразия Церкви

Единство и разнообразие Церкви доказывает ее истинность. Потому что через рассматривание творения мы видим, что Бог также создал все. На земле более 6 миллиардов людей, но нет ни одной пары людей, полностью похожих друг на друга. Всех людей объединяет то, что о каждом можно сказать, что он — человек. Но все мы поразительно разные. Такими нас создал Бог. Точно также, и церкви. Всех объединяет вера во Христа Иисуса как в Бога. Но все разнятся по форме поклонения. Что же нам теперь делать? Истина об устройстве Богом Своей Церкви смиряет каждого христианина, каждую деноминацию церкви. Нужно отказаться от своей исключительности и признать равенство всех верующих в Спасителя Иисуса Христа.

Мы говорим о единстве церкви. Это единство не подразумевает единый орган власти и единые финансы. История Церкви учит тому, что деньги и власть всегда разделяли ее. Не будем повторять ошибки христиан прежних поколений. Будем едины в вере во Христа Иисуса, в нашего Спасителя!

Сегодня мы наблюдаем, что сложное объяснение сути Церкви затрудняет многим следовать за Христом. У людей, живущих в России, и без того тяжелая жизнь. Объяснение единства и разнообразия церкви достаточно понятно для человека. Хотя постсоветское мышление многих россиян иногда является препятствием для понимания разнообразия церкви. Многих из нас учили, что все должны быть одинаковыми. Одинаковыми во всём: одежде, образе жизни и т.д. Но, как оказалось, мы все — разные, непохожие друг на друга. И в этом удивительное богатство жизни, данное нам Творцом! Поэтому весть, что Иисус Христос – Спаситель для тебя, покайся перед Ним и служи Ему, как можешь, очень важна и понятна для каждого россиянина!

Непонятность церкви, особенно Евангельской, пугает власти. Цель власти известна: в лучшем случае — это контроль ради процветания и единства государства. Евангельская церковь может показаться помехой для достижения этой цели, потому что кажется, что ее нельзя контролировать, что она "разрывает" единство России, что она представляет из себя скорее тоталитарные секты, что это влияние Запада. Но это все мифы, а на мифах политику создавать нельзя и невозможно. Такая политика будет недальновидной.

Нельзя отстранять Евангельскую церковь от общественной жизни России, потому что она на самом деле подконтрольна, потому что ее члены являются патриотами России на самом деле, что они едины во Христе, свободны, а не тоталитарны, достаточно прозрачны и понятны. Многие евангельские церкви возникли в России самобытно, от чтения Библии, написанной на русском языке. Из нее мы знаем, как решать многие проблемы современного российского общества, потому что у нас нет бездомных, нет наркомании, у нас полные и здоровые семьи.

На первый взгляд, очень трудно понять необходимость Евангельской церкви, как для России, так и для ее государства. Потому что цель Евангельской церкви – проповедовать Евангелие и жить по нему. Но какая польза от этого государству, которому нужно быть крепким, сильным, стабильным, с хорошей экономикой и отсутствием социальных проблем, таких, как преступность, СПИД, наркомания и т.д.? Ответ простой: когда человек слышит Евангелие и добровольно принимает его, то Бог по Своей милости меняет его рождением свыше. И человек меняется к лучшему, оставляя грех. Он становится хорошим семьянином, честным рабочим, предпринимателем, патриотом своей родины. Все верующие засвидетельствуют о том, что это они сделали не своей силой, а Божьей. Анналы Евангельской церкви хранят миллионы свидетельств верующих, которым Бог помог измениться к лучшему. Бог помогает России меняться к лучшему, помогает ей стать чище и добрее. Он это делает через проповедь Евангелия. Нельзя запрещать Евангельской церкви проповедовать Евангелие, а нужно разрешить свободную проповедь Евангелия для всех социальных слоев населения России, потому что через это Россия станет крепче, сильнее, стабильнее, духовнее, и, самое главное, свободнее во Христе.

Пример единства, который уже существует в церквах, живущих по Евангелию – это прекрасный пример для единства многонациональной и многоконфессиональной России. Мнение о том, что Православная церковь объединяет Россию, ошибочно. Мы видим, что при такой политике есть напряжение, цензура, насилие и общество разделяется на "своих" и "изгоев". Это не единство, а разделение России.

Добавить комментарий