Благодарная отзывчивость и терпимость

Зайченко А.С.

Насколько вы способны откликаться на нужды окружающих вас людей

Много лет назад один известный экономист заметил, что «валюта», пользующаяся наибольшим спросом – это не деньги, а время. Это верно и для наших дней. У нас в распоряжении очень мало времени, нас постоянно подгоняют сроки, так что становится сложно строить и соблюдать хорошие отношения с начальством, коллегами и подчиненными. Когда мы оглядываемся назад на прожитые годы, то часто обнаруживаем, что нам больше запоминаются не достигнутые победы или успешные проекты, а нарушенные или даже разрушенные отношения с людьми, нашими коллегами на работе, подчиненными, которых мы так часто забывали под давлением все новых требований к конечным результатам их труда.

Работая, лучше не забывать, что в жизни надо уделять время не только делам – нужно ценить не только свою работу, но и людей, которые помогают нам достичь результата. Недавно мой знакомый, верующий предприниматель, рассказал о своем сослуживце Максиме, чья успешная карьера в компании неожиданно оказалась под угрозой. Его дисциплина и производительность резко упали, что озаботило начальство. Думая, что причиной ухудшения показателей работы Максима могли стать наркотики или алкоголь, глава компании приказал ему пройти соответствующий тест. В случае необходимости, Максим мог быть уволен, несмотря на прошлые заслуги.

Он дал указание своему менеджеру, который хорошо знал Максима, детально разобраться в этом вопросе. Спустя некоторое время менеджер обратился к начальнику: «Разве Вы не слышали что случилось с Максимом? Его жена безнадежно больна раком, и ему приходится заботиться о ней и об их двоих маленьких детях. Он делает все, что может, но не успевает и от этого страдает его работа». Неожиданно ситуация приобрела совсем другую тональность. Начальник Максима знал, что требуется немедленное вмешательство – но вопрос увольнения больше не стоял. Скорее речь должна была пойти об оказании помощи. После разговора с Максимом и выяснения некоторых дополнительных обстоятельств, мой знакомый бизнесмен морально поддержал его и предоставил ему длительный оплачиваемый отпуск, чтобы тот смог уделить время и силы семье. Подобное внимание оказали Максиму и другие его сослуживцы.

Разбираясь с ежедневными проблемами, очень легко потерять из виду то, что гораздо важнее этих проблем – людей, находящихся рядом с нами. В Книге Притчей (одной из книг Библии) говорится о том, что нужно делать, когда сталкиваешься с теми, кто испытывает серьезные затруднения: помните о людях, которые могут в данный момент переживать тяжелые времена. Многие скрывают свои личные проблемы, предпочитая не говорить о них, особенно со своими начальниками. Но эти проблемы могут отразиться на результатах их работы и отношениях с окружающими. Поэтому, прежде чем делать выводы, подумайте, что может стоять за переменами в поведении данного человека. «Благотворящий бедному дает взаймы Господу; и Он воздаст ему за благодеяние его» (Притчи19:17).

Мы сочувствуем нашим подчиненным не для решения наших экономических проблем, а потому что нам так повелел Господь. Мы слушаемся Его и получаем благословения от Него в виде роста эффективности производства.

Не бойтесь проявлять сочувствие. Вам воздастся сторицей. Когда сотрудники вашей компании испытывают трудности, то для вас это больше, чем просто их личные проблемы. От усердия и эффективности труда опытных сотрудников зависит производительность отделов, где они работают и, таким образом, на производительность всей компании. Забота о молодых работниках укрепляет моральный климат компании, способствует стабилизации ее кадров. Поэтому, проявление сочувствия демонстрирует не только вашу заботу и участие, но и признание того, что вся компания заинтересована в том, чтобы у этого человека все было хорошо. Доброе отношение к людям в результате приносит компании хорошие плоды.

А вот что говорит Библия по этому вопросу: «Человек милосердный благотворит душе своей, а жестокосердный разрушает плоть свою» (Притчи 11:17). «Благотворительная душа будет насыщена; и кто напояет других, тот и сам напоен будет». (Притчи 11:25).

Часто на пути отзывчивости стоят наше нетерпение и раздражительность. Хотя умом и сердцем мы осознаем всю важность и ценность нашего сочувствия окружающим людям, но наши чувства, особенно, нетерпимость, черствость и невнимательность нередко подводят нас, мешают проявить наши искренние добрые намерения.

Жизнь всегда дает нам поводы испытывать наше терпение. Каждую неделю и даже каждый день мы можем сорваться в раздражении, как минимум, по четырем основным причинам.

Непредвиденные неудобства: закрытый магазин, в который вы долго добирались и где вы собирались сделать неотложные покупки, немотивированно отмененная встреча, ради который вы уже пожертвовали своим временем и делами, отмененный рейс самолета, неаккуратность партнера, автомобильной пробки в час пик и другие причины, приведшие к срыву личных и рабочих планов.

Неожиданные задержки, помехи, перерывы: у вас срочная работа, а кто-то (друг, жена или начальник) отвлекают вас своими просьбами или указаниями; или вы отдыхаете после трудного дня, и в этот момент приходит незваный гость или звонит телефон.

Манеры поведения или разговора вашего собеседника, которые не вписываются в принятый вами стандарт общения: невнятно говорит или визгливо смеется, невежливо прерывает вас, использует нелитературную лексику, непрерывно сморкается, кусает ногти, хлопает по плечу и пр. Только одно из этих неудобств может вызвать волну непреодолимого раздражения и не только к собеседнику.

Необоснованные срывы в работе ваших подчиненных, необоснованные претензии вашего начальства, немотивированная грубость или раздражение со стороны ваших коллег.

Исследования говорят, что люди, не умеющие быстро подавить свое раздражение или нетерпение, сами вскоре становятся жертвами ответного раздражения и последующих более крупных неприятностей. Более того, часто раздражающиеся люди относятся к категории лиц, наиболее подверженных сердечным приступам. В Библии по этому поводу справедливо сказано: «Благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него – быть снисходительным» (Притчи 19:11). Вы, возможно, сами можете привести примеры правдивости этих слов из собственного опыта.

Библия дает практические советы, как научиться быть терпимым и отзывчивым:

  1. Посмотрите на ситуацию с другой стороны. Оцените ее по-новому. Терпимость всегда начинается с умения осмыслить неприятную ситуацию и дать ей разумное объяснение. Понять – это еще не простить, но важный шаг к контролю над ситуацией. Библия говорит, что мудрость человека дает ему терпение. «У терпеливого человека много разума, а раздражительный выказывает глупость» (Притчи 14:29).
  2. Имейте и развивайте у себя чувство юмора. Учитесь смеяться над собой и своими обстоятельствами и быстро расслабляться. Обычный человек с чувством юмора живет дольше, чем те, у кого его нет: «Кроткое сердце – жизнь для тела» (Притчи 14:30).
  3. Укрепляйтесь в чувстве любви к ближнему. Если вы наполнены любовью, почти ничто не может вывести вас из себя, но если вас переполняет гнев, почти любое обстоятельство может его спровоцировать. Любовь, при этом, состоит в том, чтобы думать о нуждах ближних, а не только о своих. В Новом Завете говорится: «Любовь долготерпит» (1Кор.13:4).
  4. Полагайся на Бога. «Укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его, во всяком терпении и великодушии с веселием» (Колл.1:11).

Между прочим, это вполне конкретные, действенные советы и рекомендации, проверенные многовековым опытом целых народов. Попробуйте их на себе. Можете начать прямо сейчас. Не пожалеете.

Добавить комментарий