Облик христианина – предпринимателя (Часть 2)

Отношение к богатству. Непростой вопрос. Богатство — не самоцель.

Культ богатства и нравственность в человеке несовместимы. Отношение к богатству как к кумиру неизбежно разрушает экономическую и правовую культуру, порождает несправедливость в распределении плодов труда, социальную «войну». Стяжание богатства ради богатства заведет в тупик любого человека, и дело, и национальную экономику. Богатство — само по себе не благословение и не наказание. Оно инертно само по себе. Не добро и не зло. А уже порок человека делает его злом, например жадность , отнимает кусок хлеба у без того обездоленного. А милостивый служит имением и ресурсами своими, рассматривая их как достояние от Бога, делает богатство сутью служения. Богатство- испытание и ответственность. Для нравственного человека собственность есть не только средство извлечения выгоды, но и средство служения идеалам добра и справедливости. Собственность дает максимальную отдачу именно тогда, когда она употребляется эффективно, а плоды ее использования распределяются справедливо и ответственно, вкладываются в социальную стабильность, а уже сама стабильность в обществе раскрывает многие возможности для большего прогресса страны в мировой экономике. Сила государства в ресурсах, в том числе и людских. И эта составляющая не малая часть доли.

Благосостояние добросовестных предпринимателей и тружеников должно соответствовать их трудовому вкладу, быть следствием создания, рачительного использования и приумножения ими общественно полезных благ. И предприниматель, и государство должны исходить из принципа справедливости при принятии экономических решений. Уровень потребления и стандарты качества жизни должны быть разумными и умеренными, учитывать состояние окружающей среды. Проще всего использовать природные ресурсы, не возмещая их, но это не дальновидная политика, растрата будущего нации ради денег. Деньги — лишь средство для достижения поставленной цели. Отсутствие культа денег раскрепощает человека, делает его внутренне свободным. Бедность или богатство человека сами по себе не говорят о его нравственности или аморальности. Бедный, растрачивающий свои способности без пользы или употребляющий их только в корыстных целях, не менее безнравственен, чем богатый, который отказывается жертвовать часть дохода на общественные нужды. Бедность — это испытание, как и богатство. Бедный человек обязан достойно вести себя, стремиться к эффективному труду, повышать свой профессиональный уровень, чтобы выйти из бедственного состояния. Государство, общество и бизнес должны помогать ему в этом.

О культуре деловых отношений и как их развивать христианину предпринимателю.

Хотелось бы озвучить главное слово, определяющее культуру деловых отношений — верность. Деловые отношения строятся на уверенности партнеров в данных друг другу обязательствах. Не только важно дать их , но важно соблюсти. Поэтому в Библии говорится « пойдут ли двое в путь прежде не согласившись…». Речь идет о договорных обязательствах и уважении прав и законных интересов их участников. Поэтому самое лучшее лекарство для экономики – верность, она одинаково показана к применению человеку и экономике в целом. Экономика не будет выглядеть больной, если строящие ее будут взвешивать свои решения между двумя равными понятиями – справедливость и эффективность. Необходимо добиваться в нашей стране максимально возможного равновесия.

Предприниматель, обладая властью над материальными средствами и людьми, должен чувствовать ответственность за свои экономические решения, за действия своих работников и за последствия таких действий. Честность и профессионализм в отношениях с клиентом и деловым партнером завоевывают доверие и укрепляют экономическое положение предприятия, в то время как «кинуть» кого-нибудь обрекает его на неизбежный крах. Кроме того, у предпринимателя возникают деловые отношения с государством. Здесь предприниматель – христианин должен быть ответственным за свои решения. Помнить следует о том, отстаивание бизнесом своих интересов перед властью должно быть законным и открытым для общественного контроля. Лица и структуры, виновные в совершении тяжких преступлений, особенно связанных с коррупцией, должны быть неприемлемы как деловые партнеры и участники предпринимательского сообщества. Это положение должно стать основой для делового христианского делового сообщества. Нравственно ответственный бизнес не может иметь ничего общего с такими явлениями, как торговля людьми, проституция, порнография, медицинское и духовное шарлатанство, незаконный оборот оружия и наркотиков, политический и религиозный экстремизм.

Это есть незыблемый закон сеяния-жатвы. Что сеешь, то пожинаешь.

Следует особо сказать и о личной позиции каждого предпринимателя-христианина относительно легких денег, наживы.

Привычка с легкостью воровать у государства, соседа или коллектива, портить их собственность — должна быть осуждена и изгнана из нашей жизни. Тот, кто берет из общего или чужого кармана неположенное, подлежит публичному позору. Хищение у партнера по бизнесу, лишение его оговоренной части общей прибыли — должно становиться общеизвестным и непременно вести к санкциям со стороны предпринимательского сообщества. Одной из форм хищения является несправедливое распределение плодов труда среди партнеров и работников. Производство и все другие виды хозяйствования не должны наносить невосполнимого ущерба природе, которая есть достояние не только всех ныне живущих на Земле людей, но и будущих поколений. Те природные ресурсы, которые сегодня необходимы человеку, но в будущем не могут быть восстановлены, следует расходовать с расчетом на много веков вперед и по возможности восполнять ресурсы. Если за работу или услуги оплачены деньги, то честь и обязанность работу закончить в срок и качественно, в противном случае (незаконченная работа и отказ или не выполнение ее) является формой воровства.

Присваивая чужое имущество, пренебрегая имуществом общим, не воздавая работнику за труд, обманывая партнера, человек преступает нравственный закон, вредит обществу и себе. Государство, предприниматель, работник, любой гражданин должны бережно относиться к общему и любому другому имуществу. Предприниматель должен помнить, что неуплата налогов, положенных по закону, — это хищение у сирот, стариков, инвалидов, других самых незащищенных людей. Передача в виде налогов части своего дохода на нужды общества должна превратиться из тягостной обязанности, исполняемой подневольно, а иногда и вовсе не исполняемой, в почетное дело, достойное благодарности общества. Сокрытие доходов и незаконный увод капиталов за рубеж равнозначны обкрадыванию своих соотечественников. Государство, в свою очередь, должно заботиться в эффективном использовании собранных налогов на нужды общества, и независимо от чина, ранга чиновника пресекать любую форму коррупции. Тогда оплата налогов в любом сообществе станет атрибутикой чести предпринимателя, а не выбором «жизни» или возможного банкротства предприятия.

Фонды оплаты труда в предприятии должны быть реальными, а не обрекающими людей на нищету и озлобление, лишая их радости труда. Определяя размеры вознаграждения за труд и той доли прибыли, которая расходуется на зарплату, должно руководствоваться принципом справедливости, не оглядываясь на стандарты тяжелого прошлого или примеры беднейших стран. Нельзя злоупотреблять отчаянием людей, соглашающихся на низкую зарплату ради хлеба насущного. Оплата труда не может быть ниже прожиточного минимума. Она должна позволять человеку не только полноценно питаться, но и приобретать необходимые для быта товары, растить детей, обеспечивать себя жильем. Те, кто не выплачивают людям зарплату, систематически задерживают ее, допускают ее уровень ниже прожиточного минимума, — достойны общественного порицания. Государство, существующее на средства народа, быть соразмерно определять свою долю в общественном богатстве. Необременительные налоги — одна из основ эффективного и нравственного хозяйствования, при котором граждане могут без излишних тягот оплачивать государственные расходы. Они в свою очередь должны быть прозрачны и учитываемы, а значит и подотчетны обществу.

Как предпринимателю – христианину участвовать в конкурентной борьбе.

Конкуренция — один из двигателей экономики. Монополизм равнозначен консервации и отсталости. Результаты добросовестной конкуренции служат интересам общества, она ставит его членов в равные условия, предоставляет им право выбора. Конкуренция является достойной и нравственно оправданной, если не разрушает деловые отношения. Самый надежный партнер по сделке — тот, кто уверен в порядочности своего партнера.

А доверие, как мы определили выше в статье пропорционально маневренности на рынке , а значит рост доходности активов. Честность – это не просто человеческое качество, а с коммерческой точки зрения это инвестиция в успешное будущее предприятия.

Уважение конкурентов, их продукции, их методов работы это норма для смотрящего ввысь предпринимателя. Предприниматель не должен допускать публичного оскорбления конкурентов, распространять заведомо ложную или непроверенную информацию о своих деловых партнерах. Реклама, содержащая откровенный обман, эксплуатирующая половой инстинкт, побуждающая человека к пьянству, курению, использующая душевную незрелость детей и подростков — должна считаться делом безнравственным и не поддерживаться предпринимательским сообществом. Нельзя оскорблять в рекламе религиозные и национальные чувства людей.

Послесловие

Мы, люди, стремимся к самоорганизации. Такими мы созданы. Творцами своей жизни. Творить мы можем только по какому-то образу, который мы представили, замыслили. Каковы плоды этого творения, задают не многие. Лишь когда постигают они общество, мы ищем как похоронить эти творения наших рук. Давайте задумываться, что мы творим и для чего? Для созидания или разрушения, прогресса или регресса, содействия или потворства бездействию, принятию ответственных решений или порождению безответственности в обществе. «Что содействует благу твоему — город, страна…»- подобное Иисус уже спрашивал у не принимающих его мессианство.

Каков образ творения для самого себя избрать? Кто сделает меня человеком?

Меня, моих детей, а страну человечной? В Эдемском саду по-прежнему звучит призыв Бога «человек- где ты?» Что ответить? Давайте помолчим, подумаем, поразмышляем…

Chibisportal

Добавить комментарий