У национальной идеи должна быть религиозная мотивация

В.А. Бачинин, доктор социологических наук, профессор

Россия тяжело больна. Ее изможденному социальному телу, больной душе и истощенному духу необходим курс длительного лечения. В поиск спасительного снадобья, которое нередко маркируют при помощи понятия национальной идеи, включены многие люди. В начале ХХ века о русской национальной идее писали известные православные мыслители. Сегодня она привлекает внимание современных авторов, в основном неверующих. Рецепты последних производят чаще всего удручающее впечатление своей бескрылостью.

Народ на них никак не реагирует, и они, как бабочки-однодневки, почти сразу же умирают и навсегда забываются. Общий недостаток этих попыток в том, что они не учитывают очень важного условия духовного возрождения – религиозной мотивации.

Когда-то, в XIX в. замечательный немецкий социолог Макс Вебер показал в своей книге «Протестантская этика и дух капитализма», что без религиозной мотивации было бы невозможно бурное развитие западной экономики, а с ней институтов правовой государственности и гражданского общества. Религиозная мотивация руководила пилигримами, некогда основавшими американское государство и заложившими предпосылки его процветания. Она же двигала великим множеством европейских протестантов — предпринимателей, ученых, инженеров, поднявших западную цивилизацию на новый уровень развития.

Очевидно и для нас, россиян, пришло время, когда следует прямо, открыто говорить: мы не сумеем поднять и возродить Россию, если будем мыслить только сугубо мирскими, секулярными категориями. Пора понять, что бессмысленно надеяться на спасение страны при помощи средств, предлагаемых современными учеными-атеистами. Они и так задавали тон на протяжении почти всего ХХ века. Почти все прошлое столетие Россия находилась в руках политиков-атеистов, которые обещали народу земной рай, именуемый коммунизмом. Но из этого ничего не вышло. Да и не могло выйти, ибо библейская мудрость гласит: если народ отворачивается от Бога, то и Бог отворачивается от народа. И тогда на территории обитания безбожных безумцев начинают бесчинствовать силы тьмы.

Хотим мы того или нет, но приходится признать, что правители-атеисты не способны вывести народ из тьмы, что бы они ни говорили и ни обещали и какие бы рецепты спасения не предлагали. Атеизм-секуляризм, как обитатель темного, безблагодатного мира, лежащего во зле, заодно с этим миром. Ученые, обладающие атеистическим сознанием (а они составляют абсолютное большинство в Академии наук и в системе высшего образования), ни сами не желают выходить из привычного состояния богоотрицания, ни своему народу этого не рекомендуют. Используемые ими доктрины прогресса, трансформации, модернизации выступают лишь идеологическими инструментами, способствующими переходам экономики, политики, права от одних форм социального зла к другим, как правило, еще более отталкивающим и опасным.

В свою очередь, коллективная душа народа, еще живая и по-прежнему томящаяся подспудной жаждой смысла бытия, никак не отзывается на призывы остепененных «умников и умниц» к «трансформациям» и «модернизациям», как когда-то не отзывалась на призывы к «ускорению» и «перестройке».

Из этих констатаций следует только один достойный внимания вывод: в современной России решающее слово в диспуте о национальной идее должно принадлежать не атеистам, а верующим. А в формулировке национальной идеи центральное место должно быть отведено религиозной мотивации. С этим и не с чем иным связан последний шанс на спасение, который Бог дает России. Для нее, испытавшей на себе всю тяжесть отрицательных последствий атеизма-секуляризма, нет иного пути, кроме того, который связан с вступлением в фазу постсекулярного развития.

То, что страна вот уже 20 лет топчется на месте и никак не может определиться с тем, куда, по какой исторической стезе, к каким духовным маякам ей двигаться, объясняется только тем, что мы до сих пор пытались решать свои духовные и социальные проблемы при помощи атеистических идеологий, посредством секулярных мировоззренческих принципов.

Давно отвернувшиеся от Бога, мы не спешим ни повернуться к Нему, ни воззвать к Нему о помощи. А пока мы продолжаем надеяться только на себя, страна неуклонно теряет свои жизненные силы. Процессы депопуляции, вырождения, массовой деморализации и деградации продолжают идти полным ходом.

В этих условиях ведущую роль при выработке той стратегии выхода России из системного кризиса, который мы обозначаем кратким словосочетанием «национальная идея», предстоит сыграть, по всей видимости, христианству. Ни мусульманство, ни буддизм, ни другие крупные религиозные системы для этой роли не подходят. Они, в силу сложившихся исторических обстоятельств и традиций, не располагают необходимым для этого социально ориентированным опытом. Поскольку Россия по своему родословию была и остается христианской цивилизацией, то главную ношу ответственности за ее спасение должны взвалить на свои плечи христиане.

В разноголосом хоре диспутантов, размышляющих о национальной идее, до сих пор не было слышно голоса российских протестантов. Исторически сложилось так, что им в России долго не давали возможности открыто высказываться по острым социальным проблемам. Притеснения со стороны вначале царского правительства, а затем коммунистического режима не позволяли христианам-протестантам развивать собственное философское, политическое самосознание, совершенствовать свое социальное мышление.

Но теперь, когда времена изменились, протестанты могут говорить вслух, тем более, что им есть что сказать и государству и гражданскому обществу относительно многих проблем нашей социальной и духовной жизни. Имеется у них мнение и касательно сути русской национальной идеи.

Зададимся простым вопросом: когда где-нибудь в России случается крупная катастрофа, то какими силами преодолеваются ее последствия? Все знают, что первыми спешат на помощь силы нашего МЧС. Но, спрашивается, существует ли такое МЧС, которое способно вывести из катастрофического состояния целую страну, спасти ее 150-миллионное население?

Христиане могут с уверенностью ответить: да, существует! Только зовут его по-другому: Его имя – Иисус Христос. Он ведь не зря зовется Спасителем. Он – Спаситель, Спасатель по обетованию, по предназначению. Он призван спасать людей как по одиночке, так и целыми народами. Бог-Отец призвал Его к выполнению этой миссии. И Он выполняет ее самым неукоснительным и самым блестящим образом.

У каждого спасателя имеются специальное снаряжение, особые средства, которыми он пользуется во время спасательных работ. У Христа-Спасителя тоже есть такие инструменты. Ими являются христиане, люди, верующие в Его спасительную силу. Через них Он действует, их Он использует в первую очередь в Своем спасительном труде.

Если говорить о национальной идее, какой она видится с позиций христианства, то смысл ее в том, что жизнь России сможет войти в нормальное русло тогда, когда ее опорой станут библейские, евангельские основания. Национальная идея должна опираться на то, что прописано в Книге книг. А там сказано, что альфа и омега всего сущего и должного – Христос. Сказано также: если призовешь имя Христа, то спасешься и ты, и твой дом. А Россия разве не является нашим общим домом? И разве ее не надо спасать?

Современную Россию можно сравнить с человеком, который заплутал в лесу. Страна действительно заблудилась в смыслах бытия. Она давно уже бредет по какому-то темному лабиринту, пытается ориентироваться на тусклые блики обманчивых фантомов и при этом никак не может выбраться к свету. И всё это оттого, что она отпрянула от Бога. Потеряв Христа, она потеряла себя – свою идентичность, духовность и нравственность. На их место пришли ожесточение, озлобленность, деморализация и угроза надвигающегося вырождения.

Давно известно, что где нет Христа, там царит тьма и там же незамедлительно обнаруживается присутствие князя тьмы. И существует только одна сила, способная его изгнать – это Иисус Христос. Если мы хотим спасти самих себя и свой дом, Россию, мы должны призывать Его имя. Наше приближение к краю бездны приостановится, если над иерархиями духовных, социальных, политических, правовых, художественных ценностей мы поставим ценности христианские, евангельские. Если это у нас получится, Бог непременно благословит Россию. Другой же возможности спасения ни у нас, ни у нее просто нет. Все, что предлагают политики и политологи, рассуждающие о национальной идее при помощи категорий нехристианского мышления, до сих пор не вывело и Россию из исторического лабиринта и никогда не выведет.

Итак, суть национальной идеи может быть выражена одним словом – Христос. Когда граждане России, рабочие и крестьяне, учителя и врачи, депутаты и министры будут иметь внутри себя страх Божий и станут руководствоваться тем, что заповедал Христос, деятельность каждого приобретет иную, чем сейчас, направленность. И тогда не надо будет убеждать иных губернаторов, что им не следует открывать дома терпимости на своих территориях. Юристам не надо будет доказывать абсурдность самой мысли о легитимности гомосексуализма и однополых браков. Ответы на эти и многие другие вопросы есть в Библии. Достаточно лишь открыть нужную страницу Священного Писания, чтобы рассеялись все сомнения и было принято единственно верное решение. Ибо Библия – не просто книга, а Слово Божье. Через Своих сынов Бог дал миру путеводительное слово, мудрость которого не идет ни в какое сравнение с человеческим разумением.

Реализовать национальный проект спасения России невероятно трудно. Это так же трудно, как обратить в христианина, например, янычара, из которого вытравлена христианская память и который успел стать ярым врагом христиан. Но то, чего не могут люди, может Бог. Ведь превратился же Савл, ярый гонитель христиан, в апостола Павла! Просто, человеку надо прислушиваться к тому, что исходит от Бога. Если здравомыслящий сын слушается мудрого отца, то он не собьется с пути. Если человек будет идти за Христом, то его не минуют обильные благословения Божьи.

Всё, что атеисту кажется невозможным, христианину представляется вполне доступным. Ведь когда, например, перед человеком встает задача поиска смысла жизни? Это происходит в тех случаях, когда он либо не имеет веры, либо утрачивает ее. Имеющий веру, не ищет смысла жизни, поскольку он ему открыт и ясен: это следование за Христом, исполнение библейских заповедей. Но стоит только отвернуться от Христа, как тут же меркнет свет, все вокруг погружается во тьму, и человек утрачивает верное понимание не только сложных, но и многих простых вещей. И тогда начинают предприниматься попытки отыскать в плавании по житейскому морю хоть какие-нибудь ориентиры. В предельном варианте это выглядит как поиск смысла своего существования.

Так и с Россией: если она повернется к Христу, то сразу же узрит путеводную звезду, обретет истину и свет, получит искомую национальную идею. Нет более яркой путеводной звезды, чем Иисус Христос. Не существует более светлой истины и более истинного света, чем Благая Весть.

Подобный поворот не есть нечто невозможное и несбыточное, поскольку в современной России существуют социальные общности, уже живущие в соответствии с заповедями Христа. Внутри них преобладает здоровый образ жизни, господствуют семейные ценности, отсутствуют пьянство и наркомания, нет прелюбодеяний, воровства и других пороков. Среди этой категории верующих ведущее место занимают христиане-протестанты. Когда-то в прошлом успешно противостоящие диктату тоталитаризма и атеизма, они теперь столь же успешно противодействуют зловещей логике процессов депопуляции и духовного вырождения.

Одним протестантам, конечно же, не спасти Россию. Это надо делать всем вместе, всем христианским миром – православным, протестантам, католикам. И сейчас не время акцентировать внимание на конфессиональных различиях. Общего между христианами гораздо больше, чем различий: его, условно говоря, 90%, а различий всего лишь 10%. Что же касается социальной сферы, гражданской жизни, областей политики, права, морали, то они являются общими для всех российских христиан.

Сегодня перед лицом угрозы духовной и физической гибели России исторически образовавшиеся конфессиональные различия должны быть отодвинуты в сторону. Необходимо действовать совместно, дружно, плечом к плечу. Когда тонет корабль, то пассажиры забывают обо всех различиях, в том числе религиозных, социальных, национальных, и бросаются вычерпывать воду, заделывать пробоины, выбрасывать за борт балласт.

Много веков тому назад Августин сформулировал замечательный рецепт общения, о котором надо помнить всем российским христианам, православным, католикам, протестантам: «В главном – единство, во второстепенном – разнообразие, во всем остальном – любовь».

Baznica.info

Добавить комментарий