О святости и освящении (часть 1)

ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

Слово «СВЯТОСТЬ» означает духовную и нравственную чистоту, непорочность духа, души и тела, непричастность злу.

Святой — значит, непорочный, непричастный злу (Евр.7,26).

Святой, или свят, в абсолютном смысле, то есть в наивысшем значении этого слова, только Триединый Бог. «…Кто, как Ты, величествен святостию…» (Исх.15,11). «Нет столь святого, как Господь…» (1Цар.2,2). «…Ты един свят…» (Откр.15,4).

Святыми становятся также все те, которые отделяют и отдают себя в собственность Богу. Бог их делает святыми — то есть чистыми, непорочными духом, душой и телом — и делает это Сам (1Фес.5,23).

Этот процесс отделения и отдачи Богу, процесс приобретения свойств святости и называется освящением.

Слово «ОСВЯЩЕНИЕ» означает — отделение, отбор и отдача в собственность Божью. Вне Бога святости не существует. Будучи святым, Бог является врагом всякого зла. Для зла, для греха Он — «огнь поядающий» (Втор.4,24). «Страшно впасть в руки Бога живого!» (Евр.10,31). Когда Исайя увидел Господа и услышал слова: «…свят, свят, свят Господь Саваоф!» — он воскликнул: «Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами…» (Ис.6,3-5).

Не один Исайя должен вынести себе такой приговор, ибо Слово Божье говорит, что нечист всякий рожденный женой (Иов.15,14).

«…Нет праведного ни одного… до одного негодны: нет делающего добро, нет ни одного» (Рим.3,10-12). Однако Бог проявил к людям столь великое милосердие, что даровал чистоту, святость и спасение (1Кор.1,30).

КАК СОВЕРШАЕТСЯ ОСВЯЩЕНИЕ

Как совершает Господь освящение и делает святым то, что было нечисто?

Из Слова Божьего мы видим, что в Ветхом Завете освящение начиналось с отделения. То, что Бог предизбрал к освящению, Он, прежде всего, отделял. Для освящения израильский народ должен был прежде всего отделиться от народа египетского в собственность Господу (Левр.20,24; Втор.7,6; Пс.113,1-2).

Левиты должны были отделиться от народа израильского в собственность Господу (Числ.8,14).

Сыны Аарона при освящении должны были отделиться от среды народа Израильского в собственность Господу для совершения священства (Исх.8,14).

Но отделение — это только первая часть освящения. Отделившись, они должны были омыться и очиститься от нечистоты и греха. Для этого они омывались водой, затем приносили чистую и непорочную жертву, возлагали руки на голову жертвы, отождествляясь с ней, то есть соединяясь с жертвой воедино, в результате чего грех переходил на жертву, а святость, чистота и непорочность жертвы вменялась жертвоприносителю. После этого жертва, имеющая теперь грех (нечистоту жертвоприносителя), должна была подвергнуться огню за этот грех, то есть ее должен был поглотить «огонь поядающий»; сердце же того, кто получил святость и чистоту, наполнялось сознанием полного мира с Богом, сознанием полной невиновности, чистоты и святости (Числ.8:6,7,12).

В Новом Завете Господь упразднил всякое человеческое посредничество и жертвенных животных как средство для очищения, а всех верующих сделал священниками Себе (1Пет.2,9). Поэтому нам, священникам Нового Завета, необходимо вникнуть как в прообразы, так и в последовательность ветхозаветного освящения, которое совершалось при посвящении священников. Оно начиналось с

отделения (Исх.28,1), затем следовало

очищение (Исх.29:4,10-14) и затем —

помазание священным елеем (Исх.40,13-15).

Эта последовательность полна простоты и премудрости. Малейшее нарушение этого установленного Богом порядка — и освящение не могло быть достигнуто. Ибо никогда невозможно очистить того, кто не отделен от нечистой среды, и, тем более, нельзя помазывать елеем того, кто не очистился.

Весь этот порядок освящения имеет сейчас лишь прообразное и поучительное значение. В Новом Завете Христос не нарушил его, ибо этот порядок установлен Богом, но даровал нам более возвышенные истины об освящении. Христос заменил святость обрядовую, которая заключалась в основном во внешней чистоте, святостью бесконечно более возвышенной, внутренней, построенной на освящении и обновлении ума и сердца.

Для того, чтобы совершалось это более благословенное освящение, Господь даровал и средства несравненно драгоценные. Сам Бог приблизился к людям для их освящения. Вместо крови жертвенных животных Бог отдал Сына Своего, Спасителя нашего Иисуса Христа, и Его драгоценную святую Кровь (Ин.1,29; Евр.9,12). Вместо священного елея даровал нам, верующим, помазание Духом Святым (1Ин.2,20) и сделал тела наши храмами живущего в нас Духа Святого (1Кор.6,19). Порядок же освящения не изменен Богом.

Драгоценными истинами об отделении, очищении и исполнении Духом Святым проникнуто все учение Нового Завета.

Об отделении мы читаем: «…отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому, и Я приму вас» (2Кор.6,17); «…отвергнись себя…» (Матф.16,24); «…кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (Лук.14,33); «»в Нем научились… отложить прежний образ жизни» (Еф.4,21-22).

Отделением Бог хочет отстранить нас от всякого греха, от всего, к чему мы привязаны сердцем, и от самих себя, ибо только после этого возможно очищение. Что говорит Слово Божье об очищении?

После оставления греха, после отделения мы еще нечисты, грех на нас. Апостол Павел говорит: «…очистим себя от всякой скверны плоти и духа…» (2Кор.7,1). Но когда мы отделились от греха, тогда уже возможно очищение: «Тогда придите, и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю…» (Ис.1,18).

«…Кровь Иисуса Христа… очищает нас от всякого греха» (1Ин.1,7).

И только после очищения возможно исполнение Духом Святым, ибо написано «…кто будет чист… тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело» (2Тим.2,21).

Когда сердце наше чисто, тогда все более и более мы можем и должны исполняться Духом Святым (Еф.5,18).

Когда храм чист от идолов греха, Бог более и более вселяется в нас Духом Святым, как написано: «Вселюсь в них и буду ходить в них…» (2Кор.6,16). Он, вселившись в нас и ходя в нас, делает и хождение наше святым.

Истины об освящении выражаются и многими другими местами Священного Писания, но суть их одна: освящающийся должен все более отстраняться от всякого греха, очищаться и непрестанно наполняться благодатью Божьей для святого хождения.

Слова «отложите», «умертвите», «совлечься» встречаются всюду, и они призывают к отделению и отстранению от всякого греха и к очищению.

Слова «совоскресли», «исполняйтесь», «облекитесь» призывают к наполнению Духом Святым, наполнению Божьей благодатью (Еф.4,22-24).

ЦЕЛЬ ОСВЯЩЕНИЯ

Освящением Бог преследует вполне определенные практические цели:

во-первых, Он хочет освободить народ Свой от закона греховного (Рим.8,2) и повести его по пути всевозрастающей святости, «святый да освящается еще» (Откр.22,11), содержа в постоянной готовности к восхищению;

во-вторых, взять народ Свой действительно к Себе в полную собственность для употребления на дела святые для славы Своей. «Ибо часть Господа народ Его…» (Втор.32,9). «…Вы не свои» (1Кор.6,19). «…Будете Моим уделом…» (Исх.19,5).

В день нашего обращения к Господу мы только переступили порог дома Божьего, сделали, хотя и самый важный, но лишь первый шаг на предлежащем пути святого хождения перед Богом. Если чадо Божье, сделав этот шаг, успокаивается на этом и не идет путем дальнейшего освящения, оно неизбежно грешит и идет к погибели.

Израиль вышел из Египта, крестившись в море (1Кор.10,2). Но, уйдя от египтян, он не ушел от своих пороков, ибо от себя уйти невозможно. Это привело к тому, что, хотя Египет ничем уже не угрожал, проявившиеся на пути в Ханаан пороки и грехи погубили многих (1Кор.10 гл).

Так и мы, вышедши из мира в день нашего обращения и крестившись во Христа Иисуса, не ушли от своих природных характеров, от грехов, которые кажутся нам незначительными. Если и мы не будем все больше и больше освобождаться от всех грехов и пороков и не будем одерживать над ними победу, то они обязательно одержат победу над нами и приведут нас к гибели. Господь избрал нас не для того, чтобы мы только назывались святыми, но чтобы мы были святы (Еф.1,4).

Нельзя назвать святым того, кто в день обращения оставил грубые, бросающиеся в глаза грехи, такие как: пьянство, сквернословие, курение и прочие, и сохранил скупость, зависть, ненависть… Это не святость, если ты не прелюбодействуешь, но смотришь на женщину с вожделением, или не убиваешь, но ненавидишь (Матф.5,28; 1Ин.3,15). Это не святость, а грех, снаружи переселившийся внутрь и там притаившийся. Это опасная внутренняя болезнь, которая при всяком удобном случае будет прорываться наружу. Это скрытая нечистота, которая в свое время превратится в явный греховный поступок.

Вместо очищения и освящения такие люди прибавляют еще один грех — лицемерное благочестие (когда имеют только вид благочестия, а внутри исполнены греха). Мы должны знать, что лицемерные «праведники» Царства Небесного не наследуют (Мф.5,20). Все лицемеры окажутся там, где будет «плач и скрежет зубов» (Мф.24,51).

Господь, даровавший нам все потребное для истинного благочестия (2Пет.1,3), повелел освящаться не для того, чтобы мы подлакировали себя снаружи, а внутри дали простор всему нечистому; Он дал обилие даров благодати в Сыне Своем не для того, чтобы покрывать и замазывать грех, не искореняя его, но для того, чтобы, преображая изнутри, создавать человека внутренней нетленной красоты; человека, который, постоянно взирая на славу Господню, преображается в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа (2Кор.3,18) и постепенно приобретает «чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Фил.2,5). И тогда исходящая из сердца скупость — станет заменяться всевозрастающей щедростью, гордость — смирением, ненависть — любовью; тогда ходивший прежде собственными путями — с радостью отдастся в полное распоряжение Всемогущего, предоставив себя «в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения» (Рим.12,1).

Добавить комментарий