Чувство собственного достоинства: к постановке проблемы

Зайцева Ю.Е.

Не прошло и пятнадцати лет с тех пор, как в нашей стране зазвучало слово “демократия”, и у людей возникла потребность вспомнить о таком феномене внутренней реальности, как достоинство. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, на вопрос, “Как вам кажется, какие чувства появились, окрепли у окружающих вас людей за прошедший год?”, с каждым годом, начиная с 1996, количество ответов, представляющих чувство человеческого достоинства, неуклонно растет. Средства массовой информации регулярно сообщают нам о громких делах “о защите чести и достоинства”. В области образования эта тема тоже звучит как актуальная. Но все эти отрасли много проигрывают от неразработанности психологического понимания феномена достоинства: его состава, структуры, функций и механизмов, а также места в общей системе психического.

Возникает необходимость психологического рассмотрения данной проблематики. Хотя в явном виде эта тема никогда не разрабатывалась, но истоки представлений о достоинстве в психологических теориях можно усмотреть в таких понятиях, как самоуважение, сила “Я”, моральное сознание, самоорганизация, доверие, убеждение и т.д.

Социальная психология широко использует термины сила “Я” и самоуважение. Однако четкой дифференциации этих понятий не существует. Области их применения частично пересекаются друг с другом и отчасти затрагивают феноменологию понятия достоинство. Так, сила “Я” традиционно соотносится со способностью человека к самоорганизации и самореализации, с психической выносливостью, чувством собственного достоинства, большим социальным потенциалом [Куницына В.Н., 1998]. Самоуважение чаще всего связывают с преобладающей мотивацией человека, а также с формулой У.Джемса: “успех – уровень притязаний”. Самоуважение определяет характер взаимоотношения с другими людьми (чем больше неуважение к себе, тем больше человек не ценит и опасается других), а также адекватность человека в окружающем мире. В этой области данные понятия пересекаются с понятием достоинство, для которого характерны такие проявления, как вера в свои силы, спокойствие и уравновешенность, переживание права уважать себя, невозможность чувствовать себя “бесполезным и никчемным”, быть нечестным, унижаться, унижать других, терпеть оскорбления, оскорблять других, быть “пошлым” в словах или делах, позволять другим вести себя непристойно.

Однако социальная психология затрагивает только ту область применения этого понятия, которая относится к человеку как социальному индивиду (на уровне функционирования в социуме). Рассмотрение его как личностного образования приводит нас к пониманию двойственной природы достоинства: внешней (конкретно-исторической, социальной) и внутренней (трансцендентной). Трансцендентная составляющая достоинства более всего изучена в рамках гуманистической психологии. Представление о достоинстве содержится в рамках концепции бытийной потребности самоуважения А.Маслоу, теории экзистенциальной ответственности, стремления к трансцендентности (как к созиданию) и ориентации на “бытие” Э.Фромма, теории смысложизненных ориентаций.

При первичном анализе понятия достоинства мы обратились к семантике. В русском и английском языках понятие достоинство включает в себя четыре основных значения: положительное качество, чувство собственного достоинства, стоимость (цена), звание (титул), каждое из которых, рассмотренное в психоисторическом контексте, дает представление об эволюции этого феномена в сознании человека. Например, нами были отмечены тенденции к индивидуализации и дифференциации этого понятия с переходом от одного исторического этапа к другому. Об этом свидетельствует сужение референтной группы, на которую распространяется понятие: род, сословие, человек. Интересен своеобразный “откат назад” в эпоху социалистического тоталитаризма – возвращение к сословному пониманию достоинства – идентификация через соотнесение “достоинства своего и своего класса” [Философская энциклопедия, 1962]. В буржуазном и капиталистическом обществе возникает вопрос меры (мерила) достоинства. Возникают нравственная (этическая) и экономическая трактовки. “В средневековом обществе… экономическое поведение определялось этическими принципами. Так, для теологов-схоластов такие экономические категории, как цена и частная собственность, были частью нравственной теологии (смотри, например, определение понятия “справедливая цена”, данное Фомой Аквинским)” [Э.Фромм, 1986].

Вообще, связь достоинства с нравственностью, как “власть нравственной силы над влечением” [Шиллер, 1793], отмечалась многими философами. В психологической науке она отразилась в концепции эволюции морального сознания Л.Кольберга, где высший постконвенциональный уровень следования универсальным этическим принципам характеризуется уважением достоинства каждой личности. В рамках нашего исследования мы предполагаем проверку гипотезы о чувстве собственного достоинства как критерия формирования нравственных убеждений.

Психология

Добавить комментарий