Рынок, Господь и справедливость

Ричард Чьюнинг

«С чем предстать мне пред Господом, преклониться пред Богом небесным? … Разве дам Ему первенца моего за преступление мое и плод чрева моего — за грех души моей? О, человек! сказано тебе, что — добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» (Мих. 6:6-8).

Вот один из наиболее цитируемых отрывков из Ветхого Завета: «Чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим». Я выучил его задолго до того, как понял его более глубокий смысл, особенно, что означает «действовать справедливо». Я всегда представлял, что справедливость связана с вынесением суждений о чьей-либо вине или невиновности, или с определением наказания за причиненный вред. Я не думал, что справедливость отождествляется с концепцией праведности в Писании, и означает делать то, что хочет Господь, и так, как Он хочет, чтобы это делали. По сути, справедливость и праведность на языке иврит имеют один корень. И на рынке Бог, прежде всего, требует от нас делать то, что праведно.

Да, на рынке! Пророк Михей недвусмысленно обращается к людям, занятым предпринимательством. Через Михея Бог разбирался с несправедливостями, совершаемыми дельцами (Мих. 2:1-2).

По сути, сам контекст шестой главы связан с проблемой экономической справедливости. Бог спрашивает: « Могу ли я быть чистым с весами неверными и с обманчивыми гирями в суме?» (ст. 11). А седьмая глава начинается так: « Горе мне! ибо со мною теперь — как по собрании летних плодов, как по уборке винограда: ни одной ягоды для еды, ни спелого плода, которого желает душа моя!».

Малахия тоже призывает имя Господне против тех, «которые клянутся ложно и удерживают плату у наемника» (Мал. 3:5). В отрывке упоминается не о безработных (наемники), но тех, кто занят на рынке, однако все равно проживает в бедности (в то время как их работодатели богатеют). Пророк Амос озабочен теми же соображениями (см. Ам. 2:6-7; 4:1; 5:7,11; 8:4-6).

Более четырехсот раз в Писании говорится о справедливости и праведности на рынке. Характер и поведение, воплощающие понятия справедливости и праведности, очевидно крайне важны для Бога, и здесь мы рассмотрим, что значит действовать справедливо в контексте 8 типов деловых отношений. Следует помнить, что истинная праведность (справедливые действия) часто вызывают у окружения неоднозначную реакцию. С одной стороны, начальство будет уважать нас за справедливые действия, с другой – коллеги могут быть недовольны тем, какие стандарты мы устанавливаем и подтверждаем своим поведением, что показывает, что их собственное поведение не отвечает стандартам. Вот почему Каин убил Авеля, и вот почему мир ненавидит детей Божьих. (см. 1 Иоан. 3:11-13).

Справедливость по отношению к работодателям.

Работа. Многие работодатели согласятся, что хороших работников найти нелегко. Обычно под хорошими работниками подразумеваются те, кто работает упорно и эффективно. Стремление упорно работать, или деловая этика, берут свое начало из библейской этики. Макс Вебер продублировал ее положения в «Этике Протестантизма». Апостол Павел упоминал об этом в послании к Колоссянам: «Всё, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков» (Кол. 3:23, также см. Рим. 14:6-9, 1 Кор. 10:31, Кол. 3:17).

Одно из моих ранних воспоминаний о работе связано с тем, как один сотрудник предложил мне сопровождать его, чтобы я учился производить впечатление крайней занятости, в действительности ничего не делая. (Я никогда не следовал его советам.) Но, чтобы обмануть своих работодателей, можно и не заходить так далеко. Работа вполсилы расценивается как кража, опоздания и ранний уход тоже не лучше, использование больничных, чтобы отдохнуть – нечестно, трата времени на разговоры с одним или несколькими сотрудниками (так же оторвавшимися от дел) – нарушение Восьмой заповеди, запрещающей воровство. Справедливое отношение к работе означает то, что мы выполняем работу за целый день за плату за целый день.

Управленческие ресурсы. У сотрудников есть много возможностей разумно распоряжаться активами, порученными им – от выбора отеля и питания для командировок до тщательной подготовки бюджета, который бы учитывал ограниченные средства компании. Другой пример – использование рабочих материалов для личного пользования. Это абсолютно неэтично без специального разрешения. Мы должны быть праведными в мелочах, прежде чем Христос доверит нам большее (см. Матф. 25:21).

Лояльность. Согласно Библии, лояльность и верность тесно связаны. Если мы выбираем работу в организации среди людей, мы обязаны уважать и защищать их доброе имя и избегать всякого поведения, которое могло бы подорвать их личную или деловую репутацию на рынке. Злоязычие в отношении сотрудников – неважно, работают ли они сейчас, или работали раньше – неприемлемое поведение. Также неприемлемо, например, устроиться в организацию, имеющую программу повышения квалификации, с целью уволиться оттуда после прохождения этой программы. Неосторожное обращение с частной информацией или намеренное ее использование, чтобы гарантировать себе трудоустройство у конкурента, также противоречит этике..

Справедливость по отношению к сотрудникам.

Компенсация. Хотя свободная рыночная система с течением времени достигла высоких стандартов уровня жизни, чем любая другая экономическая система, свободный рынок все же не лишен элемента несправедливости. Рынок Израиля в библейские дни был практически свободным, однако пророк Малахия был послан Богом, чтобы объявить о Его осуждении тех, кто «удерживает плату у наемника».

Несправедливость в отношении зарплаты, осуществляемая по половому или расовому признаку, отражает укоренившиеся неправильные взгляды. То же самое можно сказать о ситуациях, когда компенсационный комплекс предлагается только высшему руководству. Например, распределение дохода и системы фондовых опционов должны быть одинаково доступны всем классам. Экономические же законы не определяют равенство на рынке.

Здоровье и безопасность. Бог говорил о необходимости обеспечения безопасности: «Если будешь строить новый дом, то сделай перила около кровли твоей, чтобы не навести тебе крови на дом твой, когда кто-нибудь упадет с него» (Втор. 22:8). Из этого утверждения, и других, подобных, мы можем заключить, что здоровье и безопасность человека в глазах Бога равноценны крови, и должны быть крайне важны для нас. Слово Божье не нарушается, если мы продлеваем заботу о здоровье и безопасности вплоть до беспокойства о стрессе на работе и его влиянии на здоровье и благосостояние семьи работника. Например, значительная переработка, пусть оплачиваемая, впоследствии негативно скажется на здоровье и отношениях в семье. Справедливость требует, чтобы мы искренне заботились о здоровье и безопасности наших сотрудников на работе.

Добавить комментарий