Грешники в руках разгневанного Бога

Джонатан Эдвардс

«В свое время поскользнется нога их… когда поколеблется нога их».

В этом стихе слышится угроза Бога нечестивым, неверующим Израильтянам, которые были избранным народом Божиим и жили под Его милостью; но которые несмотря на Его колоссальную работу над ними, напоминали черствых, безрассудных людей (Втор. 32:28). После всего, что было так заботливо сделано для них, они принесли горький и ядовитый плод, как написано в 32 и 33 стихах этой же главы. Текст, выбранный мною для проповеди «в свое время поскользнется нога их», кажется, намекает на что-то очень близкое к наказанию и погибели грешных Израильтян, которые были оставлены Богом на произвол судьбы. И это что-то можно выразить следующим:

1. Они всегда подвержены опасности погибнуть, подобно тому, как всегда подвержены опасности упасть те, кто стоит или ходит по льду. Это значит, что угрожающий им способ уничтожения сравнивается с возможностью поскользнуться. Об этом же самом говорится и в Псалме 72:18 «…Так! На скользких путях поставил ты их, и низвергаешь их в пропасти».

2. Они всегда подвержены опасности погибнуть внезапно, так же, как и гуляющий по льду может упасть в любой момент. Он не может предвидеть наперед, будет ли он стоять или падать; и когда он падает, то падает внезапно без предупреждения, так как это изображено в Пс. 72:18-19 «Так! На скользких путях поставил Ты их и ниспровергаешь их в пропасти. Как внезапно пришли они в разорение, исчезли, погибли от ужасов!»

3. Другая истина, которая заложена в этом стихе, говорит о том, что они без посторонней помощи сами себя подвергают опасности упасть, так же, как и те, кто стоит или гуляет по льду. Им не нужно никакой помехи, их собственный вес опрокинет их вниз.

4. Причина, почему они еще не упали и не падают, может быть только одна — не пришло назначенное Богом время. Поэтому и сказано, что когда оно придет, «нога их поскользнется». Бог не будет больше их поддерживать на скользком месте. Он оставит их одних. И тогда они мгновенно погибнут, потому что подобны людям, находящимся на краю скользкой наклонной плоскости, которые сразу же, как только будут отпущены, упадут и разобьются.

Обобщая сказанное, я могу настаивать на том, что: «Нет ничего, что удерживало бы грешных людей вне ада, кроме воли Божией. Говоря о воле Божией, я имею в виду Его суверенную Волю, Его произвольное желание, не связанное какой-нибудь обязанностью Его участия в их судьбе или в их затруднениях. Более того, исполнению воли Божией не помешают никакие предохранения грешных людей». Эту истину можно выразить так:

1. У Бога достаточно сил, чтобы в любой момент сбросить грешников в ад. Когда Он восстает, люди становятся беспомощны; и даже самые сильные из них не могут противиться Ему, и никто не может избавить их от Его руки. Для Него не составляет никакого затруднения мгновенно ввергнуть развращенных людей в ад. Он может сделать это очень и очень легко. Иногда земной царь встречается с огромной трудностью, пытаясь покорить человека, который поднял восстание и имеет много последователей. Но с Богом не так! Никакая крепость или ограда не способны защитить от Его силы. И даже если бы, взявшись за руки, объединилось невообразимо большое число врагов Божиих, то и тогда они были бы легко изломаны в куски. Они похожи на большие кучи легкой соломы перед бурей, или же на огромные копны сухого сена перед пожирающим огнем. И если вам не трудно раздавить ползущего по земле червя или же перерезать тонкую нить, то гораздо легче для Бога в любое время сбросить своих врагов в ад. Кто мы, чтобы думать, что можем устоять перед Тем, от дуновения Которого трепещет земля и перед Кем рушатся горы?

2. Они «заслужили» того, чтобы быть сброшенным в ад; и Божественное Правосудие не отменяет этого, оно не возражает против пользования Богом Его силы, чтобы в любой момент низложить их. Более того: Божия справедливость не только «не возражает», но и громко взывает к бесконечному наказанию их грехов. О дереве, приносящем горькие плоды Содома, Божественное Правосудие говорит: «Сруби его: на что оно и землю занимает» (Луки 13:7).

3. Они уже приговорены к осуждению в аду. Это значит, что они уже заслужили того, чтобы быть вверженным туда, потому что закон Божий — это вечное и неизменяемое мерило праведности, которое Бог положил между собой и человечеством — стал их справедливым обвинителем и осудил их, и таким образом, они уже принадлежат аду; «а неверующий уже осужден» (Иоан. 3:18). Каждый необращенный человек заслуживает ада, потому что это место, откуда он вышел (Иоан. 8:23) «…вы от нижних… » и куда он направляется; это место назначено ему и справедливостью, и Божиим Словом, и приговором неизменяемого Божия Закона.

4. Они объекты того самого гнева и ярости Божией, которые будут преследовать их в аду. И причина, почему они не ввержены в ад до настоящего времени, не в том, что Бог, под властью Которого они находятся, еще не разгневан на них так, как Он разгневан многими несчастными человеческими существами, испытывающими теперь мучение в аду, где они во всей полноте ощущают и переносят силу Его ярости. Бог намного более разгневан на тех, кто живет сейчас на земле; а это значит — и на тех, кто находится в этом собрании и чувствует себя легко и свободно, в отличие от уже испытавших муки в языках адского пламени. И это вовсе не потому, что Он не замечает зло, творимое живущими, и не разгневан на них до такой степени, чтобы позволить Своей руке срезать их. Бог не похож на них, хотя в их представлении Он такой же, как и они. Гнев Божий горит против них; их проклятие не дремлет; преисподняя давно уже готова встречать их, огонь зажжен, пламя яростно бушует, печь раскалена и готова пожрать их. Сверкающий меч отточен и занесен над ними; и бездна раскрыла свою зияющую пасть.

5. Дьявол стоит в готовности в любой момент опрокинуть и схватить их, как свою собственность. Они — его. Он завладел их душами и теперь владычествует над ними. Священное Писание представляет их как «его добро» (Луки 11:21). Бесы, стоя рядом, наблюдают за ними и караулят их, подобно алчным голодным львам, желающим своей добычи и жадно смотрящим на нее. И как только Бог отведет от них Свою удерживающую руку, они моментально набросятся на эти бедные души. Старый змей пристально наблюдает за ними; ад широко раскрыл свою пасть; и если бы Бог разрешил, они были бы быстро поглощены и потеряны в нем навсегда.

6. В душах грешников царствуют адские принципы, которые, если бы не Божии ограничения, уже сейчас могли бы разгореться в них, вспыхнув адским огнем. В самой природе неспасенных людей заложено основание для мук ада. Царствующие в них с силою и полностью овладевшие ими греховные принципы и есть семена адского огня. И эти присущие их природе принципы настолько сильны, активны и жестоки, что если бы не было сдерживающей руки Бога, они бы очень быстро вырвались наружу и разгорелись подобно пламени, бушующему сейчас в сердцах находящихся под проклятием ада, порождая в них точно такие же мучения. Души грешников в Священном Писании сравниваются с бушующим морем (Исаии 57:20)»А нечестивые — как море взволнованное, которое не может успокоиться, и которого воды выбрасывают ил и грязь».

В настоящем Бог сдерживает их злобу своей могущественной силой, и это подобно тому, как Он усмиряет яростные волны бушующего моря, говоря: «До сих пор дойдешь, но дальше не перейдешь». Но если бы Он снял Свою удерживающую руку, они бы вскоре все смели на своем пути. Грех — это гибель и страдание души; он разрушителен в самой своей сущности, и если Бог перестанет его сдерживать, то душа станет совершенно несчастной. Развращенность человеческого сердца безгранична в своём неистовстве; и до тех пор, пока нечестивые живут на земле, она подобна огню, скопившемуся внутри их и сдерживаемому благодаря Божиим ограничениям; но если этому огню позволить вырваться наружу, то он сожрет все, с чем он будет соприкасаться; но так как сердце грешника — вместилище греха, то если бы грех не был удерживаем в нем, он превратил бы его душу в огненную печь.

7. У грешных людей нет и минутной гарантии того, что смерть не появится рядом. Неспасенный человек не обезопасен тем, что он здоров, что он «невосприимчив» к несчастным случаям, уносящим людей из этого мира, и что нет видимой опасности в обстоятельствах его жизни. Вся история мира свидетельствует о том, что ни у кого у живущих на земле нет гарантии того, что он не стоит на грани вечности и что его следующий шаг не будет в потусторонний мир.

Пути и способы изъятия людей из этого мира бесчисленны и невообразимы. Необратившиеся к Богу подобны прогуливающимся поверх пропасти ада по гнилому перекрытию, в котором есть множество таких слабых мест, что они могут в любой момент не выдержать их. Более того, эти места незаметны для них. Стрелы смерти летают прямо среди дня, но они невидимы для их глаз. Их не может разглядеть даже и тот, кто обладает острейшим зрением. У Бога есть много различных и непредсказуемых путей, чтобы изымать грешных людей из мира и ввергать их в ад. Для того, чтобы низложить любого человека в любой момент времени, Ему не нужно использовать для этого чудо или выходить за обычный ход вещей. Весь выбор изъятия грешников из этого мира в Божиих руках и так абсолютно подчинен Его силе и определению, что только от Его Воли зависит, в какой момент грешники пойдут в ад.

8. Ни их благоразумие, ни их попечение о своей жизни, ни даже заботливое участие в ней других, ни на мгновение не приносят безопасности неспасенным. Об этом свидетельствуют и Божественное провидение, и то, что мы можем наблюдать на протяжении всей истории. И это служит ярким свидетельством того, что человеческая мудрость не сохраняет людей от смерти; иначе мы бы увидели разницу между мудрыми мира сего и всеми остальными людьми относительно их уязвимости к ранней и неожиданной смерти. Но что же мы видим на самом деле? (Еккл. 2:16) «…мудрый умирает наравне с глупым».

9. Все усилия и ухищрения нечестивых людей избежать ада в то время как они продолжают отвергать Христа, обречены на неудачу. Почти каждый неспасенный, слыша об аде, успокаивает себя, что он избежит этого, рассчитывая на свои дела и на свои благие намерения, будучи уверенным, что это к нему не относится. Каждый сам себе устанавливает, как избежать проклятия, и льстит себе, что его стратегия не подведет. Они наверняка слышат, что только немногие спасаются и что большая часть людей, умирая, идет в ад; но каждый воображает, что его собственный план спасения лучше, чем у других. Он не собирается идти в место мучения и говорит себе: «Я и так достаточно забочусь о том, чтобы привести свою жизнь в порядок, так что неудачи не будет».

Будучи уверенны в своей силе и мудрости, своими помыслами люди вводят самих себя в заблуждение; они верят ни во что. Несомненно, что многие из тех, которые когда-то жили под благодатью Божией, теперь находятся в аду; и это случилось не потому, что они были глупее живущих теперь, и не потому, что они не думали о своем спасении. Если бы сегодня мы могли говорить с ними с глазу на глаз и спросить их, предполагали ли они, когда слышали об аде, что сами попадут в это место страданий, мы бы услышали один и тот же ответ: «Нет, я никогда не думал, что попаду сюда. Я рассчитывал на другое. У меня были хорошие планы и я намеревался их осуществить…, но она пришла ко мне неожиданно, я не ждал ее тогда, и поэтому она пришла, как вор: смерть перехитрила меня, гнев Божий достиг меня слишком быстро, и во всем виновата моя глупость! Я угождал и льстил себе тщеславными мечтами, думая о том, что буду делать после жизни на земле, но когда я говорил «мир и безопасность», внезапно пагуба постигла меня!»

10. Бог не обещал и не обязан, даже кратковременно, держать неверующих людей вне ада. Он не обещал им ни вечной жизни, ни избавления или сохранения их от вечной смерти. Он не обещал им ничего, кроме того, что содержится в завете Благодати, то есть кроме обетований, данных во Христе. Но они не интересуются этим Заветом, они не верят ни в какие обетования и их не интересует Посредник Завета. Но что бы ни воображал необращенный человек, претендуя на Божии обетования, ни его религиозные переживания, ни его молитвы не принесут ему никакой пользы — до тех пор, пока он не поверит в Христа, потому что Бог свободен от обязательства защищать его от вечного поругания.

Только рука Божия удерживает неспасенных над пропастью ада. Они заслужили этой бездны огня, и уже приговорены к ней; Бог сильно разгневан на них и Его гнев к ним столь же силен, как и к тем, которые уже сейчас страдают в аду от лютой ярости Его гнева, и тем не менее они до сих пор не сделали еще ничего, чтобы умиротворить или хотя бы уменьшить этот гнев, и поэтому Бог не связан никакими обещаниями сохранить их, дьявол с нетерпением ждет их, и ад также готов встречать их, пламя, усиливаясь, сверкает, стремясь захватить и поглотить их, огонь, сдерживаемый в их собственных сердцах, старается вырваться наружу… Но так как даже в этом состоянии их совершенно не интересует Посредник, то нет абсолютно ничего того, что могло бы хоть как-то обезопасить их. И, таким образом, у них нет убежища, ни защиты, и ничего такого, что могло бы поддержать или сохранить их в любой момент их жизни. Есть только простое, произвольное желание и ничем не обязанное терпение разгневанного Бога.

«Град Божий»

Добавить комментарий