Менеджер ищет работу: как вести себя на собеседовании, чтобы понравиться работодателю

Собеседование — это интеллектуальный поединок, который выигрывает тот, кто лучше выстраивает стратегию разговора. Однако даже самым опытным кандидатам не удается избежать ошибок. Самая распространенная — многословие. Самая страшная — отказ от предложенной работы.

Международная хедхантинговая компания Korn/Ferry International провела опрос 212 своих консультантов по всему миру в апреле этого года. 36% респондентов сказали, что считают многословие самой распространенной ошибкой кандидатов на собеседовании. Еще 22% полагают, что многие менеджеры недостаточно знают свою отрасль. 16% считают, что соискатели чрезмерно надменны, а 9% обвиняют кандидатов в излишней самоуверенности.

Именно излишняя откровенность на его первом собеседовании в начале 1990-х помешала Александру Петухову, который теперь работает директором шанхайского представительства компании «Лидер» (закупка автомобильных запчастей), стать бренд-менеджером в «крупной западной компании по производству и продаже косметики и парфюмерии». «Я дал чрезмерно много информации о себе, и меня сочли излишне мягким», — вспоминает Петухов. Из неудачи он сделал свои выводы. «Слишком многословные кандидаты формируют неправильное мнение», — говорит он. А многословными люди становятся, считает он, потому что нет контакта с собеседником: так они пытаются найти точки соприкосновения интересов. Хедхантеры же в разговорчивости видят совсем другое. «Многословие означает, что человек не может сформулировать, что он собой представляет и чего хочет», — говорит Анна Кофф, партнер хедхантингового агентства RosExpert.

Еще одна распространенная ошибка — чрезмерная самоуверенность. По словам Татьяны Сосновской, партнера рекрутинговой компании Flex, «соискатели набивают себе цену, рассказывают о своей уникальности и ставят хедхантеру условия». Один кандидат заявил ей, что может встретиться только в его любимом ресторане и только в удобное для него время. Она пошла, но в дальнейшем именно из-за своей капризности человек работу не получил.

«Самоуверенность — от того, что люди считают, что так их дороже купят», — говорит Дмитрий Кантор, гендиректор PR-агентства Image Land. «В целом в традиционной российской корпоративной культуре ценится скорее скромность, чем излишняя самоуверенность», — рассказывает Борис Рохин, консультант хедхантинговой компании Ward Howell International.

Отличать уверенность в своих силах от излишней самоуверенности и завышенной самооценки умеет Сергей Игнатов, генеральный директор хедхантинговой компании Ignium. Сделать это очень просто, уверен он. Нужно расспросить кандидата о его достижениях, а затем, не вдаваясь в подробности предлагаемой работы, сказать: «Боюсь, вы не подойдете на эту позицию». И в большинстве случаев сразу видно, как с человека спадает спесь. Излишне самоуверенный человек тут же начнет доказывать, что он идеальный кандидат. Настоящие профессионалы никогда не ввязываются в обсуждение своих шансов преуспеть в работе, о которой они почти ничего не знают, отмечает Игнатов.

Набивая себе цену, потенциальные кандидаты доходят до откровенного хамства. «Нас не слушают, даже трубки бросают», — рассказывает Сосновская. «Мы делаем пометку, что с этим человеком общаться трудно», — говорит Борис Рохин. Однако это не означает, что к кандидату не обратятся повторно. «В конце концов, может появиться подходящая вакансия. К тому же всегда хочется верить, что человек изменился в лучшую сторону», — объясняет Рохин.

Очень часто кандидаты неправильно выстраивают самопрезентацию — рассказ о себе. «Крайне мало людей способны построить разговор о себе по принципу «от общего к частному», — говорит Юлия Бевзенко, партнер хедхантингово-консалтинговой компании BPO Executive Search & Consulting. В этих случаях она всегда отмечает, что у кандидата плохо структурированное мышление, а это значительный минус. «Мы всегда делаем такую пометку [о плохой структурированности мышления] в резюме, и шансы человека получить должность, на которую он претендует, снижаются», — вторит Рохин. Впрочем, сами кандидаты в таких рассказах нужды не видят. «Ты не знаешь, куда идешь, зачем тебя туда позвали и что о тебе знают», — делится своими наблюдениями Кантор из Image Land. Список востребованных российских топ-менеджеров не так велик, продолжает он, о каждом можно собрать информацию. «Я считаю, что в этой ситуации лучше попытаться найти точки соприкосновения с хедхантером и понять, какую стратегию разговора выбрать», — говорит он.

Большим минусом считается использование в разговоре ненормативной лексики. «Это означает, что человек не хочет или не может себя контролировать. Кроме того, он проявляет неуважение к собеседнику», — считает Кофф из RosExpert.

Меньше внимания хедхантеры обращают на грамматические ошибки в русском языке. «Бывает, что кандидат постоянно говорит «ихние» вместо «их». Но это может повлиять на исход собеседования, только если человек претендует на должность с представительскими функциями», — говорит Юлия Бевзенко из ВРО Executive Search & Consulting.

Но все промахи простительны, считают хедхантеры, по сравнению с отказом от перехода на новую работу после всех отборов и собеседований. А такие случаи нередки. Алексей Шлыков, гендиректор SAP, компании по разработке решений в сфере управления, вспоминает, как в 1998 г. ему предлагали очень высокую должность в IT-компании Digital. «Меня устраивал размер компенсации и прочие условия, но само содержание работы не привлекало», — вспоминает Шлыков. Тем не менее он встретился с хедхантерами и прошел ряд собеседований в самой компании. Он отказался от работы в самый последний момент, когда ему уже сделали предложение. «Вышло очень нехорошо. Я не оправдал ожиданий хедхантеров и компании», — признается он и добавляет, что чувствовал себя ужасно и решил никогда не повторять подобных ошибок. Но цена такого промаха вовсе не в муках совести. Кандидатов, утвержденных будущим работодателем, подписавших job offer (предварительный договор о найме), а затем от всего отказавшихся, хедхантер однозначно занесет в черный список. «Мы к таким людям больше никогда не обращаемся. Ведь если мы снова порекомендуем его одному из наших клиентов, а он откажется, мы потеряем с клиентом хорошие отношения», — говорит Рохин из Ward Howell. Об этом пишет сегодня газета «Ведомости».

Известия

Добавить комментарий