Покаяние

Игорь КОЛГАРЕВ

Покаяться, или исповедаться, – это не просто назвать грехи и попросить: «Господи, прости». Это еще и поворот от них на 180 градусов с отвращением и ненавистью к ним. Но своими силами очень тяжело себя изменить или отказаться от чего-то любимого, в том числе и греха. «Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю», «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» – писал Апостол Павел. Правда состоит в том, что никто тебя не избавит от греха, даже сам человек не может. Сил-то у него совсем нет: такая уж наследственность – от самих Адама и Евы. Мы грешим и грешим уже много-много поколений.

Как тут исправиться? Поэтому-то и пришел Христос, чтобы не только спасти нас Своей смертью, но и дать нам сверхъестественную силу отворачиваться от греха. Сами мы не можем противостоять греху: мы стараемся, а нас опять к нему тянет. Почему? Природа у нас такая. Как это прервать? Фактически, дело обстоит так, что невозможно поменять свойства греха, невозможно поменять отношение Бога к греху. Поэтому выход может быть только один: поменять себя. Умереть – и родиться. Уничтожить себя старого – и получить нового. Это духовный процесс, и называется он рождением свыше. Когда человек возрождается, ему уже не хочется делать грехи. Не то чтобы он специально старался их не делать (хотя и специально он тоже старается), а они ему уже противны и не радуют уже так, как прежде. Почему? Потому что если тебе прощены грехи, ты узнаешь, как это хорошо и здорово быть свободным от них, когда на тебе никакой вины не висит, все прощено. Тогда делать новые грехи уже совсем не хочется. «Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога», – написано у Иоанна. Тут в слове «не грешит» стоит глагол из греческого языка, указывающий на продолжительное действие. То есть тут не говорится, что рожденный свыше не может грешить совсем и не согрешает. Ведь написано также, что «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас», но просто состояние греховности не есть уже постоянное состояние христианина. Мы согрешаем, но случайно. И, как написано, «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды».

Если человек покаялся и не получил освобождения от грехов, если его все так же тянет к ним, то он, скорее всего, вообще не каялся. Он не был искренним в молитве, не сокрушался еще о грехе, не понял еще, какую он этими грехами причинил Богу боль, не понял, что Христос умирал и за него на кресте, и в результате такой человек не получил прощения.

Спроси себя: «Верю ли я, что Христос может прощать все грехи?» Если Он не может, то Он, получается, невсемогущий. А это неверно. Бог всемогущ. И Он обещал, что «Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более. Так говорит Господь». Если уж Он прощает, то уж прощает навсегда и все грехи сразу. Так следует из Писания. Самому себя улучшить – это гиблое дело. Этим все язычники, иудеи, мусульмане, буддисты, все атеисты занимаются. И ничего у них путного не выходит. А Христос один, реально дает силу для изменения самого нутра человека. Сила эта – Дух Святой. «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего». «Невозможное человекам возможно Богу». Не надо самому себя переделывать в мелочах – надо довериться Богу, получить прощение всех грехов. Тогда все само переделается, не тобою, а самим Христом. Конечно, самим стараться тоже потом надо будет, где-то и потрудиться, где-то и помучиться, но за силой все равно мы прибегаем к Христу. И Он дает нам силу, если мы просим, каемся и принимаем прощение верой. Мы потому и называемся верующими.

Не беда, если у нас что-то не получается сразу в духовной жизни, что мы падаем, еще неумелые, что «дрова ломаем». Хуже, если мы вообще ничего не делаем, плывем по течению. Бог же ценит сердце, а не какие-то внешние успехи. Если ты искренне хочешь идти за Христом, но просто не получается как-то все сразу, это не страшно. Главное – у тебя в душе есть стремление, ты движешься от греха к Богу. Это чем-то похоже на обычай на флоте. Когда находят возвращавшегося из увольнения пьяного моряка упавшим и уснувшим на пристани головой к кораблю, его заносят на корабль. Но если находят его упавшим ногами к кораблю – оставляют и увольняют. Так же и с жизнью. Важно, куда ты в целом стремился в жизни: к Богу или от Бога.

И ясно, что нарочно, то есть сознательно, грешить совсем нельзя, если тебе были прощены до этого все грехи. Вообще надо поменьше смотреть на себя и других, а больше на Христа, больше читать Библию, молиться Богу, тогда и будет совершаться процесс освящения. Наше освящение происходит всю жизнь. Оно нужно для того, чтобы мы могли научиться побеждать грехи. Чем? Верой в Христа, доверием и послушанием Ему. Все просто, на самом деле. Да спасение и не могло быть, в принципе, сложным процессом. Ведь тогда бы никто не спасся. Просто нам трудно с этой простотой смириться: гордые мы все, себя больше любим, хотим все кому-то доказать, что мы сильные.

Покаяние – это не какой-то обряд: вот пришел я в церковь, зашел за ширму или накрыли меня материей и я исповедался, перечислил по списку свои грехи. Может, при соответствующей пышности этого обряда, у некоторых и возникает какая-то эйфория или мистическое переживание, принимаемое потом за покаяние. Священник слушает эти исповедания и, утверждая, что имеет такую власть, прощает грехи. Но реально грехи отпускать может только Бог! И мы все это интуитивно знаем, даже не зная еще христианскую догматику. Может, многие люди не переживают состояние прощения грехов потому, что не чувствовали никогда этого реально, а потому не уверены в своем спасении вообще. Верят священнику, а после опять возвращаются к своим прежним грехам. Разве это покаяние?

Христианину нужно жить в покаянии постоянно! Сегодня каяться и исповедоваться перед Богом за день сегодняшний, завтра – за завтрашний и так каждый день. У христианина идет постоянная проверка себя, своей веры. Исповедание грехов и покаяние перед Богом должно быть тоже постоянным: и в церкви, и в малых группах, и с пресвитером наедине, и с братьями, и когда ты один. Постоянно надо находиться в покаянии. После него человек каждый раз ощущает себя новым и прощенным. Он снова радуется, снова силен, снова всех любит и счастлив. Может, я описал покаяние не очень красочно, но как описать неописуемое: прощение? Это надо испытать. Христианин должен каяться в грехах, но не «зацикливаться» на них, не рассматривать их, приговаривая: «Как я согрешил! Да меня за это убить мало! Нет мне прощения! Все, пропал». Пророк Михей писал: «Кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступления остатку наследия Твоего? Не вечно гневается Он, потому что любит миловать. Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши» (Мих. 7:18-19).

Когда Бог прощает, Он забывает все наши грехи и не вспоминает их больше. Так Он Сам сказал. «Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более» (Евр. 10:16-17). Если их Господь простил и забыл, то зачем мы должны в них ковыряться? Нужно выкинуть их в пучину и забыть. Надо жить дальше, радуясь и хваля Господа.

За грехи надо каяться, если делаешь их по немощи, невольно. Путь освящения – узкий путь и предполагает именно постоянное покаяние перед Богом. Но покаяние существует не для того, чтобы ходить все время унылым, а чтобы получить прощение, очищение и дальше уже радостно служить Господу.

Как можно вообще верить в Бога, Который не дает тебе уверенности, что Он тебя любит, прощает, что Сына Своего отдал, чтобы тебя спасти? Зачем принимать Христа, если все равно свое спасение нужно зарабатывать своими же силами? Почему ты не берешь дар вечной жизни, что предлагает Христос?

Он сильнее нас. Он совершеннее. Зачем нам самим себя искупать от грехов, если это сделал Христос уже 2000 лет назад?

Приди к Христу лично, покайся, поверь в прощение грехов. Христос никогда не обманывал. Он обещал прощать – и прощает.

Голос Истины

Добавить комментарий