БЕСЕДЫ О ХРИСТИАНСКОЙ ВЕРЕ

Игорь Смирнов

 

Часть 1

«Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно». (И.Нав. 1:8)

I.

– А вот что я хотел спросить: у нас вера православная, а ваша какая?

– Христианская.

– Погоди, а наша тогда какая?

– Вам виднее.

– Нет, мы тоже христиане. А как же иначе?

– Так вы — протестант, говорите? Это что-то из истории средних веков… Реформация, гугеноты, пуритане. Неужели вы это серьезно? Серьезно хотите внедрить в России? Сережка-пуританин и Витька-гугенот. Во даете!

– Зовите нас, как хотите… мы за названиями не гонимся.

– Почему у вас крест не такой, как у нас?

– У нас тот самый крест, который вы изображаете на себе, когда креститесь. Перекреститесь — и увидите.

– А правду ли говорят, что у вас нет в употреблении церковнославянского языка?

– Хотя этот язык почитается у вас чуть не священным, точно на нем разговаривал Сам Господь, мы не находим в Библии указаний на преимущество одного языка над другим. Да ваши наставники и сами советуют: потрудитесь научиться переводить слова церковнославянского языка на русский. Так не лучше ли сразу взять и перевести. Сделать это открыто, чем потом переводить про себя, тайно?

– Значит, как я догадался, вы — не православный? А понимаете ли, о чем это сигнализирует? Это говорит о том, что вы перестали быть русским. Поскольку все русское неразрывно связано с нашей родной Православной Церковью.

– Вам, кажется, хочется учредить несомненные качества русского человека. Определить его, голубчика, со всей отчетливостью: вот он какой, наш золотой самобытный русский человек. Ну хорошо, вы записали мое первое неотъемлемое качество: православие. Определили мне религиозные воззрения. Так определите и политические воззрения, а то куце получается. Например: каждый русский должен быть монархистом-рюриковцем. Пойдем дальше. Укажите мои культурные взгляды, бытовые привычки. Что мне есть и что пить, во что облачаться. Будем русскими по полной программе, а программа такова: настоящему русскому пристало петь частушки и припевки, он не будет слушать песни на английском языке или воспроизводить их в какой-либо форме. Поскольку это проявление низкопоклонства перед Западом. Настоящий русский ежедневно варит щи и ест их. Варить борщ и тем более употреблять его настоящему русскому оскорбительно, поскольку это проявление низкопоклонства перед Украиной.

– Русский народ — православный, и никакой другой.

– Если узник, сидя на цепи, угрызает заплесневелую корку, то вряд ли будет верным наш вывод об особом пристрастии этого человека к заплесневелым коркам. Отвяжите его на волю, там и посмотрим… может, на воле-то, он и вовсе к ним не притронется?

– Я разочаровался в вере в Бога.

– Это отчего же?

– Пришел в Церковь, а там такое творится… вот я и разочаровался.

– Так не угодно ли пойти туда, где не творится такое? Что ж сразу в Боге-то разочаровываться?

– Да все они одним миром мазаны.

– Ну не скажите. Есть и настоящие.

– Помните, охальники, только из России идет нравственная чистота, о которой неспособны даже помыслить иные племена и народы. Только у нас высочайшая нежность любви, незнаемая никем из посторонних и пришлых, только здесь можно узреть неземную красоту и гармонию жизни не по лжи. До сих пор спасается мир Россией, отдавшей себя в жертву. Россия приняла на себя грехи всего мира, его заблуждения и ошибки. Вот она, голубушка страстотерпеливая, и мается, утирая кровавые слезы… распятая и оскорбленная, но непокоренная, несет на себе смертоносное бремя жертвы и спасает человечество. Вся наша история в этом спасении человечества. И пусть иноземцы постигают нашу трагедию и содрогаются о своей собственной судьбе!

– Это вы про что?

– Чего вы тут, в самом деле? Это вам не нравится, то не нравится… все не так. Им Родина образование дала, а они теперь нос задирают! Умнее Родины хотят быть. Таким, как вы, прежде советская власть не нравилась, а теперь вот — православие.

– Зато вам, кажется, нравится и то, и другое. Что ж, это ваше право…

– Напрасно вы все это затеваете, молодые люди. Ваш протестантизм с его порядком и дисциплиной никогда у нас не приживется.

– Никому, кроме Господа Бога, неизвестно, что будет дальше с Россией. Будет то, что Он для нее приготовил. Только вот что мы замечаем к своей пользе: россияне умнеют на глазах. И, будьте уверены, они еще удивят вас своим выбором. Он, может, окажется совсем не таким, на который вы рассчитываете.

– Вы еще и дерзите. Ну, мы на вас управу быстро найдем!

II.

Вы думаете, мы стали протестантами из желания казаться оригинальными? Или из упрямства? Точно мы нарочно искали трудностей, захотев насолить себе и своим близким? Поверьте, в библейское христианство нас привело более серьезное чувство. Постойте, да неужели нам нужно вновь знакомиться?.. Будто мы не живем рядом и не вместе работаем? Так что же? кто-либо из нас показал себя легкомысленным человеком, принимающим поспешные решения? Почему же вы признаете наше серьезное отношение к работе, а в наиглавнейшем вопросе, касающимся души, видите необдуманность? Не лучше ли согласиться, что и здесь мы тоже продумали и прочувствовали. И если мы каждодневно изучаем Священное Писание, то нетрудно догадаться, что в отношении христианской веры у нас появились большие знания… в отличие от вас, еще не приступавших к изучению Слова Божиего.

Вас беспокоит то, что мы переменили свой прежний образ жизни, и теперь несколько непохожи на вас. Не принимаем участия в том, в чем охотно проводили время прежде… Возможно, вы поймете, почему это произошло, если приступите к изучению Слова… Именно в отношении к Писанию и заложено все наше сегодняшнее расхождение.

Мы не говорим, что у нас все идеально, или что мы — совершенные и безупречные люди. Но мы, по крайней мере, стремимся держаться пути, указанного в Писании. Как держатся этого пути библейские христиане всего мира. И не менее других они, заметьте, полезно действуют в местах своего проживания. А если надо, и за страну сразятся, и ничуть не хуже тех, кто безостановочно уверяет в безупречности своего патриотизма, украшенного хоругвями и образами…

III.

Кого слушать христианину? Не всякий ли скажет, что христианин должен слушать Бога? А выслушав, подчиниться тому, что Он говорит. И только потом слушать общество. Даже если это общество грамотное и башковитое. Вполне очевидно, что все наши понятия о вере, об учении христианском должны исходить из того, что нам говорит об этом Бог, то есть из того, что мы узнаем в Его Слове — Библии. Вот вы посмеиваетесь над тем, что для нас Библия стала источником христианского учения. А поразмышляйте, что же это за книга? Церковный сборник, составленный служителями Церкви для усмирения буйных? Если это так, тогда в нашей Книге могут быть неточности и ошибки, поскольку совершенных людей нет, и в таком случае библейские христиане, опирающиеся во всем на Священное Писание, находятся в трудном положении. Но если Библия — действительно Откровение Бога, данное людям, то мы на правильном пути. И если Библия сама называет себя словом Божиим, — правы будут совсем не те, кто пытается приписать себе заслуги в деле ее создания.

Вы не с нами, и потому вам неведом каждодневный труд постижения Священного Писания, счастье обретения его смысла, укрепления веры, созидания христианского характера… жаль, искренне жаль. И не странно ли, что наше разделение проходит по признаку отношения к Библии? Одни изучают Слово Божие, и готовы отдать все, только бы иметь эту возможность, другие готовы на все, лишь бы не изучать его… Многие, не только вы, называют себя христианами, и клянутся в этом, и обижаются, если их таковыми не считают. Только странные эти христиане… вот они скоропалительно отправляются за тысячу верст смотреть какого-нибудь старца, вот они заняты закупкой разной утвари сомнительного назначения, впрочем, заодно и Библию приобретут… будут выразительно читать нараспев, а то и погадают по ней!

Вы не с нами, потому что не изучаете Библию, и вы не изучаете Библию, потому что вы не с нами. И чем, если не пренебрежением Словом Божиим, объяснить ваше высокомерное отношение к тем, кто его изучает? Впрочем, не может быть, чтобы вы не задумались хотя бы раз, отчего это мы так усердно его постигаем? Неужто для одной похвальбы, лишь бы показать свой вздорный ум? А может, все-таки, — согласитесь хоть на минуту, — мы нашли в Священном Писании нечто важное? (И еще поинтересуйтесь, как мы его исследуем? Считаем буквы? скандируем строчки? заучиваем отдельные места?)… Если бы вы любили Слово Божие, вы давно бы поняли нас, перестав делить христиан на традиционных и нетрадиционных, поскольку в действительности существуют только одни христиане: библейские. И если у народа до сих пор нет традиции ежедневного изучения Библии, то не самая ли пора завести эту полезную привычку? да хоть с сегодняшнего дня и завести, а не продолжать традицию упорного пренебрежения тем, что нам говорит Бог.

Вот наш добрый Пастырь ведет Своих овец окормляться на злачные пажити Его Слова. Позволительно спросить: а куда ведут ваше гордое стадо и чем его окормляют? (За этот вопрос нас особенно не любят.) Ответим иносказательно: мы протестуем, когда овец Христовых уводят со злачных пажитей Его Слова и кормят соломой собственных измышлений… На этот счет наше суждение таково: если учение Церкви отклоняется, как говорили прежде, хотя бы на волос от Священного Писания, то оно неизбежно уводит от воли Бога. Поэтому когда вас спросят: в какую Церковь идти христианину? — ответьте так: в ту Церковь, где изучают и проповедуют Слово Божие, где все дышит им и где ему беспрекословно подчиняются.

* * *

… И, кажется, разделение наше непреодолимо, и нет никакой возможности одно совместить с другим. Да, либо ваши традиции и обряды, либо изучение Библии. Пытались некоторые из ваших горячих голов соединить несоединимое, да ничего не выходит, только народ растревожили. Люди-то кинулись: как же, Слово Божие объясняют!.. молодежь, конечно, загорелась… а опытные старцы выговаривают: зря все это затевается, разорят только основы традиционного верования. Все эти библейские штудии — штука преопаснейшая. Как только Библию начнете изучать, все посыплется. Да разве мало вам нашего келейного любомудрия? Ведь как хорошо было: угомонившийся любезный авва неторопливым чином ладно ведет прекраснодушную беседу, искажая Слово Божие, наставительно воспаряет, поучая к пользе Отечества, а вокруг него детушки сидят, внимают, затаив свое детское дыхание. Учатся, как половчее стяжать благодать.

Так и вышло. Никакого соединения в смысле жизнеспособности не получилось. Вместо румяного и пригодного к труду христианина явился немощный и нервный «гибридовец», какой-то протеславный правостант… вот и ходит в отдалении от тех и от других.

Продолжение следует

 

Евангелие

Добавить комментарий