Экономика и Библия

«…Уповайте не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам всё обильно для наслаждения» (1 Тим. 6:17).

 

Этот стих говорит о двух чудесных учениях христианской веры:

1) Бог есть Господь изобилия – Он «дает нам все обильно для наслаждения».

2) Бог заслуживает нашей любви и надежды – «уповайте не на богатство неверное, но на Бога живаго».

 

1. Господь изобилия

 

Многие христиане считают Библию книгой, в которой много рассказывается о нематериальном мире, и почти ничего о материальном. Поэтому они нередко удивляются, когда слышат словосочетания «христианская экономика».

Но спросите детей, читавших Библию, и они назовут вам слова, относящиеся к вещественному миру (а, следовательно, к экономике): дома (окна, двери), мебель (стулья, столы, светильники), водоснабжение, зерно, выпечка, молоко, мед, рыба, дичь, овощи, фрукты (виноград, оливки), орехи, одежда, украшения, духи, скот, строительные материалы, письменные принадлежности, деньги…

Люди, о которых говорится в Библии, покупали и продавали все эти предметы, и наслаждались ими, потому что Бог есть Господь изобилия. С самого начала мира – Бог мог создать 100 разных животных, но сотворил миллионы; 500 видов растений, но сотворил миллионы; мог бы сделать так, что на деревьях созревало бы лишь по одному плоду, содержащему несколько семян, но созревает гораздо больше плодов, дающих гораздо больше семян. Бог – это Господь изобилия, а не тяжелой нужды. «Плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю» (Быт. 1:22, 28), — сказал Он в Эдемском Саду. Он хотел, чтобы морские воды изобиловали жизнью, и сейчас мы можем увидеть на экранах телевизоров миллионные стаи рыб.

Но Сатана ненавидит Бога изобилия,  Бога, Который создал такое разнообразие материальных богатств. И вскоре в ранней церкви появилась ложная философия, утверждавшая, что «все материальное есть зло и корень зла. У Бога нет ничего общего с материальным миром, Он любит духовность. Если христианин хочет любить Бога, он должен быть аскетом, он не должен ублажать себя едой и напитками, развлечениями, должен отказаться от брака и истязать себя физически».

Апостол Павел говорит об этой философии в Послании Колоссянам (2:21, 23): «"не прикасайся", "не вкушай", "не дотрагивайся" … Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти».

Еще раз он обращается к этому вопросу в первом Послании к Тимофею (4:1-3): «…В последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак [и] употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением».

Эта еретическая теория давно в прошлом, но ее отголоски продолжали звучать на протяжении всей истории церкви, даже по сей день. Например, Франциск Ассизский (1181-1226) сказал, что денег должно опасаться, как самого дьявола. Однажды когда один из братьев его ордена переложил деньги с алтаря (куда они были помещены как дар) на подоконник, Франциск приказал ему взять эти деньги ртом и положить на кучу навоза во дворе. Он искренне полагал, что жил жизнью Христа, но забыл, что Христос был казначеем, имевшим при себе ящик с деньгами (Иоан. 12:6) и любил бывать на пирах (Иоан. 1:3).

Монашество, в котором люди жили в безбрачии, развивалось и в Европе, и в России. Св. Антоний из Печерской Лавре близ Киева жил в полном одиночестве, питаясь хлебом и водой, роя себе землянку руками. Иоанн Мученик похоронил себя заживо. Пимен Многоболезненный постоянно находился в состоянии болезни, до которого он доводил себя сам. Многие другие становились «мучениками Христовыми».  Сегодня католики до сих пор выступают против того, чтобы их священники жили в браке. Однако Петр, которого они считают первым папой, женился и жил в браке (Матф. 8:14; 1 Кор. 9:5).

Против этих ложных представлений, что вещественное есть зло, а участие в экономических сделках есть низшая форма христианства, мы имеем два аргумента: 1) Когда Бог создал мир, он сказал, что «Это хорошо» (Быт. 1:18, 25, 31), и 2) Иисус принял нашу плоть (Иоан. 1:14).

Гностики отрицали и это, утверждая, что тело Иисуса не было реальным, а лишь образом. Опровержение мы читаем в Первом Послании Иоанна (4:1-3): «…всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога».

И самая чудесная истина христианской веры, на которой верно делает упор Русская Православная Церковь, и о которой должна лучше помнить Западная Церковь, говорит о том, что Иисус воскрес из мертвых, имея осязаемое тело, которое питалось, которое не было призраком, которое вознеслось на небеса – материальное творение вознеслось к трону Господа! (Иоан. 20:27, Лука 24:39-43, Деяния 1:9-11).

Уильям Темпль правильно заметил, что «Христианство – самая материалистичная религия из всех великих религий» и назвал Христа «великим материалистом». Иоанн Дамасский, один из великих отцов Православной Церкви, сказал: «Плоть материальная – можно ли отвергнуть ее? Мое спасение было достигнуто материально, на дереве креста. Голгофа, гробница, камень, откатившийся в сторону – все это вещественно; чернила и страницы Библии, стол, с которого мы берем хлеб и вино – это тоже вещественно».

Для верующего Второе Пришествие Христа и Страшный Суд – еще не конец материи. Потому что Бог создаст новое небо и новую землю, где не будет греха (2 Петр. 3:13), куда Он возьмет нас вместе с нашими земными телами (1 Кор. 15:35-54) и поставит верных Ему над городами (Лук. 19:17, 19).

Так как вещественный мир хорош, так как Бог «дает нам все обильно для наслаждения», мы видим в Библии многочисленные примеры того, как великие святые занимаются производством и сбытом материальных благ.

Например, Авраам, названный «другом Божиим» (Иак. 2:23) и «отцом верующих» (Рим. 4:11), имел в подчинении 318 человек, которые заботились о его стадах, и наверняка женщины пряли шерсть, ткали холсты и делали из них палатки и одежды, которые затем продавались. Исаак, сын Авраам, «патриарх», «возвеличивался больше и больше до того, что стал весьма великим. У него были стада мелкого и стада крупного скота и множество пахотных полей» (Быт. 26: 13-14). Иосиф, один из примеров истинно верующего человека, пройдя через страдания от несправедливой ненависти, стал управляющим всего египетского посевного хозяйства (Быт. 41:41-57). Моисей, проводник Израиля через Египет, сорок лет был пастухом (Исх. 3:1). Царь Давид тоже был пастухом в юности. Иов, названный праведником, имел 7.000 овец, 3.000 верблюдов, 500 пар волов, 500 ослов и много слуг (Иов 1:1-3). Господь дал ему много благ. Он был безукоризненным капиталистом. Иисус до 30 лет был столяром. Он помогал Петру в рыбной ловле (Лук. 5:6, Иоан. 21:6), зная, что Петр ловит рыбу для продажи. Павел производил и продавал палатки, даже когда уже был миссионером (Деян. 18:3).

Из-за загрязнения и бездумного уничтожения природных ресурсов, некоторые христиане говорят о том, что нужно отказаться от всех технологий и оставить землю в ее природном состоянии. Но Бог говорит, что мы должны производить оборудование и разрабатывать новые технологии, мы читаем об этом, например, в Его обращении к людям перед тем, как они вошли в Ханаан: «Ибо Господь, Бог твой, ведет тебя в землю добрую, в землю, [где] потоки вод, источники и озера выходят из долин и гор, в землю, [где] пшеница, ячмень, виноградные лозы, смоковницы и гранатовые деревья, в землю, [где] масличные деревья и мед, в землю, в которой без скудости будешь есть хлеб твой и ни в чем не будешь иметь недостатка, в землю, в которой камни — железо, и из гор которой будешь высекать медь» (Втор. 8:7-9).

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что Библия не против предпринимательства, производства, продажи или покупки, и не против людей, благословенных богатством. Этот вывод хорошо воспринимается христианами Запада, как результат работы Джона Кальвина в период Реформации, которую Макс Вебер анализировал в книге «Протестантская этика и дух капитализма».

В России же такие положения воспринимаются с трудом. Существует шутка, которая может отражать отношение к этой проблеме: «Француз, американец и русский нашли бутылку с джинном и выпустили его оттуда. Джинн предложил каждому из них исполнить три желания.

Француз попросил замок, виноградник и любовницу. Американец – видеомагнитофон, ноутбук и пистолет. Русский же сказал: «У моего соседа есть коза, а у меня нет. Хочу, чтобы у соседа тоже не было козы»».

Необходимо бороться с чувством зависти к богатству другого человека. Библия говорит завистникам: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» (Исх. 20:17), и «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13:4-6), и «Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть» (Евр. 13:5).

Добавить комментарий