Полная вера

Дмитрий ЛЕБЕДИНСКИЙ  

 

"Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою, и имея великого Священника над домом Божиим, да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою…" (Евр. 10:19-22)

Продолжая рассуждать над этим отрывком из послания к Евреям, давайте обратим внимание на слова: "…да приступаем… с полной верою". Что значит "полная вера"? Я думаю, что если такой вопрос задать в Церкви, то в ответ немедленно прозвучит: "Большая, сильная". Долгое время я и сам так считал. И всякий раз, слыша свидетельства о каких-либо чудесах исцеления или обеспечения, думал: "Вот бы и мне иметь такую веру!" Как пастор могу предполагать с большой долей вероятности, что так думают очень многие христиане.

Однако, постепенно приобретая собственный опыт жизни по вере, я все чаще замечал, что "частота" Божьих ответов далеко не всегда прямо пропорциональна "силе" моей веры! На самом деле, часто бывало совсем наоборот: чудеса Божьей силы происходили именно тогда, когда я совершенно не был уверен в ответе. Интересно, что и Библия множество раз описывает похожие случаи. Анализируя их, я больше не думаю, что Чермное море было разделено благодаря силе веры Моисея; что победы Гедеона были связаны с величиной его веры; что стены Иерихона пали благодаря силе веры сынов Израиля; что сила веры позволила Самсону поднять на плечи городские ворота Газы вместе с косяками, когда он возвращался домой после посещения проститутки; что мощные пророчества языческого волхва Валаама о будущем Израиля и о его (и нашем!) Мессии были даны ему благодаря силе веры.

Таким образом я пришел к выводу о том, что учение о "величине веры" является достаточно опасным заблуждением. Его опасность заключается в том, что данная точка зрения приводит нас к нескольким ошибочным логическим выводам о том, что якобы в Церкви есть люди с особенно сильной верой, а значит, именно на их молитвы Бог отвечает в первую очередь. Короче говоря, срочно становимся в очередь на молитву к этим людям, мол, человеческая вера определяет меру высвобождения Божьей силы. Но как опасно преувеличивать роль человека и его способностей! Нам нельзя забывать, что Бог действует в жизнях людей, прежде всего, по Своей суверенной благодати. А она, в свою очередь (и слава Господу!), не управляется нашими желаниями и не зависит от наших достоинств. А если бы вдруг сейчас из всего, что дал нам Бог, у нас осталось только то, что мы получили прямо пропорционально своей вере? Боюсь, не оказались ли бы мы с вами наги и нищи!

Когда-то давно с похожим вопросом к Иисусу обратились ученики: "И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру. Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас" (Лук. 17:5-6). Отбросив традиционные богословские стереотипы, мы неизбежно увидим в этом примере, что Спасителя интересует не столько количество человеческой веры, сколько ее качество. Образ веры величиной с почти невидимое горчичное зерно прямо говорит нам о том, что, вообще, вера либо есть, либо ее нет! Именно "по неверию" людей, а не по нехватке их веры Господь не смог совершить чудес в своем родном Назарете.

В другом случае, одному мужчине, обратившемуся к Нему с просьбой исцелить сына, Иисус отвечал: "Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему" (Мар. 9:23).

Синодальный перевод несколько смягчает силу этого высказывания, хотя и не искажает его сути: неважно, сколько у тебя веры, но даже самая маленькая вера делает твои перспективы безграничными. В греческом же оригинале здесь вообще нет ни намека на какое бы то ни было "количество веры". Епископ Кассиан, например, предлагает следующий вариант перевода этого текста: "Иисус же сказал ему: ты сказал — "если что можешь". Всё возможно верующему". Ответ несчастного отца выражает отчаяние и внутреннюю борьбу, усилившиеся после неудачных попыток учеников исцелить его сына: "Верую, Господи! помоги моему неверию" (Мар. 9:24). Этот человек боролся с сомнением. А, по словам Апостола Иакова, "Да не думает такой (сомневающийся — Д. Л.) человек получить что-нибудь от Господа" (Иак. 1:7).

Следовательно, сомнение является не недостатком веры, а ее фактическим отсутствием (смотри пример с горчичным зерном). Поэтому отец одержимого мальчика был совершенно прав, обращаясь за помощью к Начальнику и Совершителю веры! Итак, если "сила веры" сама по себе не существенна, насколько существенно тогда качество веры?

Рассматриваемое нами место Послания к Евреям говорит о "полноте" веры. Греческое значение данного слова дает нам все основания думать именно о ее качестве. Симфония Стронга определяет его смысл как "совершенство", "уверенность" или "достоверность". Совершенная вера — не имеет изъянов. Уверенная вера — сильнее сомнений и страха. Достоверная вера — опирается на факты, а не на желания или традиции.

Всеми этими свойствами, несомненно, обладает детская вера. Если папа пообещал что-то сделать или купить, ребенку не надо думать о том, как бы ему поверить в это посильнее. Он просто верит! Мой пастор однажды рассказывал о своем сыне, который в детстве любил забираться на крышу сарая. Часто, видя проходящего рядом отца, он кричал: "Папа, лови меня!" и тут же, не задумываясь, прыгал с крыши, абсолютно не сомневаясь в том, что папа его поймает. Вот уж, воистину, совершенная вера! Она проста и полностью лишена налета мистики.

Зачастую решающим фактором для получения ответа на молитву является именно эта достоверность нашей веры, то есть наличие ее надежного основания в Слове Божьем. Как часто мы склонны выдавать свои собственные желания за волю Божью! Не зная или не понимая ее, мы неизбежно столкнемся с серьезными препятствиями своим молитвам. Поэтому не будем спешить прыгать с крыши просто так, ради экстрима и проверки бдительности нашего Небесного Отца.

Удивительно, что веры таких библейских персонажей времен Судей Израиля, как Гедеон (экспериментатор с овечьей шерстью) или Самсон (пленник необузданных похотей) или Варак (полководец, прятавшийся за женскую юбку), оказалось вполне достаточно для проявления могущественных Божьих чудес на войне. Всем известно, что эти достойные мужи занимают сейчас почетное место в "пантеоне героев веры" Послания к Евреям, 11 глава.

Но если их вера была оценена Богом столь высоко, то, думаю, друзья, что наши шансы расположиться в одном с ними ряду также весьма и весьма высоки. Так приступаем же в присутствие Божье с полной верой!

Камень Краеугольный

Добавить комментарий