Размышления о молитве и евангелизме

Сергей Сологуб

 

На одном из семинаров я попросил поднять руку тех, кто верит, что Бог привел их к Себе в ответ на молитвы других верующих. Это было удивительно, видеть, как приблизительно четверть участников подняли руки. Я предложил каждому кратко поделиться тем, как молитва, способствовала их обращению к Богу: „Я верю, что Бог привел меня к Себе благодаря молитвам моего друга…”; „…благодаря молитве пастыря”; «  … Бог услышал молитвы моей матери, которая очень долго молилась за меня”. Слушая это, я внутренне благодарил Бога, вспоминая, что обращение моей семьи – моего отца, моей матери и меня были не чем иным, как ответом на молитвы моей бабушки, которая с великим постоянством, три раза в день преклоняла колени и совершала свой невидимый молитвенный труд. Мы не говорим, что без наших молитв, Бог как бы холоден к тем, за кого никто не молится, — вовсе нет! Перед нами факт воздействия молитвы на посевы благовестия. Вот еще один пример. В церкви, которую посещает один из моих друзей, на рождественской евангелизации к Богу обратилось четырнадцать человек. Как выяснилось из его рассказа, это был реальный Божий ответ на ночную цепочную молитву, которую церковь провела за день до празднования Рождества’2006.

Молитва и плоды благовестия – неразрывно связаны между собой, именно поэтому многие проповедники так много внимания уделяют формированию мощного молитвенного тыла. Из уст одного пастыря я слышал о том, что во время крупных евангелизационных кампаний, проводимых ассоциацией Билли Грэмма, за несколько месяцев до евангелизации сотни церквей подключаются к молитве. Более того – создается особая молитвенная группа, которая молится за проповедника на протяжении всей проповеди находясь… прямо под сценой.

Мы часто молилмся о том, чтобы Святой Дух утвердил в сердце каждого истину: «Молитва – неотъемлемая часть благовестия», но мы никогда не сможем сказать, что молитва может заменить благовестие. Если бы это было так, то Христос, призывая учеников, сказал бы им «склонитесь и молитесь», а не «..идите и научите..»! (Мф 28:19) Молитва сама по себе никогда не заменит евангелизм, точно так же евангелизм и сам по себе не эффективен без молитвы (это прямо как с парой обуви – левая часть не имеет ценности без правой). Именно поэтому в Библии мы находим призывы и молитве и к благовестию: «а мы постоянно пребудем в молитве и служении Слова» (Деян. 6:4).

Мы постараемся узнать, что Библия говорит о ходатайственной молитве за евангелизацию, а также приведем несколько примеров и практических идей на эту тему. Все это мы подготовили с единым желанием в сердце – воодушевить церковь делать то, к чему она призвана —  благовествовать, и в ответ на молитвы сотен людей увидеть тысячи молодых людей, обращающихся от власти тьмы к Богу. Мне кажется, что если в этот момент мы посмотрим в Божьи глаза, то увидим в Них слезы радости… «…сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться». ( Лук.15:24)

Надежная опора

Молитве действительно подвластно очень многое, и мы ясно можем увидеть это из следующего стиха:  "Впрочем, молитесь о нас, братья, чтобы слово Господне быстро распространялось и прославлялось, … и чтобы мы были избавлены от нехороших и злых людей" (2Фес. 3:1,2).

Для нас не является новым или спорным тот факт, что Господь хочет, чтобы Слово Его беспрепятственно распространялось и прославлялось; напротив — он для нас очевиден. Почему же тогда бесспорная и непререкаемая воля Господа нуждается в молитвенной поддержке? Апостол знал, насколько легко человеческая сущность поддается на провокации плоти и дает место дьяволу, препятствуя тем самым Божьей работе, поэтому и просил Фессалоникийскую церковь о молитвенной поддержке. "…молясь также и о нас, чтобы Бог открыл нам дверь для слова, возвестить тайну Христову, за которую я и в узах" (Кол. 4:3).Среди множества нужд и беспокойств, в этот момент Павла больше всего занимают мысли о том, что может помешать его собственной миссии — возвестить великую Тайну. "Ибо я знаю, что это мне послужит ко спасению по вашей молитве и содействием Духа Иисуса Христа" (Флп. 1:19). Подразумевает ли здесь Павел под словом "спасение" свое освобождение из тюрьмы, или нечто более глубокое — спасение со славой вечной (2Тим. 2:10), так или иначе, для нас в данный момент это не самое главное. Основное, на что мы должны обратить здесь внимание, — это очевидность того, что страдания, перенесенные Павлом в римской тюрьме, принесли обильный плод Богу и послужили распространению истины. Есть и еще одна очень важная для нас деталь, — мы видим, что молитвы филиппийских святых в значительной мере этому содействовали. Неизвестно, как сложились бы обстоятельства, если бы святые церкви в Филиппах не вспоминали постоянно апостола в своих молитвах; не будем строить пустых измышлений на эту тему. Однако вполне очевидно, что Павел рассматривает филиппийских святых как опору, как внешнее подкрепление, посланное ему Богом в его нелегком служении. "А одновременно приготовь для меня и помещение: ибо я надеюсь, что я, по молитвам вашим, буду дарован вам" (Флм. 22). Вполне очевидно, что апостол здесь предполагает возможность своего освобождения из тюрьмы, а также то, что он сможет посетить Филимона. Однако также очевидно, что все это неосуществимо без молитвенных ходатайств Филимона. Если молитва никак не влияет на ход нашей жизни, почему же тогда Павел говорит: "Я надеюсь, что я, по (dia) молитвам вашим, буду дарован вам" (т стих 22)? "Но прошу вас, братья, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа, подвизаться (sunagonizomai — подвизаться вместе) со мной в молитвах за меня к Богу; чтобы быть мне избавленным от непокорных в Иудеи, и чтобы Иерусалимское служение мое было хорошо принято святыми, чтобы, придя к вам в радости, по воле Божьей, успокоиться с вами" (Рим. 15:30-32).Здесь Павел просит молиться о четырех очень важных вещах, касающихся его жизни и служения. При этом он говорит о том, что на все это есть Божья воля. Если бы осуществление этой воли происходило автоматически, независимо ни от чего, то Павел не нуждался бы в той молитвенной поддержке, о которой он просит святых в Риме. Однако очевидно, что апостол здесь не пренебрегает значительностью молитвы. Из этих строк послания к Римлянам мы можем увидеть убежденность апостола в том, что ходатайства церкви в Риме могут реально помочь осуществлению его желаний.

Мы верим, что внимательное рассмотрение этих мест запечатлит в сознании как читателя, так и автора этих строк, всю неоспоримую важность каждодневной молитвенной жизни; поможет понять, насколько значительное реальное, практическое воздействие имеет молитва не только в нашем личном христианском хождении и служении, но также в служении и хождении других верующих.

Источник: Молитва, Ч. Уэлш, Центр исследования Библии

Разочарованная церковь

Однажды мне позвонил один молодежных лидеров церкви, в которой несколько дней назад закончилась большая евангелизационная программа. Из разговора я узнал о том, что часть его церкви была… разочарована результатами евангелизации. По словам тех людей, все приложено столько усилий, а к Богу обратились всего лишь несколько человек. Все ожидали сотни… а покаялись единицы. Глубина их разочарования измерялась разницей между ожидаемым количеством и количеством тех, кто обратился. С огромной печалью я слушал эту грустную исповедь служителя. После этого разговора, я глубоко задумался над тем, что в этой ситуации было не так. Церковь нельзя было обвинить в «безмолитвенности», т.к. по словам служителя, за несколько месяцев до евангелизации были организованы молитвенные группы и собрания, на которых совершались молитвы за обращение неверующих людей. Почему же люди были так разочарованы тем,  что якобы в ответ на все титанические усилия, Бог послал такой скудный плод? Разочарование после… нескольких месяцев молитвы. Неужели Бог именно так придумал благовестие? Неужели Он нарушил Свои обещания и перестал отвечать на прошения Своей Невесты, или Его Слово уже потеряло силу? Несомненно, что это не так. Мне кажется, что корень проблемы заключался в том, что верующие люди не были научены тому, как молиться за неверующих, а также понятии не имели о ценности одной человеческой  души в глазах Бога.

Предлагаю вам вместе исследовать Божий задум касательно молитвы за благовестие, чтобы найти ответ на вопрос: «Как научить церковь молиться так, чтобы она не была разочарована результатами?» Заглянув в симфонию, мы можем без труда найти тексты Писания, говорящие о благовестии. Выписав их на отдельный листок, а затем, изучив каждый из них, выберем те, которые содержат в себе темы для молитвы. Именно это я и сделал, после звонка из «разочарованной церкви», и вот перед вами результаты этого исследования. Говоря о благовестии, Божье Слово призывает нас молиться за следующие аспекты.

За евангелиста:

За его смелость (дерзновение) в проповеди евангелия – Еф. 6:19, 1Фес. 2:2

За то, чтобы он проповедовал не людей, а «Христа Иисуса Господа» — 2 Кор. 4:5

За то, чтобы он проповедовал «угождая не человекам, но Богу» — 1 Фес. 2:4

За проповедь:

За то, чтобы проповедуемое Слово не было «человеческим» — Гал. 1:11

За то, чтобы проповедуемое Слово не было «в слове только, но в силе и во святом Духе и со многим удостоверением» — 1 Фес. 1:5

За то, чтобы проповедуемое Слово не было искажено и открывало истину – 2 Кор.4:2, Кол. 1:5

За то, чтобы проповедь являла «благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» — 1Иоан.1:5

За то, чтобы «через освящение Духа и веру истине» проповедь стала призывом для избранных Богом ко спасению – 2 Фес. 2:14

За то, чтобы проповедь представляла, прежде всего, Спасителя  Иисуса Христа «разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление» — 2 Тим.1:10

За неверующих:

За то, чтобы Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил их сердца, дабы просветить их познанием славы Божьей в лице Иисуса Христа. – 2 Кор.4:6

За то, чтобы Бог просветил ослепленные богом века сего умы и для них «воссиял свет благовествования о славе Христа» — 2Кор.4:4

За уверовавших:

За то, чтобы проповедуемое Слово пребывало в них, приносило плод и возрастало с того дня, как они «…услышали и познали благодать Божию в истине» — Кол.1:6

За то, чтобы они пребыли «тверды и непоколебимы в вере» и не отпали от надежды благовествования – Кол 1:23

За другие аспекты евангелизации:

За то, чтобы Бог «отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову» — Кол 4:3

За верующих, за их «участие в благовествовании от первого дня даже доныне» — Фил.1:5

За вовлечение остальных верующих, приобщение их к евангелизации – Кол. 4:3

За защиту и избавление от «от беспорядочных и лукавых людей» — 2Фес 3:2

Чтобы вся слава была приписываема Богу, а не людям – 2Кор 4:7

Для меня самого, это небольшое исследование не прошло без пользы, и эти направления к молитве стали незаменимым, основанным на Божьем Слове инструментом в мобилизации церквей к молитве за предстоящие евангелизации. В ходе изучения, я к своему удивлению не обнаружил призыва молиться так, как раньше за неверующих молился я: «Господи, спаси моих ближних…». Это озадачило меня. Почему мы не находим прямого призыва молиться о том, чтобы Всемогущий Бог, желающий чтобы все спаслись (1 Тим 2:4), взял и спас людей? Мне кажется, что все дело заключается в свободном выборе человека. Обращаясь к Богу «Господи спаси Николая», мы как бы говорим «Господи, не смотря на подаренный ему Тобой свободный выбор, не принимай во внимание его мнение, проигнорируй его и спаси». В один момент, я вдруг ясно осознал, что Бог призывает и благословляет меня молиться в большей степени о самом евангелисте, его проповеди, о верующих и их участии в благовестии, и, тем не менее, оставляет право выбора за самим неверующим человеком, призывая меня молиться о просвещении его ума через проповедь Божьего Слова о Христе. Даже после размышления над этой темой, я еще больше удивляюсь милосердию Бога, продолжающего отвечать на наши молитвы, даже если они подобны той, которая записана в Псалме 27:9 — «Спаси народ Твой и благослови наследие Твое…».

Успех благовествования

Во время изучения Бог показал мне еще одну важную истину, которой я бы хотел с вами поделиться. Один текст очень заинтересовал меня, согласно которому успех евангелизации не измеряется… количеством покаявшихся — тем, чем зачастую измеряем его мы!  В Филиппийцам 1: 12-14 мы читаем: «Желаю, братия, чтобы вы знали, что обстоятельства мои послужили к большему успеху благовествования,  так что узы мои о Христе сделались известными всей претории и всем прочим, и большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедовать Слово Божие». Заметьте, что Павел называет «успехом благовествования» не количество уверовавших (!), а то, что еще большее количество людей в претории и за ее пределами имели возможность услышать евангелие, а также то, что еще большее количество христиан стали проповедовать Слово Божие. Насколько моя церковь успешна в благовествования? Есть над чем подумать…

Подводя итоги

Вернемся к началу нашей беседы, что же мы ответим «разочарованной церкви»? Прежде всего, изучить Писание и молиться о том, что Бог уже благословляет (приведенный выше список тем для молитвы за благовестие может послужить хорошим начальным руководством). Во вторых, постараться понять, что свобода выбора остается за человеком, и не стоит обижаться ни на организаторов, ни на Бога, даже если люди отказались от предложения изменить свою вечность, и не признали Иисуса своим Спасителем. И, в-третьих, осознать ценность одной души в глазах Божьих, Который «радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся» (см. Мф. 18:13). Да убережет Бог и сохранит этих новорожденных духовных младенцев, чтобы они никогда не почувствовали себя нежеланными в церковной семье. Говоря о ценности души в Божьих глазах, мы публикуем историю про Альберта, которая, на наш взгляд, также поможет воодушевить людей к личному евангелизму.

 

Молодежь для Христа:

Добавить комментарий