В ЦЕЙТНОТЕ «ХАМСКОЙ ДУХОВНОСТИ»

Михаил Ситников

Еще восемнадцать лет назад, в 1989 году, загадочная Кира Муратова сняла свой "Астенический синдром". "Диагноз современному обществу легче всего поставить на любом из московских пляжей — алкоголизм и разгильдяйство", – заявляет в последнем выпуске редакция еженедельника "Версия". Философ Лев Штуден называет виновником наших "болезней" обыденное сознание, сформированное тотальным воздействием коммерческой культуры.

"Вектор развития современного общества направлен в сторону дна Мёртвого моря", – определил на саммите руководителей регионов Центрального федерального округа в 2005 году Липецкий благочинный о. Александр. "Очевидным диагнозом интеллектуально-нравственного нездоровья современного общества стало его стремление уделять особое значение так называемому "имиджу" человека, то есть тому, каким он представляется в среде окружающих его людей", – сообщил на прошлогодних Международных рождественских образовательных чтениях митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев) и так далее, и так далее…

И никак не отвяжешься от мысли, что даже не склонные к болезненной апокалиптичности мышления, самые разные по уровню своей организации люди достаточно давно и отчетливо чувствуют, что с нами творится нечто очень нежелательное. Те, кто может судить в более широком, нежели российский, масштабе, отмечают это "нечто" в других странах и обществах. А более компетентные в жизненных реалиях нашего отечества не выходят в своих суждениях за пределы России и россиян. Известная человеческая склонность искать какой-то один единственный источник всех бед в критические моменты истории всегда приобретала форму гротеска – вспомним борьбу хунвейбинов с воробьями-вредителями или гораздо более страшную братоубийственную "экспроприацию экспроприаторов" в России.

В данном случае речь идет, конечно, еще не об уничтожении корня всех зол, а всего лишь об определении, в чем он заключается. Однако и здесь стремление взять, да и определить что-то одно, по чему потом рубануть раз, чтобы решить махом все проблемы, остается неизменным. Но так ли уж единственна причина наших многочисленных проблем? Да и есть ли вообще что-то такое, что могло бы быть единственным источником зла в принципе?

Любой верующий скажет, что есть такой источник, имя которому – сатана, и он будет прав. Но это идеальное зло проникает в наш мир и прорастает в нем не само по себе, а в результате прямого участия в нем и произволения человека. В разные времена это участие проявляется по-разному, становясь в каждом случае окончательно осознанным лишь тогда, когда зло уже вполне свершилось. Ведь разрушающие "старый мир" и громящие Церковь православные россияне начала ХХ века в своих сердцах совсем не хотели сотворить того страшного исторического преступления, после которого в мир вошел большевизм, породив фашизм и прочие кошмары. Только теперь, спустя десятилетия, стало окончательно понятно, что этот "ящик Пандоры" не захлопнуть, что подобные воплощения мечты о светлом будущем мало чем отличаются, по сути, от опустошавших когда-то окультуренные регионы набегов диких орд. И все-таки, что же угрожает нам теперь? Ведь мир стал настолько прозрачным, что, казалось бы, не должно быть ни единого злого умысла, который не просчитали заранее и не упредили в его губительном свершении.

Однако, как ни старается человечество не наступать на старые грабли, ничего путного из того пока не выходит. Лишь неуклонно повышается уровень риска в плане последствий от наших новых "свершений". А теперь, похоже, и вовсе переступается грань рационального мировосприятия, где царили привычные причинно-следственные связи, которые подчинялись понятной всем логической зависимости "что посеешь, то и пожнешь". Да и "сеятели благого" становятся все больше и больше не в моде. А Россия, в соответствии с однажды выбранным курсом, всеми силами старается и здесь быть "впереди планеты всей".

Трудно представить, чтобы в какой-то иной стране, население которой пусть и не мнит себя исключительно православным, но отличает дар Божий от яичницы, на религиозно-коммерческом сайте могла быть вывешена реклама следующего содержания: "В нашем салоне-магазине Вы найдете древние (не моложе 100 лет), намоленные православными людьми иконы любого сюжета, размера и художественной ценности. Вы получите глубокое удовлетворение от посещения нашего салона". Вероятно, даже человека с глубоко секулярным сознанием не может не покоробить в данном случае на удивление откровенный цинизм подчеркнуто "ортодоксальных" торговцев святынями, хотя сами они этого, думается, уже не способны ощутить. И совсем неважно, какие это святыни – иконы, мощи, чьи-то семейные архивы или просто личные вещи со следами на них честно прожитых людских жизней. Потому что основной признак этого цинизма можно определить как окультуренное, вознесенное в ранг своего рода ценности тотальное святотатство. Правда, нам гораздо привычней несколько иное и более широкое наименование такого святотатства, известное, под названием хамства. Ведь времена "грядущего хама" незаметно, но окончательно уже миновали и, прибыв к месту назначения, он практически полностью заполнил матрицу отечественного общественного менталитета.

Поэтому все упомянутые в первых же строках эксперты-диагносты состояния современного общества, конечно же, правы. Но правы лишь отчасти: каждый из них в меру собственных представлений говорит о наиболее беспокоящих лично его симптомах, подразумевая особую важность прижигания именно этого "прыщика" на общественном теле с тлеющей глубоко в нем заразой. И это – примеры максимума зрячести, на которую способны в России лишь единицы.

Нет, мы карабкаемся, мы изо всех сил пытаемся каждый в меру своих возможностей и представлений хоть как-то сопротивляться надвигающейся угрозе, которую не способны распознать "в лицо". Не понимая, но чуя эту угрозу, разумеется, невозможно не искать опоры. Вот и ищем – одни в словесах улыбающегося "гаранта Конституции" или в сонном развороте "главной Церкви" к традициям государственно-чекистского "православия", в эпоху которого было гораздо спокойней. Другие – в идее российского национал-мессианского империализма или в самозабвенном уходе от реальности в "пустыню" того или иного – вредного или безвредного – религиозного изоляционизма. Кто-то существует исключительно в границах интересов своего бизнеса или своей науки, кто-то купается в разврате, который так многогранен, что в противовес недавними о нем представлениями, давно уже стал едва ли не легитимным жизненным эталоном для всех наших 140 миллионов.

Редкие светлые старики говорят на это: "Все потому, что Бога забыли…". И они тоже правы, потому что Бог благополучно забыт в сердцах людей, каким бы именем они Его не называли, да и в душах тех, кто не называл Его никак – тоже забыт. Но что значат эти правдивые слова на фоне, например, такого аргумента, который довелось однажды слышать от одного из высоко котирующихся сегодня лидеров патриотов на вопрос:

– Вы же понимаете, что творите преступление. Но, что будет с вами, если вы не придете к власти, а вовсе наоборот?…"

Так вы же не станете нас сажать и расстреливать, — рассмеялся этот красивый молодой человек. И он тоже был в, определенном смысле, прав…

Признаки глубочайшего духовного расстройства нашего общества можно обнаружить сегодня везде и во всем. Произошло что-то похожее на автоматический кувырок самопереворачивающихся часов, когда струйка песочного времени начинает течь из того сосуда, что миг назад было переполнен и находился внизу.

Разве не видим мы сегодня, как гарантией лидерства – политического, общественного и духовного – становятся исключительно продажность, лживость и цинизм? Как успех карьеры педагога, чиновника, врача или священника ставится в прямую зависимость от его способности идти на сделки с совестью, а еще лучше исключить эту нравственную категорию из обихода вообще? Жизнерадостная ложь по телевидению и сосредоточенное внедрение губительного для правды законодательства, "сусанинский синдром" духовных вождей, манипулирующих именем Божьим, и ориентированность всех видов массовой культуры на уровень дебила, нацистский или просто хамски идиотический смех в лицо – все это принимается теперь за признаки "возрождающейся российской духовности".

И все же, пусть часто и в разные стороны, — прекращать карабкаться нельзя.


Credo.ru:

Добавить комментарий