Миссионер, принесший благословение в Россию

В.И. Гутше. Христовы миссионеры

 

В истории религии России незаслуженно забыта роль немецкого миссионера, графа Николая Цинцендорфа (1700-60). Вместе с тем его служение оказало влияние на развитие евангельского движения многих стран Европы (особенно Англия и Германия) и Америки. Спустя много лет после его смерти причастной к его миссионерскому подвигу явилась и Россия.

 Его обращение связано со студенческой поездкой в Дюссельдорф, где он увидел картину распятия Христа и прочитал на ней: "Это Я сделал для тебя. Что ты сделал для Меня?"
Сначала он поступил в Саксонии на государственную службу, но затем создал для моравских братьев в своём имении Херрнхут (Господня зашита) общину верующих, и моравским епископом был посвящён в епископы этой церкви. Позже он стал евангельским богословом, поэтом и неутомимым тружеником, человеком, спасённым Христом. Изгнанный официальной лютеранской церковью из Саксонии, он создавал в других местах Германии подобные же братские общины, догматически остававшихся на базе аугсбургского исповедания.

В Англии его учение стало толчком к обращению отцов методизма, братьев Уэсли. Но для нас самое главное то, что рассеянные по Германии братские кружки, с которыми познакомился во время наполеоновских войн император Александр I, так на него повлияли, что он стал другом этого евангельского течения, поощряя возникновение подобных кружков в России среди существующих христианских вероисповеданий.
Он допустил в С. Петербург двух известных католических деятелей, Игнатия Лидль и Иоганна Госснера, а также миссионеров Базельской Миссии евангелическо-реформатского исповедания в Швейцарии для труда среди неправославного населения Российской империи. Этими миссионерами руководил польский граф Фелициан Заремба. От деятельности этих миссионеров, особенно Иоганна Вонекемпера и его сына Карла, а также Эдуарда Вюста возникли библейских кружков среди лютеран и меннонитов, а затем — и евангельские общины. По их примеру стали собираться и православные украинцы, (движение "штундизма"). Постепенно на юге страны это привело к формированию российского баптизма, а в С. Петербурге — к движению евангельских христиан (пашковцев), но это уже при Александре II.

Свободолюбивая деятельность Александра I вскоре заменилась реакцией со стороны православной церкви и совсем кончилась при Николае I. Ещё Александр I должен был выслать заграницу Линдля и Госснера, потому что на их собрания приходили и православные, включая и министра просвещения князя А. Н. Голицына.
Конец деятельности Базельской Миссии был положен рескриптом Николая I, который приводим здесь лишь для того, чтобы показать всю разницу между миссией казенной религии и истинным христианским трудом серьёзных миссионеров: "Базельская Миссия в продолжение 13 лет только 9 магометан привела в христианство, тогда как духовенство православной церкви в течение 17 лет не менее 70000 магометан крестило и присоединило к церкви"…

Александр I для поддержания христианской просветительной деятельности основал сначала Санкт Петербургское Библейское Общество для инославных, которое в 1814 году было переименовано в Российское Библейское Общество.
Здесь Россия последовала примеру евангельского пробуждения в Западной Европе: Британское Заграничное Библейское Общество было создано в 1804;  Голландское Библейское Общество — в 1814 году, Российское Библейское Общество — в 1814 г.
Для русских первая Библия на церковно-славянском языке была напечатана Иваном Федоровым в 1581 г. в городе Остроге на Волыни, вдали от Москвы. Первые книги, которые печатались Российским Библейским Обществом, были тоже на церковно-славянском языке. В 1821 г. был впервые напечатан Новый Завет на русском языке. Лишь после многих десятилетий трудов и стараний, в 1876 году,  был подготовлен выпуск всей Библии на русском языке и осуществилась мечта Александра I о том, чтобы в каждой русской семье смогла появиться Библия на родном языке. Но только спустя еще более века эта возможность стала реальностью.
Только с тех пор могло начаться повсеместное изучение Писания, чтобы спасти себя и слушающих, и исполнить слова Христовы: ‘Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную. Прочитайте евангелие от Иоанна 5:39-44 и 6:65-69. Сегодня осталось малое стадо. Но не массы решают вопросы вечности, а малое стадо, которому дано было изменить ход истории человечества.
"Не бойся, малое стадо, ибо Отец благоволил дать вам Царство". Луки 12:32.

 

Библиотека Гумер

Добавить комментарий