ПОЧЕМУ ПАЛ КОНСТАНТИНОПОЛЬ?

Павел ГАРАДЖА

«АНГЕЛУ ЕФЕССКОЙ ЦЕРКВИ НАПИШИ…» (Откр. 2:1)

Все интересы наших в Стамбуле – от моста через бухту Золотой Рог по «торной тропе» челночников… и вот он – знаменитый стамбульский базар. Но если пробраться по крикливым рядам, пройти пологим подъемом базар насквозь, то попадешь в другой Стамбул – клерков, студентов, туристов, интересующихся не дешевыми товарами, а непреходящими ценностями, благочестивых мусульманок в типичных длиннополых одеяниях, с покрытой головой, которые степенно шествуют в сопровождении мужчин…

Здесь десять лет назад новообращенным верующим в сильном смущении стоял я напротив бывшего храма Святой Софии, превращенного после взятия Константинополя турками в мечеть Айя-София, которая лишь в ХХ веке стала музеем и открылась для свободного посещения. Сколько раз был в Стамбуле, но раньше мне дела не было до всего этого «религиозного фанатизма».

Теперь же стоял возле Софии, ощущая дыхание истории, не в силах понять, почему Бог допустил это: чтобы святыня христианского мира была отдана на поругание иноверцам, чтобы в храме, где прославлялось великое имя Господа, Спасителя Иисуса Христа, ныне звучали славословия совсем другому имени, и люди, грешники, нуждающиеся в спасении, молились бы не Ему…

Поиск причины вёл в глубь веков; ведь ещё гораздо раньше, чем пал оплот восточного христианства, Константинополь, под ударами мусульман прекратили существование три христианских патриархата. Из пяти, существовавших в древности. И мы не найдем верного ответа на всё то же «почему?», если не обратимся к Книге книг.

Знаменитое послание семи церквам, запечатленное во второй и третьей главах Откровения Иоанна Богослова, начинается так: «Ангелу Ефесской церкви напиши…» Сам Господь послал предупреждение церкви в Эфесе, дав откровение евангелисту Иоанну. Предупреждение последнее, но, оказывается, не первое. И в этой связи история Ефесской церкви, как она отражена в Писании, говорит нам очень много.

ЦЕРКОВЬ В ЭФЕСЕ. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПЕРВОЕ
Древний Ефес был большим портовым городом Малой Азии (нынешняя Турция). В нём находился знаменитый храм Артемиды – одно из семи чудес света древнего мира. Девятнадцатая глава Деяний святых апостолов целиком посвящена визиту апостола Павла в этот город, где он три года проповедовал и учил. Здесь произошли немаловажные события: на местных верующих сошел Дух Святой; руками апостола Павла Бог творил чудеса, и уже одно то, что на больных возлагали платки и опоясания с его тела, исцеляло их. Здесь были избиты злым духом сыновья первосвященника Скевы, пытавшиеся использовать имя Господа в своих заклинаниях; видя силу Божию, покаялись чародеи, которые сожги свои книги; произошел мятеж ремесленников, зарабатывавших на изготовлении серебряных макетов храма Артемиды. Помните в Деяниях, как толпа, собравшаяся на площади, несколько часов кричала: «Велика Артемида Ефесская!»? То есть Ефес Писания весьма значим для нас, библейских верующих; Господь созидал в нём одну из первых церквей и являл Свою удивительную силу. Не случайно об этом городе пишут три новозаветных автора: евангелист Лука (Деяния), апостол Павел (Послание ефессянам) и апостол Иоанн (Откровение).

В Послании апостол Павел, обращаясь к верующим Ефеса, говорит: «Посему и я, услышав о вашей вере во Христа Иисуса и о любви ко всем святым, непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих, чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его, и просветил очи сердца вашего…» (Ефес. 1:15-18). Уже здесь, в словах похвалы и одобрения слышится едва различимая тревога. Павел выражает удовлетворение состоянием церкви, благодарит за неё Господа, но в то же время беспокоится о том, чтобы познание Бога в ней углублялось и Он просветил сердца верующих.

Тревога, внушенная Богом, не оставляла Павла, а нарастала, и, отправляясь в Иерусалим, он, хотя и решил миновать Ефес, но счёл своим долгом перед Господом встретиться с пресвитерами этого города. Не столько для того, чтобы проститься, ибо ему было открыто, что они больше не увидятся, сколько, чтобы предупредить их о грозящей церкви опасности. И когда они пришли, он сказал им слова, которые часто приводятся в проповедях: «Ибо я знаю, что, по отшествии моём, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Посему бодрствуйте…» (Деян. 20:29-31).

ЛЖЕПРОРОКИ И ЛЖЕУЧИТЕЛЯ. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПЕРВОЕ
Павел предупреждал, что лютые волки, не щадящие стада, войдут не только извне. Найдутся и из числа членов церкви те, которые будут извращать истину и пытаться увлечь за собой других. Это так напоминает происходящее подчас в той или иной нашей общине. Неожиданно для церкви кто-то из братьев начинает развивать какие-то чуждые, «не те» идеи, замыкаться в себе или в образовавшемся вокруг него кружке верующих, терять открытость в общении. Он прислушивается уже не к тому голосу, что звучит в его церкви, но к другому. Он сам начинает ретранслировать услышанное, нести поврежденную истину другим.

Такое же предупреждение, ту же мысль, ибо одним Духом водимы слуги Христовы, мы находим у апостола Петра в его Втором послании: «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель» (2:1). Александр Капустин в статье «Портрет лжеучителей» справедливо замечает, что лжеучителя не появятся в наших церквах с плакатом на груди или, добавлю, бейджиком на пиджаке, объявляющем: «Джеймс Иванов, лжеучитель». Они возникнут в самом народе, тихо и неприметно, но неизбежно. Апостол Пётр не предполагает: может, будут, а может, и нет, но утверждает. Как были в самом народе лжепророки, так в нём же появятся, обязательно, и лжеучителя.

Стоит вспомнить, сколько было в народе, исповедовавшем живого единого Бога, лжепророков, чтобы оценить размеры угрозы. Одному только Илии противостояли 400 лжепророков вааловых и ещё 450 дубравных; подобное было и с Михеем, Иеремией. На каждого говорящего Истину приходятся десятки и сотни проповедующих ложь, и так во все времена. Эта же закономерность обнаруживается и в новозаветной церкви Христа, особенно ныне, когда, по выражению одного служителя, мы живём в «самое последнее время». «…И многие лжепророки восстанут, и прельстят многих…»; «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Матф. 24:11, 24). Лжехристы и лжепророки, они же – лжеучителя. Они уже восстали.

Потому, говорит апостол Пётр далее, «вы, возлюбленные, будучи предварены о сём, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения…» (2 Петр. 3:17). А апостол Павел в Послании верующим города Колоссы даёт поистине золотое наставление: «Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нём, будучи укоренены и утверждены в Нём и укреплены в вере, как вы научены, преуспевая в ней с благодарением» (Кол. 2:6).

Речь идёт о важнейшем моменте жизни верующего человека. Его поиски Бога «по горизонтали», когда он посещает богослужения в разных церквах, слушает многие голоса, уместны лишь до определенного момента. Когда под воздействием слова Истины, которое проповедуется в церкви, он получил от Господа побуждение к покаянию, совершил его, а затем удостоверился, что стал Божьим чадом (Дух Святой свидетельствует ему об этом, как написано) и вступил в завет с Господом, крестившись, дав Ему обет доброй совести, эти поиски должны принять совсем другое направление – по вертикали, вглубь. Верующий теперь идет путем освящения, сближения со Своим Спасителем, служения Ему. «Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нём…»

Если Слово Божие произвело своё действие и человек получил рождение свыше, если у него началась новая жизнь, может ли он после этого сомневаться, что попал не туда, молиться и просить Господа: «Покажи мне истинную церковь», – как это случилось с дорогим мне братом. Выходит, раньше Дух Божий, от которого он получил в этой церкви рождение для вечной жизни, ошибался? Сам Бог! После такой молитвы, замешанной на гордыне и уничижении Духа Божия, ответ, который получит верующий, а ведь он непременно получит ответ (только вот от кого?), уведет его с пути Истины.

Чего нам не хватает в наших церквах? Театра? Танцев? Неужели в борьбе за ничтожное – мнимую свободу – мы можем пойти так далеко, чтобы пожертвовать единством церкви, не убоявшись предупреждения Бога о производящих разделения и соблазны (Римл. 16:17). Да, бывают скучные проповедники, но мы не развлекаться идём в дом Божий. Чего нам часто действительно не хватает (и прежде всего я отношу это к себе), так это жертвенного служения Богу и ближним, когда бездеятельное сидение в церкви может подвигнуть нас на ненужные и даже опасные поиски. Впрочем, это тема для другого разговора.

СДВИНУТЫЙ СВЕТИЛЬНИК. ПОСЛЕДНЕЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
И вот заключительный акт драмы. История Ефесской церкви близится к концу. «Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей, ходящий посреди семи золотых светильников: знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных… ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал. Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Итак, вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься» (Откр. 2:1-5).

Как много хорошего нашёл Господь в Ефесской церкви: труд, дела, терпение, неприятие развратных… Церковь много трудилась ради Господа и не изнемогала – не жаловалась, не роптала от усталости. На этом фоне незначительным и вполне безобидным кажется единственный упрек, который высказал в адрес ефессян Господь: «Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою». Именно такое складывается впечатление, когда читаешь Откровение, что ничего страшного, что это поправимо.

Только возникает вопрос: а что, у верующего может быть вторая любовь, если первую он оставил? Это в мире сём и вторая, и третья могут быть, и еще неизвестно сколько. Ведь и понимается там любовь в довольно приземленном смысле слова. А у верующего она одна на всю жизнь, ибо это Сам Господь, Который есть любовь. Оставление первой любви – это трагедия. Тут никакая деловая активность не поможет, не закроет зияющей пустоты в сердце.

Это произошло: лютые волки в овечьей шкуре вошли в церковь, лжеучителя выхолостили здравое учение в угоду плоти, благовестие поблекло, потеряло силу, и церковь оставила первую любовь свою. То, за что апостол Павел благодарил Бога: «Посему и я, услышав о вашей… любви ко всем святым, непрестанно благодарю за вас Бога…» (Ефес. 1:15-16) – исчезло, как дым. Случилось самое страшное, после чего церковь оказалась уже неспособной услышать призыв Господа к покаянию: «Итак, вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься». Не покаялась; скорее всего, верующие были уверены в своём духовном благополучии.

И светильник Ефесской церкви был сдвинут. Господь не бросает слов на ветер. Ислам вытеснил христианство со всей территории Малой Азии и Северной Африки. Оно удержалось только в Европе. Последним в этой цепочке пал Константинополь, ставший Стамбулом, а гордость христианского Востока, величественный храм Святой Софии превратился в мечеть, к ней лишь пристроили нужное количество минаретов. И сколько бы ни говорили историки о геополитических, социально-экономических и прочих причинах случившегося, истинные причины объясняет Библия, они описаны в последней её книге, Откровении: это духовный упадок церквей.

В одной из своих проповедей президент украинского евангельско-баптистского братства Г.И.Комендант подчеркнул, что только в одном из семи городов, к которым было адресовано послание Господа, запечатленное Иоанном в книге Откровение, сегодня существует маленькая баптистская церковь. Это Измир, древняя Смирна, верующие которой претерпевали тяжкие гонения, и, может быть, благодаря этому сохранили себя в чистоте; в крайнем случае, Господь ни в чем не упрекнул их.

Беда нашего народа в том, что мы восприняли христианство от церквей, чей светильник Бог сдвинул как не исполнивших Его волю. Не случайно через тысячелетие с нашей государственной церковью тоже произошло нечто подобное, и 70 лет народ находился в кромешной тьме атеизма. Сегодня Бог смиловался над нами и дал последнюю возможность покаяться. Но слышим ли мы его призыв: «…покайся и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься»?

Призвал Господь, дал тебе новую жизнь – трудись ради святого имени Его, трудись и не изнемогай; Бог не будет подметать пол в твоём доме и в храме твоего сердца, Он вменяет тебе в обязанность самому хранить себя от скверн мира сего. Помни о ефессянах, оставивших свою первую Любовь.

Международная христианская газета

Добавить комментарий