Сталин и Бог

Во что верил вождь первого государства безбожников?

 

Залесский Сергей

 

 

Иосиф Сталин умер 54 года назад. Но его имя до сих пор находится в десятке наиболее упоминаемых в России политиков. Более того, удивительные вести о его жизни и деятельности продолжают поступать и через полвека после кончины. Например, о том, что главный коммунист СССР, оказывается, был глубоко верующим человеком

Последняя идея при ее очевидной завиральности хорошо укладывается в русло современного российского властного мейнстрима с его модой на "государственничество".

Одно только портит официальную биографию прежнего кремлевского бога: сам он в Господа не верил. Ну да с помощью современных средств массовой информации (особенно телевидения) это легко и поправить.

Православный атеист

Справедливости ради стоит отметить, что Сталин действительно не одобрял крайних проявлений богоборчества 1920-х годов прошлого века. В 1939 г. по настоянию Сталина Политбюро ЦК признало преследования верующих "нецелесообразным" и даже отменило указание Ленина от 1 мая 1919 года за N 13666-2 "О борьбе с попами и религией". Органам НКВД было предписано освободить из-под стражи уже арестованных священников, "если деятельность этих граждан не нанесла вреда советской власти".

Во время войны Сталин действительно разрешил открыть много православных церквей. Правда, сделал он это после того, как разведка донесла: на оккупированных территориях немцы поощряют работу священников с населением. Когда вождь узнал, что оставленные без опеки НКВД, НКГБ, парткомов и месткомов люди охотно ходят в церковь, он не стал препятствовать этому. После войны генералиссимус даже признал роль православной церкви в победе и наградил ряд иерархов.

Страшнее Бога

"С детства маленький Иосиф не мог не верить в Бога, — говорит историк Рой Медведев. — Его мать была очень набожной женщиной, какой и оставалась до последних дней своей жизни. В те годы в городе Гори был не слишком разнообразный выбор учебных заведений. Собственно, их было всего два: грузинская начальная школа и русское православное училище. Именно в последнее мать отдала сына — несмотря на то, что тот не владел русским языком. Позднее младший Джугашвили поехал учиться в православную семинарию в Тбилиси. Много лет спустя, уже сделавшись всесильным Сталиным, он рассказывал немецкому писателю Эмилю Людвигу, что именно в те годы, в возрасте примерно 15 лет, он отошел от веры.

Надо признать, подобное в семинариях случалось нередко. Николай Чернышевский, Анастас Микоян и многие их коллеги в католических странах, изучая профессию священника изнутри, узнавали много такого, что недоступно пониманию простого верующего. В семинариях проходили, выражаясь языком современного менеджмента, "организацию чудес в промышленных масштабах". И не все юные и искренне верующие души были готовы к такому. Там учили и определенному цинизму, присущему представителям любой профессии, в том числе и профессии священника. Именно в семинариях многие юные бунтари поняли простую вещь: даже если лично ты не веришь в существование Бога, веру все равно необходимо демонстрировать прилюдно.

Точно так же в последующие безбожные годы многие преподаватели научного коммунизма ни на грош в него не верили. Но это не мешало им вполне благополучно учить студентов.

Сталин в отличие от многих других большевиков никогда особенно не распространялся относительно своего безбожия. Упомянутому уже Людвигу он без всякой патетики сообщил, что в мистику и чудеса не верит, не молится, в церковь не ходит.

Вплоть до 1943 г. Сталин даже по долгу службы не встречался с церковными иерархами. Причем первым стал вовсе не представитель Русской православной церкви, а высокопоставленный грузинский иерарх. У него Сталин в шутку (подобное чувство юмора вообще было для него характерно) спросил: "Кого ты больше боишься, меня или Господа Бога?" И сам, довольный, ответил: "Меня ты больше боишься, иначе пришел бы в облачении священника, а не в мирском костюме".

Но годы обучения в семинарии не прошли для Джугашвили даром. Полученные там знания Иосиф Виссарионович с успехом применил для строительства новой религии — собственного культа личности. Но началось все, разумеется, с культа Ленина. Строительство мавзолея, клятвы перед гробом, поклонение мощам — все эти ритуалы были заимствованы из православного детства Иосифа. Возможно, став Сталиным, вождь решил, что этому народу надо обязательно верить хоть во что-то.

Будучи атеистом, Сталин никогда не отрицал силы веры. Он использовал ее в своих интересах. Так, тексты своих публичных выступлений главный большевик составлял "в стиле катехизиса". Именно так, как учат в семинариях: с многочисленными повторами и нарочито упрощенным изложением мыслей. То есть именно так, как принято составлять проповеди.

"ТРУД-7"

Credo.ru

Добавить комментарий