Традиции старообрядчества в духовной жизни России

Ф.Ф. Болонев

 

В последние десятилетия отношение к старообрядчеству у ряда историков существенно изменилось в лучшую сторону. Об этом красноречиво свидетельствуют материалы проведенных Международных научных конференций, симпозиумов, посвященных старообрядцам, ныне проживающим в 20-ти странах мира на четырех континентах.

Кроме сбережения веры и преданности старине старообрядцы явили России и другие виды деятельности, внеся в развитие промышленности, экономики и культуры страны свой еще достойно не оцененный вклад; не всем известны масштабы коллекционирования и меценатства старообрядческих предпринимателей и купцов. Отдельные факты предпринимательской и меценатской деятельности отражены в нашей книге «Старообрядцы Забайкалья в XVIII-ХХ вв.» (Новосибирск, 1994. С. 10-14). Подсчитано, что к началу ХХ века в руках представителей старообрядчества было сосредоточено 64 % всего российского капитала. Имена крупнейших представителей русской буржуазии, купечества Гучковых, Морозовых, Рябушинских, Громовых, Солдатенковых, Кокоревых, Хлудовых, Багровых, Поляковых, Зиминых, Третьяковых многим известны, но не все знают, что процесс первоначального накопления их капитала прошел в среде старообрядчества. Надо отметить, что вопреки превратному представлению, староверы не были безразличны к судьбам России, они были лишены групповых эгоистических интересов.

Старообрядцы – промышленники, предприниматели были патриотами и государственниками, мыслили по-государственному и поступали во благо России. Одним из таких русских самородков, пионеров русской нефтяной промышленности был В.А.Кокорев, старообрядец поморского согласия. В своей книге «Экономические провалы» (1887 г.), он писал: «Пора государственной мысли перестать блуждать вне своей земли, пора прекратить поиски экономических основ за пределами отечества и засорять насильными пересадками на родную почву; пора, давно пора возвратиться домой и познать в своих людях свою силу» Это и нынче звучит весьма актуально! С.Т.Морозов в 1896 г. говорил, что «богато наделенной русской земле и щедро одаренному русскому народу не пристало быть данниками чужой казны и чужого народа», по его мнению «Россия, благодаря своим естественным богатствам, благодаря исключительной сметливости своего населения, благодаря редкой выносливости своего рабочего, может и должна быть одной из первых по промышленности стран Европы».

Это стало возможным после получения свободы вероисповедания в 1905 г., когда старообрядцы получили равные права с никонианами. А.С.Зайченко пишет, что «экономический успех купцов-староверов, был, обеспечен их трудом, прилежанием, трезвенностью, целеустремленностью. В начале ХХ в., составляя в общей численности населения менее 1,5 %, они дали России свыше 2/3 всех предпринимателей – миллионеров, в то врем, когда страна выходила на первое место по темпам экономического развития. Однако революция распорядилась по-своему. Хрупкие ростки (этического бизнеса) погибли под прессом большевистского эксперимента, попутно искоренившего и этику и бизнес».

Гражданам России необходимо знать тех духовно мощных деятелей русской культуры, которые вышли из староверческой среды, рожденных и воспитанных в старообрядческих семьях и с кровью родителей своих впитавших и понесших по жизни образы, идеалы  и традиции старообрядчества. Мощный духовный импульс, полученный ими в детстве, дал возможность им выйти на поле русской культуры и духовности, улучшить состояние этого поля и стать светочами не только для  России.

Назову только некоторые имена, о  которых наслышана благодарная Россия, а о других многим неведомо, что они выходцы из старообрядчества. Вот этот славный перечень: Аввакум Петров – вождь старообрядчества, знаменитый писатель XVII в., Павел Коломенский – епископ, Епифаний – сподвижник Аввакума, боярыня Федосья Морозова – несгибаемая в вере русская женщина, И. Посошков, писатель, экономист, автор книги «О скудности и богатстве», живший в петровское время; Михайло Ломоносов – создатель Московского университета, всемирно известный ученый, поэт, историк; художник, Емельян Пугачев, атаман Игнат Некрасов, атаман М.И. Платов, любимец Суворова, герой Отечественной войны 1812 года, один из покорителей Парижа, князь Иван Хованский, Никита Добрынин (Пустосвят), знаменитые писатели  и руководители Выга Андрей и Семен Денисовы (из рода князей Мышецких). Писатели и поэты: Николай Клюев, Сергей Есенин, Иван Шмелев, Борис Корнилов, ученый и писатель-фантаст Иван Ефремов, сказочник Александр Волков, Федор Гладков; плеяда сибирских писателей из староверов: Ефим Пермитин, Афанасий Контелов, Илья Чернев (А.А.Леонов), Елизар Мальцев, Исай Калашников, Степан Лобозеров и др.

Известные русские академики Д.С.Лихачев, Б.А.Рыбаков, народный академик-земледелец Т.С.Мальцев – из среды старообрядцев. Старообрядческий мир дал России двух замечательных театральных деятелей Сергея Ивановича Зимина и Константина Сергеевича Алексеева, более известного как Станиславский. Частная опера С.И. Зимина была настолько популярной, что соперничала с императорской. Сергей Иванович вкладывал огромные деньги в свое детище и воспитал много талантливых певцов, многие из которых блистали на советской оперной сцене.

О театре, о театральной школе К.С. Станиславского написано много. Но МХАТ был сначала лишь его увлечением. К.С.Алексеев (Станиславский) прежде всего был талантливейший предприниматель, глава семейной фирмы. На его средства был проведен первый телеграф между Санкт-Петербургом и Кронштадтом, на его предприятиях опробовались научно-технические новшества того времени, сам он был видным экономистом. Находясь во главе созданного им театра, он не выплачивал зарплаты ни себе, ни своей жене. Только после октябрьской революции театр стал главным занятием жизни К.С.Станиславского.

Нельзя умолчать о выдающемся вкладе старообрядческих предпринимателей, меценатов, деятелях культуры, таких как братья П.М. и С.М. Третьяковы, подаривших Москве знаменитую Картинную галерею, о К.Т.Солдатенкове, построившего на свои средства лучшую в то время в Европе больницу, которая ныне называется Боткинской, издавшего собрания сочинений В.Г.Белинского в 12 томах, «Всеобщую историю» Г.Вебера в переводе Н.Г.Чернышевского, Писарева, Кольцова и др. – всего около 200 книг. Свою библиотеку (около 9 тыс. томов) завещал Румянцевскому музею. О «лоцмане книжного моря» Н.А.Рубакине, написавшем самостоятельно более 280 книг и брошюр для народа и собравшем две огромных библиотеки (230 тыс. томов), которые он подарил Санкт-Петербургу и Государственной библиотеке России в Москве.

Особого внимания заслуживают старообрядческие духовные центры и их роль в сохранении русских традиций. Так Выговская поморская пустынь (Выговское общежительство, Выголексинская пустынь, Выгореция), основанная в 1694 году, оказала большое влияние на культуру и быт крестьян Русского Севера. Ее духовными руководителями и писателями были созданы сотни сочинений. Братья Денисовы Андрей и Семен вместе с Трифоном Петровым написали, например, «Поморские ответы» — свод данных по богословию и палеографии, направленные на защиту старой веры и против официальной церкви. Иван Филиппов, автор знаменитой «Истории Выговской пустыни»… Назвать всех писателей Выга в данной статье нет возможности. На Выге существовала специальная мастерская по переписке книг. В ней трудились в 1820-е годы около 200 девушек – «грамотниц». В настоящее время только в Книгохранилище Пушкинского Дома в Санкт-Петербурге хранится около 1450 рукописей «поморского письма».

Не менее важное влияние на культуру русского народа оказывали и другие старообрядческие духовные центры: Соловки (Соловецкий монастырь», Ветка и Стародубье (Гомель, Брянщина), Ириз в Поволжье, Керженец (Семеновский уезд Нижегородской губернии). Центры Урала (Пермь, Екатеринбург), Рогожское и Преображенское кладбища (поселки) В Москве. Все они руководили большими приходами по всей России.

Письменная традиция старообрядцев изучается почти 150 лет, и ныне это одно из известных направлений в археографии. Известны целые школы. Так, в Сибири сделано по выражению Д.С.Лихачева «археографическое открытие». Его совершили Н.Н.Покровский и его ученики и сотрудники. Древние рукописи и книги найдены у староверов, истинных хранителей этих сокровищ, но при вручении наград из рук патриарха Алексия, эта заслуга гонимых церковью старообрядцев напрочь была забыта награжденными. Хранителями, по словам Н.Н.Покровского, оказались «простые русские люди». Неужели истина не нужна ученому, получившему от староверов богатейшие материалы? Хитрость – заменитель ума, но не заменитель совести! Староверы не кривят душой!

Из этого краткого очерка видно, что старообрядчество России является подлинным хранителем русской культурной традиции, русского духа, оно не плод невежества, а национальное по духу культурно-религиозное движение, которое впитывает все лучшее из духовного опыта человечества и подает примеры невиданной благотворительности и меценатства. Русские люди могут с гордостью сказать, указывая на раскол: «Вот некоторая часть нас верила, не предала, пожертвовала» (В.В.Розанов).

 

Добавить комментарий