ХРИСТОС РАСПЯТЫЙ — ТРИ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НА КРЕСТ

       “Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божью силу и Божью премудрость” (1Кор.1:22-24).

Одна из наиболее известных и замечательных картин Густава Доре носит название “Христос оставляет преторию”. В указателе картинной галереи имеется заметка о лучшем месте, откуда следует смотреть на эту картину, чтобы видеть ее во всей красоте, с точки зрения самого художника. Действие картины на зрителя зависит от места, откуда на нее смотрят. Два человека могут читать одну и ту же книгу или любоваться видом какой-либо местности, но они получат разные впечатления. 

В нашем тексте указаны три точки зрения, с позиции которых люди смотрели на Христа.

1. Физическая, т.е. внешняя, видимая, преимущественно мирская. 

Такова была точка зрения евреев на Христа. В течение столетий постепенного отпадения евреи усвоили неправильные понятия о Мессии. Читая лишь те пророчества, в которых говорится о Царе и Его владычестве, они вообразили, что Мессия придет в военной силе Давида и в славе Соломона, освободит их из-под рабства римлян и воцарится над всем миром. Они упустили из вида пророчества, говорящие об унижении, страданиях и смерти Мессии. Они читали 52-ю главу пророка Исаии, но не приняли во внимание 53-ю и по этой причине, когда простая весть о распятом Мессии была провозглашена, они ее отвергли. Беспомощный, униженный, отверженный, висящий на кресте Мессия был чужд их идеалам, желаниям и честолюбию. Тысячи неевреев смотрят на крест Христов с наружной точки зрения, не находя в Нем того, чего желают найти, и приходят к тому же заключению, что и евреи.

Есть много таких людей, которые смотрят на религию с точки зрения, как они называют, возвышенной. Они не отвергают ее, но если спросить кого-либо из них о его мнении насчет служения Богу, то, возможно, он скажет: “Религия не мое занятие. Моя жена и дети посещают церковь, священнослужитель иногда бывает у нас на обеде, мы жертвуем на церковь, но я так занят делами, что не имею времени заниматься религиозными вопросами. Впрочем, это хорошее дело для тех, у кого есть время и охота к этому.”

Такой род людей Джон Буньян изобразил в виде человека с граблями в руках, сгребающего соломинки с навозной кучи и настолько занятого своей работой, что он не видит Ангелов над своей головой, предлагающих ему золотой венец. Многие не желают принять Христа потому, что это помешает им вести прежний образ греховной жизни.

 

 

2. Умственная, т.е. точка зрения ума, культуры, мудрости, философии, спрашивающая: “Что может дать крест уму человека.”

Это была точка зрения греков, которая и сейчас остается свойственной язычникам. Греки смотрели на все с точки зрения ума и искусства. С особенным удовольствием они занимались философией, для чего были основаны специальные школы, которыми руководили люди недюжинного ума. Это и было причиной того, что греки смотрели на другие народы с презрением, как на некультурных варваров. И когда им была провозглашена проповедь о распятом Искупителе, они отвергли ее, как какую-то бессмыслицу. 

Можно спросить: “Какое отношение к нам имеет эта точка зрения?” Древние греки исчезли, но их взгляд на многие вещи сохраняется поныне. Есть и в наше время таковые, которые считают крест Христов безумием. Они имеют свое, предвзятое, мнение и не считают крест Христов достойным внимания.

Пренебрежение крестом и возвышение человеческого разума видно и в современной литературе, и в настроении общества. Оно является не столько открытым отвержением, сколько дерзким осуждением, причем, без надлежащего исследования.

Дух древних греков проявляется в тех назойливых и неблагодарных критиках, которые часто высказывают свое необоснованное мнение, не имеющее ничего общего с фактами библейского учения. 

Свободной мысли мы не должны ковать цепи, если она справедлива. Самих себя мы можем проверять сколько угодно, но никто из нас не имеет права учить других, что дважды два – пять. Каждый человек имеет полное право (и обязанность) хорошо исследовать учение Христа и лишь после принять или отвергнуть его. Лишь невежество без исследования порицает Библию, и в духе самонадеянности люди отвергают учение Христа.

 

3. Духовная точка зрения на крест, упомянутая в нашем тексте. Она указывает нам на то, что физическая точка зрения является неправильной, а умственная – недостаточной. Духовная точка зрения обнимает и концентрирует все факты. Кто с этой точки зрения смотрит на крест, тот находит в нем то, чего другие не смогли найти, а именно: силу и премудрость Божью. 

Принимающие духовную точку зрения считаются с одним, весьма важным, фактом, которого другие не замечают, т. е. с грехом. Результатом этого является слабость, которую евреи проявили бессознательно, требуя проявления внешних знамений и силы. Когда четыре друга принесли расслабленного, чтобы Христос исцелил его, евреи ожидали немедленного проявления Его целительной силы. Но Он прежде всего сделал то, что чуждо было их уму. Он просто сказал: “Прощаются тебе грехи твои”. Человек нуждался в помощи, а Христос будто и не обращает на это внимания. Некоторые из присутствовавших, не видя проявления чудодейственной силы, начали размышлять о Его словах, приписывая Ему богохульство. Но Он знал, в чем заключается наибольшая сила и могущество. Он знал, что божественное слово прощения было нужнее всего для этого человека. И когда большее было совершено, то меньшее, естественно, последовало за ним: “Встань, возьми постель твою и иди в дом твой”.

Это же самое Христос совершает с каждым человеком. Сначала он очищает внутренность, сердце, дает новую жизнь, и только после этого бывает видима внешняя перемена. Но внутреннее очищение и новая жизнь дается через крест. Таким образом, крест Христов становится силой Божьей для наших душ. Он освобождает нас от вины греха и дает новую жизнь свыше; а после этого сила Божья проявляется в правде и святости.

                                                                                                                         

С этой точки зрения Христос распятый есть премудрость Божья. 

Вторым результатом греха является неведение, бессознательно проявленное греками в их погоне за мудростью. Они как бы говорили: “То, что мы желаем знать, невозможно найти”. По Божественному провидению только разумом нельзя найти Бога. Нагота и бессилие человеческого разума никогда не были так поразительно обнаружены, как в Афинах, на жертвеннике с надписью: “Неведомому Богу”.

Человеческое неведение должно уступить место Божьей премудрости, которую Он явил через Христа. Очистив нашу нравственную природу, Он делает нас способными увидеть суть вещей ясно и правильно. При христианской святости и смирении возможно иметь истинное познание.

 

Рассмотрев эти три точки зрения на крест Христов, спросим самих себя: “Какова моя точка зрения на Христа распятого?” 

            Крест Христов является центром мировой истории. Пилат не знал, что сделать с Иисусом, и стал извергом. Никто не может избежать ответственности перед Ним. Каждый из нас должен сделать одно из двух: или принять Его, или отвергнуть. Окончательный вопрос таков: “Что же я сделаю Иисусу, называемому Христом?” Мы можем ненавидеть Его, можем противиться Ему, но не можем уйти от своей ответственности перед Ним. В последний день мы будем осуждены не за то, что мы грешники, а за то, что не приняли Христа для своего спасения. “Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы (Иоан.3:19).

            Христос есть не только сила Божья и премудрость, но также Божья полнота и совершенство для всей нашей жизни.

Пройдемся мысленно по берегу моря во время отлива, под жгучими лучами солнца: извилистый берег, кривой, избитый и изрезанный; выдвинувшиеся скалы с глубокими трещинами. Все кажется шероховатым, незаконченным, опустелым. Но вот слышится шум приближающегося прилива. Вода поднимается и постепенно охватывает скалы. Зной сменяется живительной прохладой. Наконец, все пустоты заполнились, чудная гармония восстановлена. Море и земля приспособлены друг к другу могучей творческой силой Творца.

            Таковы же отношения между Христом и человеком. Только Он восполняет круг наших желаний и нужд. Из океана Божьей любви приходит ответ на все наши вопросы. Христос дает жизнь – возвращающийся прилив вечной силы, премудрости и любви к берегу человеческого сердца. 

             Через покаяние откроем свои сердца для Него и верою примем Его. Пусть Он будет источником нашей жизни, кормчим нашего плавания, путеводной звездой нашего направления и источником нашего упования. Но только пусть это будет искренне, немедленно, определенно и постоянно – и наша жизнь будет песнью хвалы, обожания, поклонения и повиновения нашему Спасителю и Богу.

Перевод И. Ковальчука

Ru.7

Добавить комментарий