Религиозный супермаркет

ЗайченкоА.С

 

Сегодня уже никто не может сомневаться, что Америка превратилась в национальный супермаркет различных мировых религий. О том, насколько драматически быстро изменяется религиозный пейзаж страны, свидетельствуют данные наиболее авторитетного социологического центра «Пью Форум По Вопросам Религии И Общественной Жизни». Исследования, в ходе которых были опрошены свыше 35 тыс. американцев проводились весной-летом 2007г.

Результаты опроса не выходят за рамки выводов уже известных специалистам. По данным на февраль 2008 года 78.4 процента всех жителей США (из общего числа 303.5 млн. человек) относят себя к христианам. В их состав вошли традиционные протестанты – 51.3%, евангельские христиане – 26.3 % (при очень быстрой динамике роста) и католики -23.9%. 

Самый большой спад в численности своих членов зафиксирован в католической церкви. Хотя каждый третий из взрослых американцев вырос в католической среде, сегодня  менее 25% считают себя членами этой церкви. Мусульмане остаются незначительным меньшинством — 0.6% взрослого населения страны. Интересно, что буддисты, которых также очень мало (0.7%) представлены не иммигрантами, а коренными американцами. Иудеи сохраняют свою долю на уровне 1.7% взрослого населения, при этом уровень их образования и личных доходов значительно выше, чем в среднем по стране. Но их  достижения превзошли американские индуисты. Более половины их обладают научными и профессиональными степенями, хотя самих индуистов очень мало – всего 04% взрослого населения страны.  

Всего 4% американцев относит себя к атеистам или агностикам, а 12.1% не могут четко определить, в чем состоит их вера. Но самое удивительное состоит в том, что 44 % всех американцев, будучи уже взрослыми, поменяли свою религиозную принадлежность. Такое быстрое и кардинальное изменение общей религиозной картины Америки, может свидетельствовать о присутствии в социальной жизни современного американского общества многих факторов, действующих параллельно и  взаимосвязано. Прежде всего, можно говорить о нарастании глубоких различий  в силе и мощи механизмов воспроизводства числа верующих различных церквей и религиозных конфессий. Эти различия могут объясняться как колебаниями в степени активности и даже агрессивности прозелитизма отдельных церквей и сект, так и в уровне привлекательности самих конфессий.  Добровольный характер принятия решения о смене свое религиозной принадлежности свидетельствует о том, что американцы в выборе «любимой веры и церкви» все больше прибегают к стереотипам поведения, используемых ими при выборе потребительских товаров и услуг. Иными словами, массовые и регулярные изменения американцами своей религиозной принадлежности и верований, которые по своим мотивам напоминают экономическое поведение покупателей на рынке потребительских товаров, подтверждает тезис американских социологов, что «рынок религий» в Америке работает в полной мере.

www.gazetaprotestant.ru

Добавить комментарий