Духовные элементы душепопечительства

1. Духовные потребности

Основной причиной недопонимания между духовно невежественным психотерапевтом и психологически невежественным душепопечителем является иллюзия, что проблемы человека можно решить имеющимися у каждого из них отдельно в распоряжениях средствами. В действительности, человек имеет как проблемы и потребности психического характера, так и проблемы, потребности характера духовного. Взаимосвязь духовного и психического мира человека столь велика, что решение проблем в психическом мире ведёт к ослаблению напряжённости и страдания в духовном (почему психология и отторгается многими христианами — им кажется, что она лишает человека потребности в Боге). Так же и решение человеком духовных проблем ведёт к избавлению от многих душевных (психических) затруднений. Многих, но не всех!

Проблема психологии в том, что игнорируются духовные потребности человека. Точнее, они признаются, но весь духовный мир, включая Бога, считается продуктом психического, и потому провозглашается относительность, субъективность этого мира. Но, по меткому высказыванию Августина: «Ты создал нас для Себя, и не имеют покоя души наши, доколе не успокоятся в Тебе». Если Роджерс утверждает, что у человека возникает чувство беспокойства, доходящее до психоза из-за неспособности принять отрицательный опыт, то Библия называет отрицательный опыт грехом, а чувство беспокойства — чувством вины, которую испытывают верующие и неверующие. Библия показывает нам, что чувство вины является сигналом совести о том, что поведение человека не соответствует воле Божией: «Если сердце наше осуждает нас, то кольми паче Бог, потому что Бог больше сердца нашего и знает всё» (Ин 3:20).

Библия показывает, что чувство вины испытывает каждый человек («потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Рим 3:23)), что каждый испытывает потребность в Боге «ибо мы Им живём и движемся и существуем» (Деян 17:28). Но многие люди извратили эту потребность, изыскивая заменители: «Меня, источник воды живой оставили, и высекли себе водоёмы разбитые, которые не могут держать воды» (Иер 2:13). Психоанализ видит несколько другую причину чувства вины — это комплекс Эдипа или комплекс Электры (соответственно для мальчиков и девочек) — желание убить одного из родителей и оказаться на его месте, на родительском ложе. Как бы там ни было, чувство вины универсально. Каждый человек испытывает духовную жажду, и она может быть удовлетворена Христом: «кто жаждет — иди ко Мне и пей» (Ин 7:37), у каждого человека есть духовные потребности, и Христианство имеет средства удовлетворения этих потребностей — Евангелие, молитва, Церковь.

Евангелие состоит в том, что Богу было угодно посредством Христа «примирить с Собою всё, умиротворив через Него, кровию креста Его и земное и небесное» (Кол 1:20). Отныне, при наличии веры в Христа и возрождения, «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (Ин 1:9). Так решается проблема вины душепопечителем (решает-то её, конечно, Бог, душепопечитель же указывает, где об этом написано в Библии).

Тем не менее, у христианина ещё могут оставаться неразрешённые вопросы, нужды духовного и душевного характера, он может нуждаться в наставлении и помощи. Лэрри Крабб показывает, что формальное следование библейским принципам бездейственно без глубокой и болезненной работы по анализу своего внутреннего мира и отказу от защитного поведения — лицемерия.

2 Священное Писание

Для христианского душепопечителя Библия — основной авторитет, единственный непререкаемый авторитет. К душепопечителю обращаются за помощью люди, потерявшие опору, дезориентированные. Он и сам может чего-либо не знать, в чём-то сомневаться, но, стоя на твёрдом библейском основании («на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» (Еф 2:20)), он может передать свою уверенность подопечному.

Когда душепопечитель даёт совет, основанный на Библии, и подопечный осознаёт, что слышит не мнение человека, а Божье Слово, тем самым частично снимается «проблема директивности» — душепопечитель выступает не от своего лица.

Библия обладает тем авторитетом, которого не может иметь человек, она говорит о широчайшем спектре человеческих потребностей и затрагивает глубины внутреннего мира. «Слово Божие живо и действенно, и острее всякого меча обоюдоострого, оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные» (Евр 4:12). Поэтому душепопечитель должен заранее знать, какие тексты Писания могут быть использованы им в различных ситуациях, понимать их значения, и уметь применять их.

Некоторые христианские психологи ограничиваются только библейским консульти-рованием. Каждому, пришедшему на консультацию, они предлагают только тексты Библии, соответствующие его нужде. Примером такого душепопечительства является служение доктора Брандта, как оно описано в его книге «Корень проблемы». Мы же считаем, что человек, даже понимая, что должен делать, не всегда на это способен. Он может остаться наедине с библейским текстом, который выглядит для него как повеление или как приговор. Но он ещё должен разобраться в себе самом, и здесь ему требуется помощь. Многие случаи могут требовать кропотливой работы по исследованию внутреннего мира человека, снятию защит и залечиванию ран. Здесь психологические знания могут быть необходимы. Но мы увидели в разделе 2, как разнообразны и противоречивы психологические школы. Мы считаем, что только человек с внутренним «библейским стержнем» может, изучая столь противоречивые и хорошо аргументированные точки зрения, сохранить свою собственную, и избежать смятения и дезорганизации.

3 Дух Святой

Он:

Совершает избрание и поставление душепопечителя на служение (Рим 12:8, 1Кор 12:28).

Производит перемены в верующем (Фил 2:13) (каким-то образом, это утверждение является верным, также как и утверждение о личной инициативе и ответственности).

Дан каждому верующему (Рим 8:9).

Просвещает духовный разум — «очи сердца» (Еф 1:18).

Обличает в грехе (Ин 16:8).

Руководит верующим в духовных вопросах (Рим 8:26, Гал 4:6

Дух Святой может дать душепопечителю особую проницательность для того, чтобы понять, что происходит с человеком, проникнуть во внутренние причины его поступков (1Кор 2:15), и распознавать присутствие или влияние духов зла (1Кор 12:10, 1Ин 4:1-3).

Именно в этом разделе необходимо упомянуть также важность духовного возраста или опытности душепопечителя. Мы можем назвать это косвенным действием Духа Святого в душепопечительстве.

В связи со сказанным об отношениях между душепопечителем и подопечным (п. 3.1), мы считаем возможным для душепопечителя положиться на действие Святого Духа в жизни подопечного вне контроля душепопечителя. Душепопечитель может быть склонен переоценивать свою роль, однако 1Ин 2:27 утверждает, что каждый христианин имеет доступ к божественной мудрости: «помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас». Следовательно, в свете этого текста, роль душепопечителя сводится к тому, чтобы помочь подопечному обрести самостоятельность в своих отношениях с Богом. Однако, как духовно опытный, душепопечитель должен и предостеречь от ложного мистицизма, обыкновенно свойственного новообращённым. Требуется немалое количество лично приобретённого опыта, чтобы понять, что для жизни под водительством Святого Духа требуется чуткость, мудрость и осмотрительность. Так же абсурдно говорить о водительстве Святого Духа в отрыве от Священного Писания, благочестивой жизни и служения.

4 Молитва

Любой неверующий психолог должен признать, что существует уникальное средство тестирования, коррекции и настройки души — это молитва. Роджерс давал своим пациентам выговориться, и получал терапевтический эффект — христианин ежедневно обращается к Слушателю более внимательному, чем Рождерс. Сам факт такого обращения требует от человека искренности (потому что Бог видит наше сердце) и веры, а вера предполагает и некоторый оптимизм. Итак, молящийся излагает свою проблему наиболее искренно, но затем он смотрит на эту проблему извне, с позиции Бога, переосмысливает её и находит причины для выражения благодарности и славословия.

Есть в психологии термин для обозначения революционного события в терапевтической консультации. Это «инсайт», или озарение. Когда пациент понимает нечто чрезвычайно важное, и это понимание продвигает его в лечении — это инсайт. Так вот, верующие переживают такие инсайты в молитве, когда вслед за Христом в безнадёжной ситуации повторяют: «Отче Мой! если возможно, да минует меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Мф 26:39); когда провозглашают, что «ничто не может отлучить нас от любви Божией» (Рим 8:38-39); когда исповедуют грех, и чувствуют прощение. Майерс говорит, что супруги, молящиеся вместе более счастливы в браке. С духовной точки зрения молитва — это освящение их семьи, с психологической — «смиренное, доверительное, идущее от самого сердца обнаружение себя другому» [7, с. 579]. И то, и другое важно. Значит, молитва обладает психотерапевтическим эффектом, а мы, христиане, утверждаем, что она обладает ещё, и в первую очередь сверхъестественным эффектом.

Грех нарушает молитвенную жизнь, или делает молитву тягостной формальностью. Следовательно, для того, чтобы узнать, есть ли серьёзные проблемы в жизни подопечного, душепопечитель может спросить его, как он молится. Само душепопечительское общение немыслимо без помощи Божией, без Его непосредственного участия Духом Святым. Поэтому молитва должна сопровождать душепопечительство. Иногда всё, в чём нуждается находящийся в борении христианин — не советы, не сочувствия, ни другая какая-нибудь помощь — иногда человеку просто необходимо помолиться вместе с кем-то, кто его понимает.

И, конечно, душепопечитель может оказаться в ситуации противоборства с неким родом, о котором Христос сказал, что он изгоняется молитвой и постом (Мф 17:21) — душепопечитель может лицом к лицу столкнуться с демоническими силами, и без молитвы он — безоружен.

Итак, призыв Павла непрестанно молиться (1Фес 5:17) особенно актуален для душепопечителя, но и каждый христианин, научившись молиться искренно, с верой и постоянно, обретает средство для решения своих внутренних проблем, избавляющее его от необходимости обращаться за помощью к психологу или душепопечителю.

Евангелие

Добавить комментарий