Евангелие в Послании к Галатам

Христос всегда у Павла на устах, и он не может про Него забыть. Ибо он предвидел, что в мире, даже среди называющих себя христианами, ничто не будет столь малоизвестно, как Христос и Его Евангелие. М. Лютер [Лекции по Посланию к Галатам, с. 454].

1 Полнота спасения

Общепринято называть Евангелиями четыре книги, содержащиеся в Библии. Однако, на основании 1Кор.15:1-8 видим, что Евангелие есть описание божественности, смерти и воскресения Христа, во взаимосвязи с нашим примирением и спасением. «Чему Евангелие учит, и что оно являет мне – так это Божественное деяние, дарованное мне исключительно по благодати. Ни человеческий разум, ни его мудрость, ни даже Закон Божий не учат этому» – утверждает Лютер [4, с. 84]. Евангелие – это благая, радостная весть, провозглашающая Божью победу, возвещающая о том, что сделал Бог для нашего спасения. Поэтому в Новом (да и в Ветхом) Завете мы встречаем Евангелие не только в историческом выражении – как повествования Матфея, Марка, Луки и Иоанна, но и в доксологиях (славословиях), увещеваниях, догматических рассуждениях и постановлениях. В блестящем изложении Лютера, Евангелие приобретает такой вид: «Это учение – самое радостное и утешительное из всех. Оно говорит, что мы имеем неописуемую и неизмеримую милость и любовь Божию. Когда милостивый Отец увидел, что Закон угнетает нас, что мы находимся под клятвою и никак не можем освободиться, Он послал Своего Сына в мир, взвалил все грехи людей на Него и сказал Ему: «Стань отступником Петром, преследователем, богохульником и насильником Павлом, прелюбодеем Давидом, грешником, съевшим яблоко в Раю, разбойником на кресте. Прими сущность всех людей, на которой лежат все грехи. И знай, что Тебе придётся заплатить за них.» Потом приходит Закон и говорит: «Я вижу, что он грешник, взявший на Себя грехи всех людей. Я не вижу на Нём других грехов, кроме этих. Пусть Он умрёт на кресте. И вот Закон нападает на Него и убивает. Когда это совершилось, весь мир очистился и освободился от грехов, а значит от смерти и всякого зла. Но после отмены греха и смерти одним человеком, Бог не хочет видеть в мире ничего, кроме очищения и праведности. И если обнаруживаются остатки греха, Бог, всё так же ради Христа, сияющего Солнца, не заметит их» [Лекции по Посланию к Галатам  с. 324-325].

В Послании к Галатам Павел неоднократно показывает действия Бога по спасению верующих завершёнными и совершенными: (1:4) «Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века» – избавление от настоящего лукавого века, по-видимому, является достижением праведности – избавление как от осуждения с миром, так и от лукавого влияния князя мира сего. Это происходит только благодаря смерти Христа за наши грехи. Текст 2:16-20 показывает сферы действия Бога и человека: Бог оправдывает не по делам или принадлежности к какому бы то ни было обществу, а по вере в Иисуса Христа (2:16). В 3:2 говорится, что через веру галаты получили (прошедшее время) Духа. «Христос искупил нас от клятвы закона» (3:13); «мы уже не под руководством детоводителя» (3:25); «все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (3:26-27); «семя Авраамово и по обетованию наследники» (3:29). Глава четвёртая говорит об усыновлении, четвёртая и пятая – о свободе. Это и есть Евангелие – провозглашение того, что сделал для нас Бог, а не того, что мы можем сделать для Него; возвещение не наших обязанностей и долгов, а нашего богатства, царственного и священнического положения во Христе, освобождение от всех долгов.

2 Обличение отступников

В 1:6-9 Павел показывает, что действия галат явились отступлением от того Евангелия, которое он проповедовал. Но это Евангелие – единственное (1:7), оно имеет Божественное происхождение. И потому, отступление от этого Евангелия есть оскорбление Христа. Слова, обращённые к лжеучителям весьма суровы. Они названы лжебратьями, их поступки – лицемерием. Вскрываются их тайные замыслы: желание превратить благовествование Христово (1:7), «Ревнуют нечисто . . . желают отлучить» (от Христа) (4:17). Они «желают хвалиться по плоти» и не желают «быть гонимыми за крест Христов» (6:12). Тон всего Послания не оставляет сомнений в важности темы. Обсуждаются вопросы, от которых зависит обретение или потеря спасения. «Вот я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа. Ещё свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон. Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати» (5:2-4). Действительно, если человек пытается как-то помочь Богу в деле спасения – значит проявляет тем самым неверие и непокорность, начисто отсекающие его от Бога. «Проблема, которую мы обсуждаем, — говорит Лютер, — является серьёзной и жизненно важной. Она включает в себя смерть Сына Божия, который по заповеди Отца стал плотью, был распят, и умер за грехи мира сего. Отказ от веры в этот постулат приводит к выводу, что смерть Сына Божия была бесполезной и напрасной. А тогда весть о том, что Христос является Спасителем мира – всего лишь какая-то небылица. Тогда вообще Бог – лжец, ибо Он не исполнил Своих обетований. Поэтому наше упрямство в данном вопросе является благочестивым и святым делом, ибо так мы пытаемся удержать свободу, которую имеем во Иисусе Христе, и стремимся сохранить истину благовествования. Если мы утрачиваем это – мы теряем Бога, Христа, все обетования, веру, праведность и вечную жизнь» [Лекции по Посланию к Галатам , с. 105]. «Ибо, — поясняет он это в своей работе «О рабстве воли», — коль скоро человек убеждён, что он хоть что-нибудь может сделать для своего спасения, он пребывает в самоуверенности и не отчаивается в себе полностью, не смиряется перед Богом, но воображает, что существует какое-то место, время, доброе дело, и надеется или, по крайней мере, желает с их помощью обрести спасение» [14, с. 329]. Лютер доказывает, что претензии на самоспасение есть поставление себя на место Бога: «И в наши дни мы говорим просто и твёрдо, что всякий, кто ищет праведности вне веры, через дела, отвергает Бога, и делает себя богом. Вот что он думает: «Если исполню это дело, я буду праведен. Я буду победителем греха, смерти, дьявола, гнева Божия и ада. И тогда я обрету вечную жизнь». Итак, что же это, спрашиваю я вас, если не самонадеянное присвоение той работы, которая принадлежит одному лишь Богу и не провозглашение себя «богом» . . . каждый лицемер является одновременно «материалом» и «исполнителем» (несмотря на то, что это противоречит философии, ибо предмет не может совершать деяния над собою)» [Лекции по Посланию к Галатам, с. 298-300].

3 Христианская жизнь в Послании к Галатам

Вопрос «внешних», процитированный в Послании к Римлянам, естественно возникает при изучении Евангелия плотским умом, и, наверняка, множество раз задавался Павлу: «Если же наша неправда открывает правду Божию, то . . . не делать ли нам зло? . . . Оставаться ли в грехе, чтобы умножилась благодать?» (Рим. 3:5-8; 6:1). Действительно, по человеческой плотской природе, нас интересует только спасение. Божьи интересы нам чужды. И если Бог предлагает нам спасение бесплатно, то почему бы не воспользоваться этим даром? Но получится тогда, что Бог поощряет грех, и притом, даже такой, который осуждает человеческое мнение, прощая убийц, блудников, и т.п. И, развивая эту мысль, мы приходим к тому, что «если Бог прославляется прощением грешников, то мы можем преуспевать в грехе, давая возможность Богу прославляться большим прощением!» Такова железная логика людей, знакомящихся с христианским учением умом, не на собственном опыте. Они думают, что имеют право отвергнуть христианство по моральным соображениям – как поощряющее аморальность и безответственность. Или, по крайней мере, отделить высоко моральную этику Иисуса от этики свободы и благодати апостола Павла. В Послании к Галатам Павел не просто опровергает обвинения в аномействе, он даёт урок христианской этики, отличной от этики Закона и превосходящей её.

Прежде чем анализировать христианскую этику в Послании к Галатам, необходимо подчеркнуть, что праведная жизнь христиан в этом мире является существенной составляющей Евангелия: спасение людей теряет смысл без изменения их характера (а, следовательно, и жизни) — вечная жизнь грешника превратится в ад даже в райских кущах. И, потому, Бог не просто прощает грешника, но возвращает его к Себе в физическом, нравственном и духовном смыслах.

Прежде всего, как и в Послании к Римлянам, Павел показывает печальное состояние всякого неверующего в Христа, будь то иудей или язычник: «Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира» (4:3). И они узнают на опыте, что человек оправдывается не делами закона, а только верой в Иисуса Христа (2:16). Уверовав, как иудеи, так и язычники получают усыновление и свободу (4 гл.). Но свобода такова, что в ней надо устоять, не подвергаясь игу рабства (5:1). Это иго приходит с двух сторон: До сих пор мы говорили о рабстве закона. Теперь, в главах 5 и 6, Павел рассказывает о рабстве греха, от которого освободил нас Христос, и мы должны жить так, чтобы не возвращаться в это рабство вновь. Христианская свобода исключает возможность жить на поводу у плоти (5:13), в то время как жизнь иногда превращается в настоящую битву между плотью и духом (5:17). Однако, чем более христианин поступает по духу, тем более свободным от вожделений плоти он становится (5:16; 6:8).

Какой же должна быть жизнь по духу? Павел изображает её на примерах поведения в различных ситуациях, и даёт два списка: «дела плоти» и «плод духа». Многие христиане, возможно, хотели бы «встать на рельсы», имея подробный и надёжный список дел, которые они не должны, и которые они должны делать. Но Новый Завет не даёт нам таких списков! Единственная заповедь Нового Завета – любовь (Ин. 13:34; 14:23; 15:12). Любовь к Богу и человеку (Мф. 22:36-40; 1Ин. 4:20-21). Такая любовь побуждает нас к праведным действиям по отношению к Богу и к людям, воистину «любовь есть исполнение закона» (Рим. 13:10). «Ибо весь закон в одном слове заключается: «люби ближнего твоего, как самого себя»» (Гал. 5:14). «Смысл этики Христа не в усвоении отдельных норм и правил, а в постижении духа любви и добра . . . Истинный христианин со дня своего возрождения внутренне подзаконен только Христу и Его закону любви» [6, с. 63, 78]. Таким образом, мы имеем дело лишь с одной заповедью, совершенной, но действенной лишь в возрождённой жизни. Все новозаветные поучения и заповеди являются лишь иллюстрациями заповеди любви. Христиане, по вере в Христа получили Духа Святого (Гал. 3:2; 4:6), облечены во Христа (Гал. 2:20; 3:27), и имея обновлённый ум (Рим. 12:2) могут познавать волю Божию и подходить к её исполнению творчески, свободно. Русский философ С.Н. Трубецкой писал: «Существо, определяющееся к действию не частными причинами, но идеальною полнотою было бы совершенно свободно» [12, с. 585]. Именно такую возможность мы имеем в новозаветном христианстве. Для желающих точно знать, что такое хорошо и что такое плохо, Павел приводит два списка (5:19-25), предваряя первый из них словами: «дела плоти известны» (5:19) как бы спрашивая тем самым галат: «вы что же, не можете сами отличить одно от другого, дурного от доброго, плотского от духовного?» Суть новозаветной этики состоит в переходе «из одного лагеря в другой», кода грешников, бывших Своих врагов, Бог провозглашает: «Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Еф. 2:19). Это – возрождение, или то, что в Послании к Галатам апостол Павел назвал: «новой тварью» — «во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь» (Гал. 6:15). В таком состоянии люди живут уже новыми целями и стремлениями, которые соответствуют Божиим. В покаянии они «распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5:24). Хотя верующие и не избавлены от искушений и духовной борьбы, а иногда переживают и падения, Бог имеет различные инструменты для того, чтобы помогать упавшим и исправлять их пути (Гал. 6:1-5).

Таким образом, богословие Евангелия практическое – оно затрагивает все сферы человеческой жизни и ей подтверждается.

 

Евангелие

Добавить комментарий