И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого

Сергей Шидловский

 

В самом последнем отрывке из молитвы Господней Иисус произносит фразу: «И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого».

Греческое слово пейрасмон, употребленное в данном тексте, может означать как «искушение», так и «испытание», «тест» или «экзамен».Не думаю, что Бог когда-либо кого-либо намеренно вводит в искушение. Слово «искушение», как правило, несет с собой негативный смысл, как будто бы кто-то целенаправленно ставит нам подножку, чтобы мы упали.

Слово «испытание» несет в себе нейтральный смысл, как правило, оставляющий пространство для удачного или неудачного исхода дела. Человек может пройти испытание или же не пройти его. При этом, говоря об искушении, мы используем более сильные глаголы, такие, как «впасть в искушение» или «поддаться искушению». Когда мы говорим об испытании, то используем нейтральные в нравственном смысле глаголы: «пройти испытание» или «выдержать испытание».

Согласно словам апостола Иакова, Бог не искушается злом и никогда никого не искушает (Иак.1:13). Это значит, что Богу никто никогда не может подставить подножку. Бог никогда нас намеренно не введет в такую ситуацию, в которой мы наверняка провалимся и совершим грех. Бог, наоборот, избавляет нас от греха и довольно часто спасает нас в безвыходной ситуации.

«Избавь нас от лукавого»

В искушения мы чаще всего впадаем или сами из-за наших греховных помыслов, или из-за того, что диавол, враг душ человеческих, намеренно пытается совратить нас с правильного пути.

Наверное, из-за того, что Иисус осознавал всю серьезность борьбы Его учеников с диаволом, Он учил их молиться словами «избавь нас от лукавого» (Мф.6:13). Скорее всего, под словом «лукавый» в данном тексте подразумевается враг человеческих душ, диавол, или сатана, так как в греческом языке перед словом «лукавый» (греч. понеру) стоит определенный артикль. Однако некоторые комментаторы также не исключают, что в молитве Господней может содержаться и прошение учеников к Богу сохранить их от «зла» в общем смысле этого слова.

В отличие от Бога, нашего Отца, который всячески нас поддерживает, задача диавола состоит в том, чтобы украсть у нас покой, убить в нас веру в Бога и погубить нашу жизнь. Библия сравнивает врага человеческих душ со львом, говоря: «Противник ваш диавол (греч. диаболос) ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1Пет.5:8). О Боге же говорится, что Он, как Отец, заботится о нас. Апостол Петр пишет: «Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас» (1Пет.4:7).

Искушения, трудности и проблемы, которые мы с вами встречаем в жизни, являются результатом грехопадения. Еще давным-давно, в Эдемском саду, первая семейная пара ослушалась Бога, и из-за этого греха все люди несут на себе бремя греховности: переживают чувство вины и отдаленности от Бога, переносят болезни, недуги и всякие несчастия.

Бог не остался равнодушным к положению людей. Благодаря смерти Иисуса Христа, который взял на Себя грехи всех людей и воскрес на третий день, люди получили возможность прощения грехов. Теперь всё, что нужно сделать каждому из нас, – это признать себя грешниками и придти к Богу в молитве покаяния. Когда мы это делаем, Иисус силой Божьей дает нам новую жизнь и силу побеждать грех. С того момента мы больше не являемся рабами греху.

Избавляет ли покаяние или крещение нас от жизненных трудностей? Скорее, нет. Более того, иногда нам может казаться, что этих трудностей стало больше. Что поменялось? Поменялось наше отношение к греху. Мы стали намного более чувствительными к беззаконию. Если раньше мы измеряли успех, используя стандарты людей в обществе, то теперь мы меряем жизнь, используя библейские стандарты. Теперь мы не стремимся к успеху в жизненном предприятии любой ценой, используя обман и двойные стандарты, но стараемся быть честными: это принципы и правила, которые нам предлагает Бог. Если ты добился огромного успеха, «срезав углы» и обманув людей, в мире могут удивиться, говоря «Как тебе это удалось?», а также похвалить за смекалку. Перед Богом же такой успех равен нулю, потому что Бог ценит честность выше золота или миллиона долларов.

Мы с вами подвержены искушениям и падениям и потому, что наше сердце является полем битвы между Богом и диаволом, врагом человеческих душ. Мы с вами более не являемся рабами греху, но в нас живет греховная природа, которая постоянно побуждает нас к греху. Апостол Павел в разочаровании признал этот факт, говоря: «Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак, я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим.7:15-24).

Именно из-за подобного двойственного состояния христианам нужно постоянно быть начеку, чтобы не впасть в искушение, которое ведет к греху. Евангелие говорит, что многие искушения, которые встречаются на нашем пути, связаны с нашим телом. Они влияют на наши глаза, уши, руки и ноги. Глаза видят, уши слышат, язык произносит слова, руки дотрагиваются и ноги идут. Все действия, произведенные членами нашего тела, могут быть как хорошими, так и плохими.

Апостол Иоанн пишет о том, что мир, находящийся вокруг нас, предлагает нам очень много плохого: «Всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1Ин.2:16). То, что предлагает мир, не всегда внешне выглядит плохо. В школе старшеклассники предлагают парням или девушкам помладше закурить в первый раз. Только один раз, и все. В дворовых компаниях в первый раз предлагают затянуться «травкой». Только один раз, так, за компанию. В школе одноклассники могут смеяться над молодым христианином, потому что он сохранил половую чистоту. На работе коллеги могут назвать христианина «святошей», потому что каждый раз, когда они выпивают, он, непьющий, показывает, что отличается от них.

Нас, христиан, в мире меньшинство. Если подумать, то единственное место, где мы большинство, — это богослужения. Если вы посещаете три богослужения в течение недели, то максимум вы находитесь в молитвенном доме шесть часов из 168. Это значит, что 162 часа в неделю мы проводим вне церкви! Это более 96% нашего времени! В любом месте, кроме церкви и нашей семьи (если она состоит из христиан), мы с вами как христиане оказываемся в меньшинстве. Поэтому всегда и везде мы будем испытывать давление со стороны мира.

Это является правдой не только в отношении молодых людей. Искушениям человек подвержен в любом возрасте и состоянии. Но при всём этом мы всегда должны помнить, что Бог, действующий в нас, сильнее диавола, который является князем этого мира.

Еще перед своими страданиями Иисус предупреждал Своих учеников о необходимости «бодрствовать, чтобы не впасть в искушение» (Мк.14:33-35). Помни, что, последовав за ложной приманкой диавола один раз, ты можешь последовать за нею и второй, и третий раз. И тогда любая греховная привычка может стать стилем твоей жизни и отдалить тебя от Бога.

Преодоление искушений – нелегкая задача. В трудностях, искушениях и испытаниях нам нужна помощь Бога как никогда. Один из комментаторов говорит, что, наверное, фраза «не введи нас в искушение» может значить, что ученики Христа просят, чтобы испытание, через которое они проходят, не вылилось в искушение, концом которого может стать падение.

Молясь словами Христа, каждый христианин должен быть уверен, что Бог будет с Ним. Вопрос состоит в том, что мы делаем, когда нас постигают трудные ситуации. Находим ли мы в себе силы тогда, чтобы вспомнить о Боге и помолиться, или же пытаемся сами преодолеть искушение? Без Бога мы немощны. Поэтому нам всегда необходима Его помощь. И когда мы призываем Бога на помощь, Господь не позволит нам «быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы мы смогли перенести» (1Кор.10:13).

Христос всегда понимает нас, когда мы оказываемся в сложной ситуации. Когда ты попал, образно говоря, «в яму» и не знаешь, как из неё выбраться, люди могут над тобой посмеяться, но Бог никогда этого не сделает. Бог не заинтересован в твоем падении или твоей неудаче. Иисус хочет тебе помочь, даже если прямо сейчас ты находишься в очень трудном положении и борешься с грехом. Христос потому понимает нас очень хорошо, что Сам прошел через искушение диавола. Враг душ человеческих хотел Его сбить с верного пути и помешать Его миссии спасения людей на земле. Но Христос в подобные моменты устремлял свой взор не на искушение и не на диавола. Он не заигрывал с ним и не пытался с ним спорить. Иисус знал, что только с помощью Отца и Его слова Он сможет отразить все стрелы диавола. И именно поэтому диавол потерпел неудачу (Мф.4гл.).

Иисус, переживший многое на этой земле, может и тебе помочь. Библия говорит: «Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» (Евр.2:18). Когда искушение придет в твою жизнь, когда диавол попробует тебя сбить с правильного пути и скажет, что в мире лучше, чем в церкви, что с ним лучше, чем с Иисусом, посмотри на Христа. Вспомни слова из Библии, которые ты заучил еще в детстве, помолись Богу, и Он пошлет тебе помощь.

А что делать, если ты упал, потерпел поражение или оступился? Мы все — несовершенные люди. Нет ни одного, кто не совершал бы ошибок на своем пути. К сожалению, многие из нас делят грехи на большие и малые, но Бог этого не делает. Перед Ним грех есть грех. Любой грех, любая ошибка ужасна и ведет за собой последствия, однако Бог никогда никого не оставляет в безвыходной ситуации. Если человек приходит к Богу в покаянии, Бог его прощает и смывает его грехи Кровью Иисуса Христа.

К сожалению, многие христиане сегодня не знают, что им делать, если в их жизни произошло падение. А ответ на такой вопрос очень прост. Когда ты осознал, что совершил грех и поддался искушению, склони свои колени там, где находишься, и помолись Богу. Попроси у Него прощения, признай свой неверный поступок, и Бог простит тебя. Многие люди не верят, что все так просто, но Евангелие говорит, что это так на самом деле: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1Ин.1:9).

Мы нуждаемся в Боге в любой ситуации, будь то насущный хлеб, прощение или ситуация, связанная с испытанием и искушением. Наверное, это и есть одна из важнейших истин, извлеченная из молитвы Господней: мы нуждаемся в Нем, в нашем Небесном Отце, всегда.


Arsus

Добавить комментарий