Почему люди верят в Бога?

На поиски ответа ученые потратят 3.000.000 долларов

Специалисты Центра антропологии и сознания Оксфордского университета получили внушительный грант на исследования природы религиозных чувств. Несколько ученых-конкурентов сразу выдвинули свои версии. Эндрю НЬЮБЕРГ:

«Мысль способна растворяться во Вселенной» В Центре духовности и сознания при университете американского штата Пенсильвания (США) во главе с доктором Эндрю Ньюбергом пытаются понять, как связаны мозг и вера. К участию в одном из экспериментов ученые пригласили восемь тибетских монахов. Предложили медитировать, представляя некое божественное существо. И рассчитывали зафиксировать момент, когда ощущение человеком собственного «я» начнет растворяться в этом неземном образе. 

— Кажется, будто бы фильм вашей жизни прерывается, и вы вдруг видите тот пучок света, который проектировал его на экран, — поделился своим впечатлением от «момента» монах Майкл Бейме. 

«Слившимся со Вселенной» сканировали мозги. И обнаружили повышенную активность в тех участках, которые регулируют внимание. Но при этом в задней верхней теменной доле наблюдалась поразительная пассивность. 

— Расположенный там пучок нейронов отвечает за ориентацию тела в пространстве и позволяет ощущать различие между собственной личностью и всем окружающим, — рассказывает доктор Ньюберг. — Например, люди, у которых эта область поражена, с трудом находят дорогу даже в окрестностях собственного дома.

Похоже, что глубокая медитация сродни недугу — стирает границы между личностью и внешним миром. Люди действительно от него отключаются. Их теменные доли не получают извне никаких образов и звуков. А лишенный своего нормального «питания», этот участок мозга перестает нормально функционировать, в результате чего человека охватывает чувство вечности. 

Ньюберг повторил тот же эксперимент с францисканскими монахинями. Но они не медитировали, а молились. Неудивительно, что сканирование показало усиление активности областей мозга, которые связаны с речью. Но за этим опять же последовало отключение теменных долей. Монахини тоже «слились». — В строении мозга заложена способность «общения» с Богом, — делает, прямо скажем, спорный вывод доктор Эндрю Ньюберг.

Майкл ПЕРСИНГЕР: «Мозг рождает призраков» — Если религиозное чувство, как утверждает Ньюберг, имеет материальную основу, то нельзя ли вызывать его в мозгу искусственно? — задался вопросом доктор Майкл Персингер, нейролог из университета американского города Садбери.  Уже несколько лет Персингер отправляет добровольцев на «встречу с Богом», стимулируя слабыми магнитными полями их височные доли. И обнаруживает: в среднем четверо из пяти людей начинают чувствовать, что рядом с ними в комнате находится призрачное существо.  

— Замечая нечто сверхъестественное, добровольцы ведут себя по-разному, — говорит доктор Персингер. — Те, которые недавно потеряли близкого человека, часто именно его и видят. А большинство религиозных людей считают, что встречаются с Богом. 

Скорее всего, видения — всего лишь галлюцинация. Но кто знает, насколько на самом деле мир иллюзий далек от реального? Опыты ученого, увы, не дают ответа на этот вопрос.

 Ричард ДОКИНС: «Мы восприимчивы к психологическим вирусам» 

— Лично я склоняюсь к версии, что потребность в Боге возникла в ходе эволюции, а не порождена неким стадным чувством, — говорит английский эволюционист Ричард Докинс. — Доказано, что в самой человеческой природе — на уровне генов — закреплена восприимчивость к вере в чудеса. Поэтому она столь живуча — даже в продвинутом ХХI веке.  

На самом деле, — продолжает Докинс, — существование Бога — создателя Вселенной — это научная гипотеза, к которой следует относиться с тем же скептицизмом, как и к любой другой. Но она в отличие от других переходит по наследству из поколения в поколение. Как нечто среднее между генетическим и вирусным заболеванием.  По мнению ученого, взрослые передают веру детям, «заражая» многими «психологическими вирусами». Религия — лишь один из них. А ведь есть еще вера в приметы, гороскопы, гадания… 

ИТОГО 

— Проблема заключается в том, что мозг в равной степени порождает и реальные, и мистические переживания, — говорит доктор Ньюберг. — Звучит парадоксально, но единственным критерием реальности для нас является то, насколько реальной мы сами ее ощущаем. И из этого круга невозможно найти выход. Да, у нас есть данные о том, что вера в Бога заложена в строении мозга. Но это не означает, что она — однозначно результат биохимии. Возможно, Бог встроил нам в головы антенны, чтобы мы слышали и понимали его. 

 

«Комсомольская правда»

Добавить комментарий