|
ПРАВОСЛАВИЕ
|
КАТОЛИЧЕСТВО
|
ПРОТЕСТАНТИЗМ
|
1. ОРГАНИЗАЦИЯ ЦЕРКВИ
|
Отношение к другим христианским конфессиям
|
Считает себя единственно истинной Церковью.
|
Считает себя единственно истинной Церковью. Однако после второго Ватиканского собора (1962-1965гг.) принято говорить о православных Церквах как о Церквах-Сёстрах, а о протестантах как о церковных объединениях.
|
Разнообразие взглядов вплоть до отказа считать обязательной для христианина принадлежность к какой-либо конкретной конфессии
|
Внутренняя организация Церкви
|
Сохраняется разделение на поместные Церкви. Существуют многочисленные различия по обрядовым и каноническим вопросам (например, признание или непризнание григорианского календаря). В России насчитывается несколько различных Православных Церквей. Под эгидой Московской Патриархии находятся 95% верующих; самой древней альтернативной конфессией является старообрядчество.
|
Организационное единство, скрепляемое авторитетами папы Римского (главы Церкви), при значительной автономии монашеских орденов. Существуют немногочисленные группы старокатоликов и католиков-лефевристов (традиционалистов), не признающих догмат о непогрешимости папы.
|
В лютеранстве и англиканстве преобладает централизация. Баптизм организован по федеративному принципу: баптистская община автономна и суверенна, подчиняется только Иисусу Христу. Союзы общин решают только организационные вопросы.
|
Отношения со светскими властями
|
В разные эпохи и в различных странах Православные Церкви то находились в союзе ("симфонии") с властями, то подчинялись им в гражданском отношении.
|
Вплоть до начала нового времени по своему влиянию церковные власти конкурировали со светскими, а папа располагал светской властью на обширных территориях.
|
Разнообразие модели отношений с государством: в одних европейских странах (например, в Великобритании) — государственная религия, в других — Церковь полностью отделена от государства.
|
Отношение к браку духовенства
|
Белое духовенство (т. е. всё духовенство, кроме монахов) имеет право вступать в брак один раз.
|
Духовенство даёт обет безбрачия (целибат), за исключением священников Церквей восточного обряда, основанных на союзе с Католической Церковью.
|
Брак возможен для всех верующих.
|
Монашество
|
Существует монашество, духовным отцом которого считается св. Василий Великий. Монастыри подразделяются на общежитийные (киновиальные) с общим имуществом и общим духовным наставничеством и особножитийные, в которых нет правил киновии.
|
Существует монашество, которое с 11-го — 12-го вв. стало оформляться в ордена. Наибольшее влияние имел орден св. Бенедикта. Позже возникли другие ордена: монашеские (цистерцианский, доминиканский, францисканский и др.) и духовно-рыцарские (тамплиеры, госпитальеры и др.)
|
Отвергает монашество.
|
Высший авторитет в делах веры
|
Высшие авторитеты — священное Писание и священное предание, включающие в себя труды отцов и учителей церкви; Символы веры древнейших поместных церквей; вероопределения и правила вселенских и тех поместных соборов, авторитет которых признан 6-м Вселенским собором; древняя практика Церкви. В 19-м — 20-м вв. высказывалось мнение о том, что допустимо развитие догматов церковными соборами при наличии благодати Божией.
|
Высшим авторитетом является папа римский и его позиция по вопросам веры (догмат о непогрешимости Папы). Также признаётся авторитет Священного писания и Священного Предания. католики считают соборы своей Церкви Вселенскими.
|
Высшим авторитетом является Библия. существуют разнообразные взгляды на то, кто обладает авторитетом в толковании Библии. В одних направлениях сохраняется близкий к католическому взгляд на церковную иерархию как на авторитет в толковании Библии, или же совокупность верующих признаётся источников авторитетного толкования Священного Писания. Другим присущ крайний индивидуализм ("каждый читает собственную Библию").
|
2. ДОГМАТЫ
|
Догмат об исхождении Духа Святого
|
Считает, что Дух Святой исходит только от Отца через Сына.
|
Считает, что Дух Святой исходит и от Отца, и от Сына (филиокве; лат. filioque — "и от Сына"). Католики восточного обряда имеют иное мнение по этому вопросу.
|
Конфессии, входящие во Всемирный Совет Церквей, принимают краткий, общехристианский (Апостольский) Символ веры, не затрагивающий этого вопроса.
|
Учение о Деве Марии
|
Богоматерь не имела личного греха, но несла последствия первородного греха, как все люди. Православные верят в вознесение Богоматери после успения (кончины), хотя догмата об этом нет.
|
Существует догмат о непорочном зачатии Девы Марии, что подразумевает отсутствие не только личного, но и первородного греха.
|
Мария воспринимается как образец совершенной женщины. католические догматы о Ней отвергаются.
|
отношение к чистилищу и учению о "мытарствах"
|
Существует учение о "мытарствах" — испытаниях души умершего после смерти.
|
Существует вера в суд над умершим (предваряющий последний, Страшный Суд) и в чистилище, где умершие освобождаются от грехов.
|
Отвергается учение о чистилище и "мытарствах".
|
3. БИБЛИЯ
|
Соотношение авторитетов Священного Писание и Священного Предания
|
Священное Писание рассматривается как часть Священного Предания.
|
Священное Писание уравнено со священным Преданием.
|
Священное Писание выше священного Предания.
|
4. ЦЕРКОВНАЯ ПРАКТИКА
|
Таинства
|
Приняты семь таинств: крещение, миропомазание, покаяние, евхаристия, брак, священство, елеосвящение (соборование).
|
Приняты семь таинств: крещение, миропомазание, покаяние, евхаристия, брак, священство, елеосвящение.
|
В большинстве направлений признаются два таинства — причащение и крещение. Несколько направлений (главным образом анабаптисты и квакеры) не признают таинств.
|
Принятие новых членов в лоно Церкви
|
Совершение крещения детей (желательно в три погружения). Миропомазание и первое причащение совершаются сразу после крещения.
|
Совершение крещения детей (через окропление и обливание). Миропомазание и первое крещение совершаются, как правило, в сознательном возрасте (от 7 до 12 лет); при этом ребёнок обязан знать основы веры.
|
Как правило, через крещение в сознательном возрасте с обязательным знанием основ веры.
|
Особенности причащения
|
Евхаристия совершается на квасном хлебе (хлеб, приготовленный на дрожжах); причащение для духовенства и мирян Телом Христовым и Его Кровью (хлебом и вином)
|
Евхаристия совершается на опресноках (пресный хлеб, приготовленный без дрожжей); причащение для духовенства — Телом и Кровью Христовыми (хлебом и вином) , для мирян — только Телом Христовым (хлебом).
|
В разных направлениях употребляются различные виды хлеба для причащения.
|
Отношение к исповеди
|
Исповедь в присутствии священника считается обязательной; принято исповедоваться перед каждым причащением. В исключительных случаях возможно и прямое покаяние перед Богом.
|
Исповедь в присутствии священника считается желательной хотя бы раз в год. В исключительных случаях возможно и прямое покаяние перед Богом.
|
Не признаётся роль посредников между человеком и Богом. Никто не имеет право исповедовать и отпускать грехи.
|
Богослужение
|
Главным богослужением является литургия по восточному обряду.
|
Главным богослужением является литургия (месса) по латинскому и восточному обрядам.
|
Разнообразные формы богослужения.
|
Язык богослужения
|
В большинстве стран богослужение на национальных языках; в России, как правило, на церковно-славянском.
|
Богослужение на национальных языках, а также на латинском.
|
Богослужение на национальных языках.
|
5. БЛАГОЧЕСТИЕ
|
Почитание икон и креста
|
Развито почитание креста, икон. Православные отделяют иконопись от живописи как вида искусства, не обязательного для спасения.
|
Почитаются изображения Иисуса Христа, креста и святых. Допускается лишь молитва перед иконой, а не молитва иконе.
|
Иконы не почитаются. В храмах и молитвенных домах присутствуют изображения креста, а в областях, где распространено православие, — православные иконы.
|
Отношение к культу Девы Марии
|
Приняты молитвы Деве Марии как Богородице, Матери Божией, Заступнице.
|
Приняты молитвы Деве Марии как Богородице, Матери Божией, Заступнице.
|
Культ Девы Марии отсутствует.
|
Почитание святых. Молитвы об умерших
|
Почитаются святые, им молятся как заступникам перед Богом. Приняты молитвы об умерших.
|
Почитаются святые, им молятся как заступникам перед Богом. Приняты молитвы об умерших.
|
Святые не почитаются. Молитвы об умерших не приняты.
|