Достоинство личности в православной традиции

По словам богослова, дьякона Андрея Кураева термин «достоинство человека» новый для нашей традиции, поэтому ещё, не имеющий каких-либо внятных толкований, но сама постановка этого вопроса кажется очень радостной.

 

В Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата на прошлой неделе состоялось очередное заседание Рабочей группы по подготовке документа, излагающего православный взгляд на права и достоинство человека.

Корреспондент радио «Теос» попросил рассказать о своём понимании достоинства человека профессора богословия, дьякона Андрея Кураева.

«Надо различать достоинство человека, как рода и достоинство человеческой личности», — так начал свои рассуждения преподаватель Московской духовной академии.

«К сожалению, в восточно-христианской византийской культуре именно вторая тема развивалась менее значимо, нежели первая. Честь и защита чести не включались в круг христианских добродетелей восточно-христианскими авторами.

На Западе мы, например, уже в 1160-ом году встречаем у Петра Ломбардского такое определение личности: это индивидуальное существо, которое отличается благодаря своеобразию, относящемуся к достоинству. Пожалуй, тогда впервые в истории философии речь зашла об определении человека и личности, именно о личностном достоинстве. Надо сказать, что с 12-ого по 17-ый века более тысячи четырёхсот комментариев насчитывает западная культура к этой Сентенции Петра Ломбардского. И  достоинство для Петра Ломбардского и последующих его комментаторов, несомненно, уже неразрывно с понятием личность.

В православной традиции достоинство скорее связывали с принадлежностью к природе человеческой как таковой. А то, что человек – носитель образа Божьего, возлюбленное создание Божье, тот ради кого Сын Божий стал человеком и принёс искупительную жертву на Голгофе — это всё такое очень возвышенное, но это то, что одинаково относится ко всем людям, это не есть достоинство отдельной личности. И вот в этом смысле то, что сейчас в нашей Русской Православной Церкви разрабатывается концепция прав человека и личностного достоинства – это есть, с одной стороны, проект по-хорошему экуменический, с другой стороны, проект действительно новый и творческий для нас. И сама постановка этого вопроса мне кажется очень радостной», — сказал дьякон Андрей Кураев.

На просьбу дать своё определение достоинства богослов ответил: «Я не могу этого сказать, потому что термин новый для нашей традиции, поэтому ещё, не имеющий каких-то внятных толкований. Пока это ощущение, конечно же, вкусовое. И во многом эти вкусовые ощущения к делу достоинства человека, личности, что дозволительно, что нет, и они зависят от культурного контекста. Для римлянина или спартанца стыдно было встать на колени, проявить боль и заплакать. Спартанский мальчик предпочёл, чтобы лисёнок растерзал ему грудь, но не заплакал. Для человека библейской культуры встать на колени, заплакать, воздеть руки в отчаянной мольбе – это не является чем-то не достойным мужского поведения».

О правах, которые всегда необходимо отстаивать, служитель церкви сказал: «Христианин должен бороться за право быть человеком, за свободу своей совести. Это не означает, что это политическая свобода, это не совсем так. В опыте христианской церкви было много страниц, экспериментов сосуществования с весьма авторитарными режимами. Но пока государство только интересуется моим кошельком или моим местом в обще-парадной шеренге, то ещё можно маршировать в общей колонне. А вот, когда оно требует, чтобы и твоя душа мыслила, любила, надеялась, верила и негодовала, как велит правящая партия, с этим церковь никогда не соглашалась».

«Несомненно, надо различать политические права человека и духовные, даже не права, а долг. Это перед лицом государства у нас есть право на свободу совести, а перед лицом Бога – это наш долг сохранять свою совесть свободной», — подчеркнул миссионер, преподаватель Московской духовной академии, профессор, диакон Андрей Кураев, рассуждая о достоинстве человека.

Стоит напомнить, что Декларация о правах и достоинстве человека в контексте отечественной религиозно-нравственной и культурной традиции была принята на X Всемирном русском народном соборе, который проходил в Москве с 4 по 6 апреля 2006г. В документе отражено понимание ценности, достоинства, прав и свобод человека в категориях, присущих русской национальной, религиозной и культурной традиции. Священным Синодом Русской Православной Церкви было поручено специальной рабочей группе Всемирного русского народного собора подготовить проект документа, который излагал бы «православный взгляд на права и достоинство человека».

Радио Теос:

Добавить комментарий