Послание Апостола Павла к Тимофею

Архимандрит Ианнуарий (Ивлев)

 

"О, Тимофей! храни преданное тебе.." (1 Тим 6:20)


В Новом завете есть три писания, которые принято называть пастырскими посланиями. Это два послания апостола Павла к Тимофею и его же послание к Титу. Название «пастырские» отражает их содержание, так как в них даются наставления церковным пастырям.

Согласно традиционной точке зрения, пастырские послания были созданы в последние годы жизни апостола Павла. При этом Второе послание к Тимофею носит характер предсмертного завещания апостола (2 Тим 4:6–8), написанного им из заключения.

Тимофей — известный из книг Нового завета уроженец города Листры в Малой Азии. Его отец был греком, а мать — иудейкой. Обратившись в юном возрасте ко Христу, он стал верным спутником и любимым учеником апостола Павла, который называл Тимофея своим сыном и поручил ему руководство Эфесской церковью.

Оба послания к Тимофею просты по содержанию и в целом читаются без особого труда. В них затронуты четыре основные темы: защита юного христианства от лжеучений; формирование христианства, открытого миру; сохранение Апостольского предания и организация руководства Церкви.

NOTA BENE

ВРЕМЯ И МЕСТО НАПИСАНИЯ

Традиционная точка зрения: апостол Павел написал Первое послание к Тимофею в Македонии около 65 года, а Второе послание — незадолго до своей мученической кончины в Риме около 67 года.

ОСОБЕННОСТИ

Существенные отклонения от лексикона и стиля всех прочих посланий апостола Павла. Например, появление слова «благочестие» (1 Тим 2:2; 2:10; 3:16; 4:7; 4:8; 6:3; 6:5; 6:6; 6:11; 2 Тим 3:5; 3:12), немыслимого в Ветхом завете, а в Новом завете встречающегося еще только во Втором послании Петра и один раз в Деяниях святых апостолов (3:12), где «благочестие» может иметь значение языческой религиозности.

 

Дело в том, что это привычное для нас слово в древности означало только языческую набожность. Выражая свои мысли на языке окружающего мира, пастырские послания предполагают более активное общение с аудиторией слушателей и читателей поколений, наследующих апостолам. Лексические, стилистические и богословские особенности пастырских посланий в современной научной библеистике вызвали различные гипотезы об их авторстве и более позднем их происхождении.

Апостол вооружает Тимофея для борьбы с ложными учениями (1 Тим 4:1–11), для которых характерно было отрицание брака и крайнее пищевое воздержание. Такому аскетизму, который враждебен творению Божию, противопоставляется утверждение, что «всякое творение Божие хорошо» (1 Тим 4:4). Христиане имеют право пользоваться земными дарами, если они с благодарением принимаются как благие дары Божии (1 Тим 4:1–5).

Церковь — проводник спасительной воли Божией. Поэтому она должна быть открытой нехристианскому окружению, так как ей дана заповедь «научите все народы» (Мф 28:19). Для успешного осуществления этой миссии она должна развивать в себе такие формы жизни, которые привлекательны для нехристиан, чтобы они узнавали в церкви осуществление своих собственных этических идеалов.

В изменяющемся мире и в смене поколений Церковь должна оставаться собою. Эта идентичность Церкви гарантируется неизменностью Предания, идущего от апостолов. Это Предание обозначается в посланиях к Тимофею заимствованным из античного права термином paratheke — вручаемое на хранение имущество, недоступное ни для какого вмешательства и изменения (1 Тим 6:20; 2 Тим 1:14).

Учение апостолов следует хранить, им следует управлять. Забота пастырских посланий сосредоточена на подготовке пастырей Церкви, хранителей учения, на формировании структуры управления Церковью, руководители которой в Первом послании к Тимофею называются то «епископы», то «пресвитеры». Греческое слово «епископ» означает «блюститель», а «пресвитер» — старейшина. Терминология, отражающая церковную структуру, в те годы еще не сформировалась окончательно. Поэтому слова «пресвитеры» и «епископы» употреблялись как синонимы. Ученик апостола Павла Тимофей должен служить образцом церковного руководителя. Перечисляются те условия пастырского служения, которые относятся в первую очередь к области христианской нравственности и исповедания истинной веры. Отмечаются также необходимые в пастырском служении общественные добродетели.

Три пастырских послания предполагают ряд трудных проблем, с которыми столкнулась Церковь к концу I века христианской эры. Если самые первые христиане были уверены, что в скорейшем времени, еще при их жизни, истории этого мира настанет конец и наступит Царствие Божие, то постепенно энтузиазм ожидания Второго Христова пришествия уступил место трезвому взгляду на то, что история продолжается и что необходимо искать способы сосуществования с окружающим миром. Поколение «сынов» столкнулось не только с ослаблением энтузиазма, присущего «отцам», но и с появлением многих лжеучений, а вместе с тем с необходимостью защиты Апостольского предания от риска его утраты.

 

Все эти проблемы и сформировали содержание пастырских посланий, которые с течением времени не теряют своей значимости как Слово Божие, свидетельствующее о Духе Святом, Который, по обетованию Иисуса Христа, не оставлял Церкви в трудных условиях ее молодости, но сохранял и вел ее сквозь все изменяющиеся внешние и внутренние условия ее бытия. Послания к Тимофею, помимо своей духовной значимости, имеют также большое историческое значение как ценные свидетельства истории первых христианских поколений.

 

Решение

Добавить комментарий