Бог призывает нас служить людям и в бизнесе

Первый принцип основной философии бизнеса, которому должны следовать христиане – Бог есть Бог, «дающий нам обильно для наслаждения», выращивание, изготовление и распространение Его благого творения. Этот принцип не противоречит Божьему предназначению для человечества (Быт. 1:28).

 

Далее в Библии мы находим второй принцип философии бизнеса: «Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали [о] [себе] и уповали не на богатство неверное, но на Бога живого, дающего нам всё обильно для наслаждения» (1 Тим. 6:17).

 

«Уповай на Бога, а не на богатство» — вот второй принцип мудрой христианской философии.

 

Во-первых, богатство нестабильно (не «уповайте на богатство неверное»).

Богатство уменьшается под воздействием инфляции, разрушается землетрясением в Японии или наводнением в Европе, или от любой катастрофы, от природного катаклизма до войны, богатство могут украсть.

 

Во-вторых, оскорбительно для Дающего то, что на Его дар уповают больше, чем на Него. Как мужу, только что подарившему своей новобрачной бриллиантовое свадебное кольцо. Как оскорбительно, если жена любит кольцо, а не мужа, как глупо, если она думает, что кольцо, а не супруг, принесет ей счастье, как больно, если она целует кольцо, но никогда не целует мужа. Как тяжело отцу, который упорно и много работает, чтобы накормить семью, а семья благодарит еду, а не Отца, любит пиры, но Отца игнорирует.

 

Но разве мы, люди, поступаем не так? Мы часто похожи на блудного сына из притчи, который попросил у отца свою долю наследства и ушел. Ему нужно было отцовское благословение, но не отец. Иисус рассказывает эту историю в Евангелии от Луки, 15:11-32.

 

«…У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую [мне] часть имения. И [отец] разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону…» Заметьте, он не просто переселился в отдельный дом по соседству. Он ушел от отца как можно дальше, «в дальнюю сторону».

 

Но в 1 Послании к Тимофею говорится, что мы не должны быть такими, мы должны уповать «не на богатство неверное, но на Бога живаго».

 

Бог дал тот же совет Израилю в земле Ханаанской. Во Второзаконии (Втор. 8:7-18) говорится о том, что когда израильтяне становились богатыми, они забывали о Боге, Который дал им все это и начинали гордиться своими достижениями: «Ибо Господь, Бог твой, ведет тебя в землю добрую, в землю, [где] потоки вод, источники и озера выходят из долин и гор, в землю, [где] пшеница, ячмень, виноградные лозы, смоковницы и гранатовые деревья, в землю, [где] масличные деревья и мед, в землю, в которой без скудости будешь есть хлеб твой и ни в чем не будешь иметь недостатка, в землю, в которой камни — железо, и из гор которой будешь высекать медь. И когда будешь есть и насыщаться, тогда благословляй Господа, Бога твоего, за добрую землю, которую Он дал тебе. Берегись, чтобы ты не забыл Господа, Бога твоего, не соблюдая заповедей Его, и законов Его, и постановлений Его, которые сегодня заповедую тебе. Когда будешь есть и насыщаться, и построишь хорошие домы и будешь жить [в них], и когда будет у тебя много крупного и мелкого скота, и будет много серебра и золота, и всего у тебя будет много, — то смотри, чтобы не надмилось сердце твое и не забыл ты Господа, Бога твоего, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; Который провел тебя по пустыне великой и страшной, [где] змеи, василиски, скорпионы и места сухие, на которых нет воды; Который источил для тебя [источник] воды из скалы гранитной, питал тебя в пустыне манною, которой не знали отцы твои, … чтобы ты не сказал в сердце твоем: "моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие", но чтобы помнил Господа, Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство».

 

Как показать, что мы ценим Того, кто дает нам богатство, больше, чем богатство? В отрывке из Второзакония, приведенном выше, мы находим следующие способы:

1. Говорите об этом: «…когда будешь есть и насыщаться, тогда благословляй Господа, Бога твоего, за добрую землю, которую Он дал тебе». Жена, которая любит мужа больше бриллиантового кольца, скажет ему о своей любви. Сын, который любит отца больше, чем то, что тот дает ему, скажет ему: «Спасибо, папа».

2. Показывайте это делами: «Берегись, чтобы ты не забыл Господа, Бога твоего, не соблюдая заповедей Его, и законов Его, и постановлений Его…».

 

Многие из положений Второзакония говорят о любви к ближним, особенно к неимущим.

Тема выказывания любви Дарующему, через подаяния бедным, часто обсуждается в Библии:

1) «Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали [о] [себе] и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам всё обильно для наслаждения; чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни» (1 Тим. 6:17-19).

2) «Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся» (Еф. 4:28).

 

Этот стих из Послания к Ефесянам должен стать основным принципом в экономике и бизнесе.

А) «Кто крал, вперед не кради». Переход России к свободному рынку был бы гораздо успешнее, если бы мафия не грабила предприятия, инвесторы не воровали бы у более слабых инвесторов в кампаниях приватизации, государство не воровало бы у своих граждан через инфляцию (печатая больше денег), люди, контролирующие добычу нефти, золота и других сырьевых материалов использовали бы их на улучшение благосостояния государства, а не для личного обогащения, если бы банкиры не растрачивали деньги вкладчиков, вместо того, чтобы мудро использовать их.

Б) «Лучше трудись, делая своими руками полезное». Россия была бы более успешной и при плановой, и при рыночной экономике, если бы пьянство не влияло на производительность труда.

В) «Чтобы было из чего уделять нуждающемуся». Чтобы показать Богу, что мы любим Его больше, чем дары, нужно работать, чтобы иметь средства на помощь бедным. Первостепенная задача работы – не накопить больше богатства для себя, а помочь тем, кто действительно нуждается.

 

3) «Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь [вечную], соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Матф. 19:16-24).

 

Как показать, что я люблю Дарующего, а не Его дары? Эта история отвечает так: «Отдавай неимущим».

 

Так же в ней говорится «Продай все имение, и следуй за Мной». Св. Франциск понял это буквально, раздал все свое имущество, и провел остаток жизни в лохмотьях, помогая бедным, выпрашивая еду. Но если принять взгляды францисканцев, то бизнес станет невозможным и бессмысленным.

 

В мире есть много христиан, которые совмещали и библейский совет, и бизнес. Они

устраивают  школы по изучению Библии и образовательные курсы для неимущих,   он организовывают разнообразные кооперативы: (пищевые, медицинские кооперативы розничной торговли и пр.). Они оказываю помощь людям, учат их, как начать бизнес и управлять им, изучают с ними Библию.

 

Эти люди не стали монахами, чтобы последовать словам Иисуса «продай все и раздай неимущим». Их помощь осуществлялась по принципу «научить рыбачить не значит давать рыбу».

 

Итак, можно последовать совету Иисуса, не отказываясь от бизнеса. В Его словах «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим;… и приходи и следуй за Мною» содержатся следующие принципы:

1) Зрелый предприниматель верит в поддержку Бога, заботится о других и следует за Иисусом. Христиане должны стремиться быть, как Иисус, который «будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» (2 Кор. 8:9).

2) Зрелый предприниматель хранит сокровища там, где они будут в безопасности. Как сказал Иисус в Нагорной Проповеди: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Матф. 6:19-21).

3) Зрелый предприниматель знает, что Христос – его главное сокровище. Апостол Павел, великий мыслитель первого века, фарисей, преданный исполнению иудейских законов, выпускник лучшей школы своего времени, однажды во время карательной экспедиции, направленной на христиан, встретил Иисуса, и так проникся желанием служить Ему, что писал: «…что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере; чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых» (Фил. 3:7-11).

4) Зрелый предприниматель знает, что не может служить двум хозяевам: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Матф. 6:24).  (Маммона – греческое слово, означающее деньги и имущество).

 

Иисус здесь говорит «нельзя», а не «было бы лучше не делать этого». Он говорит, что нельзя служить и Богу, и маммоне. Это также невозможно, как заявить, что 2 + 2 = 5. Наш Бог ревнив (Исх. 20:5) и не разделит Свою славу ни с кем (Ис. 42:8). Он требует абсолютного владычества в нашей жизни и бизнесе.

 

В этом заключается значение договора между Богом и Его народом. Христианин относится к Богу, как вассал к сеньору, как слуга к царю. Он был в царстве греха, но Бог вызволил его из рабства и привел в царство надежды и возрождения. Но как правитель этого царства, Бог хочет послушания. Пока вассал служит сеньору, сеньор защищает его и дает ему необходимое. Но если он повернется к другому господину (маммоне), гнев сеньора обрушится на него.

 

Все, что заставляет нас забывать об авторитете Бога, есть идолы, ложные боги. И когда мы ставим имущество (материальное богатство, здоровье,  власть и даже дружбу) прежде Бога, мы поклоняемся идолу. Когда же мы используем их для служения Господу, они становятся инструментами для строительства Божьего царства и делают нас зрелыми.

 

Но бороться со старым идолом Мамоны очень трудно? Как можем мы противостоять ему?

1) Во-первых, мы должны признать, что мы по своей природе враждебны Богу, и из-за этой греховной природы не хотим, чтобы Он был нашим царем (Еф. 2:1-3, Кол. 1:21).

2) Во-вторых, мы должны верить в то, что Христос искупил наши грехи на кресте, и что через веру нам дается новая природа, стремящаяся к Богу (Еф. 2:4-10).

3) Затем, мы должны ежедневно в молитве просить у Бога поддержки в нашей борьбе с тягой к имуществу (1 Фес. 5:17).

4) Мы должны ежедневно читать Библию. «В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою» (Пс. 119:11).

5) И нужно искать помощи у более опытных братьев и сестер по вере (Еф. 4:11-16).

6) И помогать нуждающимся. Богатому юноше, так привязанному к своему имуществу, Иисус сказал «Раздай все», мытарю Закхею Он не предложил раздать все богатства. Закхей вернул в четырехкратном размере украденное, а также раздал половину имущества бедным (Лук. 19:1-10).

7) И во всех наших делах нужно помнить, что Христос умер за нас на кресте. «Ничего [не делайте] по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе [только] каждый заботься, но каждый и о других. Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил. 2:3-8).

Добавить комментарий